|
ОглавлениеПобедоносного славьте - Георгия!Владимир МАКСИМОВ
"Чудо Георгия о змие" - любимый сюжет художников, иконописцев и воинов. Черный змей выполз из преисподни и окружил смрадом, мраком и удушающими "золотыми" кольцами Великий город. Прикованная и обреченная на погибель царевна стоит у крепостных ворот... Но происходит чудо! Появляется светлый витязь с копьем на белом коне и одерживает победу над ужасным чудищем. Язык древней иконы выразителен и ясен. Торжествующая песнь победителя, гимн подвигу и ратной славе! Мужественный воин с развевающимся красным плащом-багряницей, защитник родной земли и покровитель воинства. Легендарный и романтический рыцарь, любимый герой христианской мифологии и спаситель Красной солнечной Руси. В его героическом образе воплощены божественная справедливость, торжество правого дела и активное жизнеутверждающее начало. Цвета святой иконы понятны и глубоко символичны... Красный означает праведную кровь мученика, духовный огонь и победу над смертью. Черный - символ зла, погибели и ада. Белый конь и нимб над головой героя и воина - чистота и свет христианской веры, благородство и святость воинского подвига. Таково их прочтение и глубокий смысл.
На другой иконе XII века из Успенского собора Московского Кремля - Великомученик и Победоносец Георгий изображен в воинских доспехах. Его взор строг и внимателен. За внешним спокойствием угадывается суровая решимость воина, собранность духовных и физических сил. Руки его крепко сжимают грозное боевое оружие - копье и меч. Рукоять карающего меча подобна кресту, которому поклонялся святой Георгий и силою которого побеждал своих врагов. Сжимая духовное оружие, он словно повторяет слова, сказанные жителям спасенного им города "Не бойтесь змея и уповайте на Бога. Это он послал меня спасти вас от беды!" Земная жизнь святого Георгия была короткой - всего 30 лет. Он родился в Малой Азии, на территории современной Турции, в семье знатных и благочестивых родителей-христиан. Был молод и храбр, прекрасен собой и отмечен Божией благодатью. Служил воином, а затем видным военачальником у римского императора Диоклетиана (284-305). За проповедование христианской веры был подвергнут восьмидневным жестоким мучениям и пыткам, которые перенес со стойкостью, терпением и мужеством настоящего воина. Его топили в воде, жгли на костре, распиливали пилой и рубили топорами, варили в кипящем масле и засыпали гашеной известью, пронзали стрелами и обували в раскаленные железные сапоги, колесовали, травили ядом и бичевали... Но к изумлению мучителей, Георгий каждый раз оставался живым. Не зная, как сломить непреклонного воина, император приказал отрубить ему голову мечом. Произошло это событие в 303 году в Никомедии - 1700 лет назад. В древних легендах и сказаниях стойкость и мужество воина во время испытаний были связаны с силой Христовой молитвы и спасительного креста святого Георгия, геральдическое изображение которого символизировал впоследствии красный крест на белом поле. Основу почитания и культа святого Георгия заложил первый император-христианин Константин Великий (306-337), поместивший его изображение над входом в Большой императорский дворец в Константинополе. При нем в городе Лиде на месте погребения святого воина был воздвигнут и первый Георгиевский храм, торжественно освященный 3(16) ноября и находящийся сегодня в Палестине. Образ святого воина чеканили и на монетах византийских династий, считавших его своим покровителем. Всемерное почитание святого Георгия началось с V века и распространилось на Малую Азию, Сирию, Палестину, Балканские страны, Кавказ и Западную Европу. В одних странах его почитали как мученика и воина, а в мусульманском мире воспринимали как героя-полубога и святого пророка. В самой Византийской церкви с VIII века, наряду со святыми полководцами-стратилатами и воинами, святого Георгия причисляли к небесной гвардии и охранителям престола Девы Марии - Богородицы. Фигура закованного в латы святого воина украшала рыцарские стяги, щиты и оружие. Во времена Крестовых походов XI-XIII веков его представляли небесным рыцарем-крестоносцем, покровителем христианских армий и дарителей побед. Святой Георгий становится героем целого ряда "георгиевских" поэм, баллад и хроник, сказаний и рыцарских романов - на латинском, французском, английском, немецком, скандинавских и сербо-хорватских языках. В рыцарских романах и балладах той поры Георгий Победоносец - лучший из странствующих рыцарей небесного воинства, непосредственный участник сражений и битв и глава победных ратей, помогающих правой стороне. В великих войнах и битвах многие европейские армии, зачастую одновременно, призывали себе на помощь и спасение крылатого витязя на белом коне. "Святой Гарри (Георгий) и Англия!" - гласил боевой и победный клич английских воинов. Особенно горячим поклонником Святого Победоносца был король Англии Ричард I Львиное Сердце. В 1191 году, сражаясь в Третьем крестовом походе с султаном Салладином, он дважды побывал со своим войском в Палестине - в районе города Лиды - месте погребения в храме-усыпальнице святого Георгия. На государственном флаге Великобритании георгиевский красный крест и сегодня занимает центральное - почетное место. В христианских странах издавна были распространены поверья, что святой Георгий оказывает свою помощь и могучее покровительство воинам, встающим на защиту притесняемой Христовой веры, своего народа и Отечества. В его подвигах - отголоски древнейшего солнечного мифа о боге-герое и победителе - борце за торжество света, добра и справедливости. Считался святой Георгий и покровителем ряда городов и государств - Генуи, Арагоны, Португалии, Бургундии, Аквитании. Скульптурные изображении и геральдические знаки святого и храброго воина украшали герб и площадь Лондона у Вестминстерского аббатства, знаменитый Пражский Град и городские ворота Флоренции, площади и фонтаны Тюбингена, Марсбурга и Барселоны. В Сторкирке - Большой церкви Стокгольма, где и сегодня коронуются шведские короли, с 1489 года хранится деревянная скульптурная группа "Чуда Георгия о змие", символизирующая победу шведов над датской армией короля Христиана в 1471 году. К образу Георгия Победоносца обращались и знаменитые мастера Возрождения - