Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

Оглавление

Они носили имя гордое "Варяг"

Виктор КАТАЕВ, исследователь истории кораблей с именем "Варяг"

Сколько было на нашем флоте судов с именем "Варяг" на борту? Этот вопрос часто можно слышать как от обывателя, так и от любителей истории флота, которые с удивлением узнают, что, кроме "того самого" "Варяга", оказывается, это имя носил не один и не два корабля, а более двадцати! Да, да, я не оговорился - более двадцати! Хотя, не все они несли службу в боевом строю, но все же сам по себе этот факт интересен и стоит того, чтобы исследовать его подробно. Чему автор и посвящает эту статью.

Корвет Варяг

 Заинтересовавшись этим вопросом, я окунулся в архивные дебри и, к своему удивлению, обнаружил документы на 29 кораблей и судов, носивших имя "Варяг"! В этом кропотливом поиске мне большую помощь оказал московский историк флота Н. Ченцов. Благодаря исследованиям ученого, были выявлены доселе неизвестные материалы о многих "гражданских" одноименных судах.

Самый первый "Варяг" начал свою историю в далеком 1847 году. Это был имевший вооружение тендер водоизмещением в 107 тонн. Экипаж его состоял из 25 военных моряков, хотя и принадлежало судно частному лицу. Тендер был куплен в Англии князем Б. Голицыным сразу после победы, одержанной яхтой на гонках в Плимуте.

После прихода в Санкт-Петербург тендер получил имя "Варяг". В те времена в России часто проводились парусные гонки, и отныне "Варяг" стал их непременным участником. Он практически всегда одерживал победы над своими соперниками. И только однажды, в августе 1848 года, "Варяг" уступил первенство яхте Черноморского флота "Ореанда". Командовал той яхтой лейтенант флота И. Унковский, которому после гонок был вручен приз из рук императора. "Варяг" пришел вторым. В соревнованиях участвовало 11 яхт (пять тендеров и шесть шхун). Интересно отметить, что судейским кораблем гонок был назначен фрегат "Паллада".

Но не долог век яхты. Вскоре ее отправили на дрова. В память о балтийском чемпионе позднее в Петербурге был основан и назван его именем яхт-клуб, который впоследствии стал родоначальником советского яхтенного спорта.

Хотя тендер и был военным судном, но все же летопись боевых кораблей, носивших имя "Варяг", по праву началась с одноименного корвета.

В 1861 году в Финляндии на воду был спущен парусно-винтовой корвет "Варяг". Имя свое корабль получил в память о скандинавских воинах, активных членах русских княжеских дружин - варягах. Подтверждением тому служит и носовая фигура судна, изображающая скандинавского воина, стреляющего из лука. Ныне она хранится в Центральном Военно-Морском музее в Петербурге.

Новый корабль был построен из дуба и горной сосны. Стоимость корпуса составила 400166 руб. 41 3/4 коп. Машина была взята с фрегата "Полкан". Котлы изготавливались на Кронштадском пароходном заводе. В Кронштадте были изготовлены и мачты.

При первом же плавании выявились различные недостатки в конструкции. Неудачная компоновка многих помещений, их расположение вызвали неудобства, а порой и серьезные нарушения в эксплуатации механизмов и агрегатов.

Корвет "Варяг" в истории русского флота известен своим участием в американской экспедиции 1863-1864 годов. Эскадрой командовал контр-адмирал С. Лесовский. В состав эскадры, помимо "Варяга", командиром которого был герой Севастопольской обороны капитан-лейтенант Р. Лунд, входили: фрегаты "Ал. Невский", "Ослябя", "Пересвет", корвет "Витязь", клипер "Алмаз", два вспомогательных судна "Красная Горка" и "Артельщик".

Одновременно с так называемой Атлантической эскадрой Лесовского от дальневосточных берегов России в Сан-Франциско отправилась эскадра, возглавляемая контр-адмиралом А. Поповым.

Неожиданное появление у берегов США двух русских крейсерских эскадр охладило воинственный пыл государственных мужей "туманного Альбиона" и предотвратило войну Англии и Франции против России из-за польских событий. Одновременное появление русских эскадр в США, кроме того, оказало большую моральную поддержку правительству А. Линкольна в войне против Юга.

После девятимесячного пребывания эскадры в водах США, когда спала напряженность, "Варяг" отделился от эскадры и ушел в кругосветное плавание с заходом на русский Дальний Восток, где пробыл около года. В этот период на корвете проходил службу гардемарин С. Макаров, который в будущем станет выдающимся адмиралом и ученым. Позднее на "Варяге" служили многие другие выдающиеся русские ученые и известные люди. Как, например, будущий академик А. Крылов. И что уже совсем удивительно, на нем проходил службу будущий командир легендарного крейсера "Варяг" В. Руднев. В 1867 году корвет прибыл в Кронштадт и встал в ремонт.

Позднее корвет в составе эскадры вице-адмирала К. Посьета совершил поход на Север России. Целью экспедиции являлась демонстрация русского флага, а также предоставление морской практики молодому Великому князю Алексею Александровичу, будущему генерал-адмиралу русского флота. В состав эскадры помимо "Варяга" входили клипер "Жемчуг" и шхуна "Секстан". В походе корабли посетили Киль, Берген, Гаммерфест и Варде.

20 июня 1870 года эскадра вошла в гирло Белого моря. Великий князь на пароходе "Десятинный" посетил Архангельск и другие населенные пункты.

12 июля эскадра прибыла на Новую Землю. Здесь были проведены большие научные исследования. Открытые острова, проливы и заливы получили имена кораблей и первооткрывателей.

В завершение плавания "Варяг" ушел в Исландию, а "Жемчуг", получивший повреждения в шторм, вернулся в Кронштадт. В этом походе корветом командовал капитан-лейтенант О. Кремер.

В разгар очередной русско-турецкой войны в 1877-1878 годах на Дунае и на Черном море появились маленькие, но грозные минные катера, которые своими действиями сковали морские силы противника. Среди них был известен отчаянными вылазками паровой минный катер "Варяг". Имя свое катер получил в честь корвета, откуда был откомандирован. Командовал катером гардемарин Е. Аренс.

В результате боевых действий отряд паровых катеров уничтожил турецкий броненосец "Сейфи". За всю кампанию катерами поставлено 25 минных заграждений, состоявших из 173 сфероконических и 242 гальванических мин.

И все же имя "Варяг" в отечественном флоте долгое время было рядовым именем, ни о чем не говорящим современнику, пока в начале XX века "не родился" новый бронепалубный крейсер, который по "наследству" получил имя корвета и через три года после рождения навеки обессмертил его.

Строился корабль на верфях города Филадельфия (США) по заказу русского правительства. По тогдашнему уровню развития техники он был совершенным техническим сооружением. На борту имел и современные скорострельные орудия, и телефонную сеть, и центральную систему управления огнем (в тогдашнем понимании этого вопроса), и ряд других технических новшеств. Даже тестомешалка в пекарне была электрической. Крейсер "Варяг" в Кильском канале

"Варяг" всю свою недолгую службу провел на Дальнем Востоке. Кораблю с самого начала его карьеры не везло: из-за многих недочетов, допущенных заводом-изготовителем, а также из-за неустоявшихся взглядов на многие вопросы проектирования кораблей и их энергетических установок. На крейсере были установлены переразмеренные паровые машины и неудачные котлы системы Никлосса, которые в дальнейшем сыграли в судьбе "Варяга" трагическую роль. Возможно, что именно эти обстоятельства в конце 1903 года привели его в корейский порт Чемульпо. 26 января 1904 года он вместе с канонерской лодкой "Кореец" был там неожиданно блокирован многочисленной японской эскадрой. На следующий день после часового жаркого боя непобежденным он вернулся на рейд и к вечеру был затоплен своей командой, а "Кореец" был взорван. Оба судна стали символами мужества и героизма для многих поколений российских моряков.

Практически сразу же после известия о подвиге двух русских кораблей, в порыве патриотизма, русские судовладельцы и судостроители стали обращаться в Регистр с просьбой разрешить им назвать вновь строящиеся суда славным именем героического крейсера. Так появилось около двадцати судов различного назначения с именем "Варяг". Не был обойден вниманием и "Кореец". Командир крейсера "Варяг" капитан 1 ранга В.Ф. Руднев

В середине 1904 года была предпринята попытка возродить в военном флоте легендарное имя. В это время комплектовалась вторая эскадра Тихого океана. Для ее усиления предполагалось купить в Аргентине ряд броненосных крейсеров. Одному из них планировали дать имя "Варяг", но затея с покупкой не увенчалась успехом, и это имя исчезло из списков военного флота до 1916 года.

А в это время по рекам и озерам России бороздили волны гражданские суда различного назначения с гордым именем на борту. Среди них - и буксиры, и пассажирские, и рыболовные суда. Наиболее известными из них были два, которые оставили некоторый след в истории. В судьбе этих пароходов незримо отразилась судьба страны в то бурное время.

Буксирный пароход "Варяг", приписанный к Петроградскому порту, во время первой мировой войны был мобилизован на Балтфлот и определен в группу буксиров по обслуживанию линкоров. Маленький буксир "Варяг" день и ночь трудился на ниве войны, и казалось, ничто не предвещало беды. Но зимой 1917 года при буксировке линкора "Полтава" на "Варяге", видимо, замешкались и не успели во время отдать концы. В результате то ли линкор дал ход и дернул зазевавшийся кораблик, то ли по другой причине, но буксир внезапно опрокинулся через левый борт и быстро затонул. Экипаж спасти не удалось. По трагическому совпадению линкором в это время командовал бывший старший артиллерийский офицер легендарного "Варяга" С. Зарубаев.

На фронтах гражданской войны несли службу и другие "Варяги". Наиболее известен был пароход Амурского бассейна, построенный в 1905 году в городе Сретенске. Во время войны им командовал немец-интернационалист Ганс Манхарт, впоследствии пламенный антифашист, соратник Эрнста Тельмана.

Пароход занимался перевозкой войск и боеприпасов для частей Красной Армии. Драматические события развернулись в сентябре 1918 году, когда началось наступление японцев и белогвардейцев на Благовещенск. Части Красной Армии оказались в окружении. Командование приняло решение прорваться в горы. "Варяг", имея на борту много раненых, поднял флаг Красного Креста и двинулся вверх по реке, пытаясь выйти из окружения. Но, несмотря на флаг, японцы начали обстрел парохода. Начались пожары. Попытка прорыва не удалась. "Варяг" после неравного боя вынужден был отступить и уйти к китайскому берегу, где впоследствии был захвачен китайской стороной и передан белым. Дальнейшая судьба судна затерялась в дыму истории.

Известен "Варяг" и белогвардейский. А. Деникин 27 июня 1919 года приказом № 1317 создал Средне-Днепровскую флотилию, в состав которой входил бронированный моторный катер "Варяг". Командовал катером подпоручик Д. Концур. Особых подвигов за катером, да и за флотилией не отмечено. После разгрома войск Деникина флотилия перестала существовать, а суда были захвачены частями Красной Армии.

С тех пор великие перемены произошли в жизни нашей Родины. В бурях революционных, боевых и трудовых событий подвиг "Варяга" был предан забвению. Уходили из жизни люди, старели и ветшали корабли, и постепенно канули в Лету суда с именем "Варяг". В 30-х годах это имя более уже не появлялось на бортах ни военных, ни гражданских судов. Коротка оказалась и человеческая память: никто уже не вспоминал героев Чемульпо и имя их бесстрашного корабля.

А как сложилась судьба самого "Варяга"? Как известно, крейсер после гибели был поднят японцами и до 1916 года служил в японском флоте. В 1916 году Россия решила создать флотилию на Северном Ледовитом океане, но судов для этого не оказалось. Было решено обратиться к союзной Японии с предложением продать несколько военных кораблей. Япония охотно согласилась и предложила России бывшие русские корабли, в том числе и "Варяг".

По приходу во Владивосток многострадальный крейсер получил свое прежнее гордое имя. Отныне команда на него набиралась из Гвардейского флотского экипажа. Но при этом сам корабль не был гвардейским и соответственно не нес кормового георгиевского флага, а лишь георгиевский вымпел.

Внешний вид крейсера сильно изменился. Он был принят в плохом техническом состоянии. Изношенные механизмы требовали ремонта, и поэтому сразу после прихода в порт Романов-на-Мурмане он был отправлен на ремонт в Англию. Но кораблю не повезло в очередной раз. В России вначале произошла Февральская, а затем Октябрьская революции. Экипаж крейсера поднял красный флаг и перешел на сторону революции. На корабле был избран судовой комитет, который вместе с командованием приступил к некоторым косметическим мероприятиям в духе времени. Прежде всего, по требованию большинства матросов, с крейсера были списаны три офицера, отличавшиеся особо жестоким обращением к нижним чинам. Затем судовой комитет с некоторыми прогрессивными офицерами начал добиваться скорейшего проведения ремонтных работ на "Варяге", чтобы он мог быстрее вернуться на Родину. Однако новой власти в России было не до какого-то старого крейсера. За ремонт никто платить не собирался. Поэтому работы и не производились. Вскоре часть экипажа была отправлена в США для приемки новых тральщиков. Для охраны крейсера было оставлено десять человек команды. С ухудшением отношений между Советской Россией и Англией ухудшалось отношение властей к русским. Через некоторое время охрану крейсера арестовали, а корабль захватили.

На английском флоте, судя по имеющейся информации, "Варяг" некоторое время служил в качестве вспомогательного судна. Год спустя был продан на слом одной из частных фирм. Однако при буксировке корабля к месту разборки сел на камни у шотландского побережья. И там же в 1925 году он был разобран. Так закончилась история этого удивительного морского судна.

Корабля не стало, но продолжали жить песни о нем. На полях сражений, теперь уже Великой Отечественной войны, подвиг "Варяга" возродился в подвигах матросов нового поколения. С песней о гордом "Варяге" вошел в бессмертие сторожевой корабль "Туман". Не сдался врагу полярный "Варяг" - ледокольный пароход "А. Сибиряков". Навсегда остался в истории флота "подводный "Варяг" - подводная лодка Щ-408 и ряд многих других кораблей советского флота.

Сразу же после войны на экраны страны вышел фильм о гордом "Варяге", где главную роль знаменитого судна "играла" не менее знаменитая "Аврора".

Но уже до этого события о подвиге "Варяга" заговорили вновь. В 1943 году военный корреспондент И. Пономарев на фронтовых дорогах случайно встретил бывшего матроса с легендарного крейсера А. Войцеховского, и, что самое удивительное, впоследствии в результате поисков нашлись еще многие герои "Варяга", дожившие до тех дней.

К 50-летию боя были организованы специальные мероприятия. На торжественном вечере прозвучал приказ Главкома ВМФ Н. Кузнецова о присвоении имени "Варяг" новому артиллерийскому крейсеру типа "Свердлов". Но, как и многие другие корабли этой серии, "Варяг" не был достроен. После разборки артиллерийского крейсера его имя было передано новому ракетному крейсеру, который строился на заводе им. Жданова в Ленинграде. Это был новый, дотоле невиданный корабль проекта 58. Он во всех отношениях оказался удачным. Особенно была внушительна его огневая мощь.

Первым командиром нового "Варяга" был назначен капитан 2 ранга И. Моторный. Но недолго пришлось командовать ему новым кораблем. В 1964 году он скоропостижно скончался.

Гвардейский флаг на корабле был поднят 10 января 1965 года в Кронштадте. Флаг поднял командир корабля капитан 2 ранга Л. Двинденко, а гюйс - заместитель командира по политчасти капитан 2 ранга А. Воробьев.

Через месяц, 9 февраля 1965 года, в Таллинне, была открыта мемориальная доска в память о героическом крейсере "Варяг", погибшем в 1904 году. В дни празднования 20-летия Победы в Великой Отечественной войне ГРКР "Варяг" был гостем города Ленинграда и вместе с другими кораблями стоял в парадном строю на Неве.

20 августа 1965 года корабль был зачислен в бригаду дивизии ПК КТОФ. В том же месяце был включен в состав эскадры особого назначения и с 25 августа по 5 октября совершил тяжелый переход северным морским путем из Североморска во Владивосток. В состав эскадры входило несколько подводных лодок и надводных кораблей. Крейсер был флагманским кораблем. Переход обеспечивали ледоколы: "Ленинград", "Ленин", "Красин" и "Москва". Несмотря на это, ГРКР "Варяг" получил тяжелые повреждения в результате сжатия ледовых полей. Под пробоины (две с левого и одна с правого борта) водолазами были подведены пластыри. По прибытии во Владивосток корабль был поставлен в док для замены листов обшивки бортов.

Жизнь этого "Варяга" была одним прекрасным мгновением. За свою четвертьвековую службу крейсер прошел свыше 191232 морских миль. Двенадцать раз был отличным кораблем, завоевывая это звание пять раз подряд. Такого результата не добивался ни один корабль советского флота. Он неоднократно заносился на Доску почета ВМФ в Ленинграде (ЦВММ), многократно награждался различными призами, переходящими знаменами и Вымпелом МО СССР. В 1982 году гвардейский ракетный крейсер "Варяг" был объявлен лучшим кораблем Министерства обороны. Но недолог век корабля. Через 25 лет крейсер ушел на металлолом.

В это время в г. Николаеве строился новейший авианесущий крейсер, который был назван в честь столицы союзной республики - "Рига". Но не успели оглянуться, как эта союзная республика стала зарубежным государством. Приказом Главкома авианесущий крейсер стал "Варягом". Вначале все было пристойно: корабль строился, и все ждали момента подъема флага, но... и Николаев стал иностранным городом. Пока президенты спорили, кто из них "самее", "Варяг" умирал на глазах у всех. И не мог он громом своих орудий постоять за себя, как тогда, в четвертом. А нам было некогда. Каждый из нас был занят. Каждый старался оторвать кусок от когда-то могучего пирога-государства. Умерло государство - умер "Варяг", так и не увидев моря. Ныне, пишут газеты, завод продал крейсер китайцам на металлолом. Увы, история корабля с этим гордым именем с удивительной точностью повторилась спустя 80 лет. Та же ситуация хаоса в стране, тот же беспредел и тот же "Варяг" на чужбине, ставший заложником "мудрой" политики наших правителей. К чести рядовых граждан великой страны, они не смирились с этим положением и как могли спасали "Варяг": печать, радио и телевидение почти ежедневно напоминали о бедствии "Варяга". Покойный Влад Листьев буквально за несколько дней до своей трагической гибели посвятил этой теме свою передачу "Час-пик", Алексей Денисов и Борис Костенко в "Русском мире" создали о нем чуть ли не самый свой лучший фильм, но все было напрасно, этот корабль спасти уже было невозможно. В 2000 году летом крейсер под буксиром направился к месту своей новой службы. Однако Турция, видимо, под нажимом Запада решила не пропускать через проливы новоиспеченный китайский "Варяг". В истории этого многострадального корабля точка еще не поставлена. Чем она закончится неизвестно...

Не сидели сложа руки и военные моряки Краснознаменного Тихоокеанского флота. Там в свое время был уже сформирован экипаж нового крейсера во главе с командиром капитаном 1 ранга Высоцким Владимиром. И даже уже была печать нового корабля, и экипаж готовился в дальний путь к заселению "новостройки", но скоро закрыли штаты, и экипаж был разбросан по другим кораблям. Стало очевидным, что нового авианесущего крейсера на КТОФ не будет. Но как это так? Неужели флот свое 300-летие будет встречать без самого знаменитого корабля? Понятно, что нет. Начали думать, как выйти из этого положения.

В это время на Дальнем Востоке служил относительно новый ракетный крейсер "Червона Украина". Ему было пять лет от роду. Корабль был хороший во всех отношениях. Все было хорошо, но подводило имя. Республики, в честь которой носил он свое имя, уже давно не было. Тем более что эта республика в своей нынешней ипостаси много сделала для уничтожения бывшего могучего Черноморского флота, да и в судьбе "Варяга" сыграла не последнюю роль. Так или иначе, но начальство посчитало, что негоже в составе флота Российского иметь корабль, который носит имя в честь иностранного государства. Ну, представьте себе - в морях и океанах интересы России представляет крейсер "Червона Украина". Нелепость положения очевидна.

Поэтому в конце 1995 года было принято решение крейсер переименовать. На суд экипажа было представлено четыре названия: "Адмирал Макаров", "Владивосток", "Аскольд" и "Варяг". Экипаж, укомплектованный в Камчатской флотилии, однако не торопился относительно нового названия. Видимо, сильны были традиции, воспитанные ветеранами еще той "Червонки". Многие офицеры и матросы были прямыми потомками тех, кто в годы войны проливал кровь на палубах "старой "Червоны Украины". Были и житейские причины, препятствующие принятию единогласного решения о новом названии корабля. С одной стороны, было похвально, что экипаж так болезненно реагировал на это событие, но, согласитесь, другого выхода у командования просто не было. Корабль надо было переименовывать. Конечно, надо было это сделать сразу же после распада СССР, но тогда об этом никто не подумал, и вот теперь этот процесс происходил очень болезненно для всех.

Между тем командование флота торопило с решением. Там, наверху, не хотели принимать во внимание переживания экипажа по этому поводу. В связи с этим командование крейсера было вынуждено принять волевое решение. И это решение было в пользу названия "Варяг". Так была восстановлена историческая справедливость. Над водами Тихого океана с того солнечного февральского утра начал реять гвардейский Андреевский флаг нашего нового "Варяга". И пройдет с того дня еще немало времени, пока мы, современники, по достоинству оценим это событие в истории нашего флота. И со временем мы с гордостью будем вспоминать тех, кто стоял у колыбели нового "Варяга": это первый командир крейсера капитан 2 ранга Липинский Анатолий Иванович; заместитель командира по работе с личным составом капитан 3 ранга Синевич Андрей Эдуардович и ряд других офицеров крейсера. "Ныне наш гордый "Варяг" несет боевую службу на просторах Великого океана". Корабль успешно выполняет учебные стрельбы, часто выходит в море для решения учебных задач. В 1997, 1999 и 2002 годах крейсер побывал с дружественными визитами соответственно в Южной Корее, Китае и Японии.


Обсудить статью на форуме

Оглавление       Начало страницы


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU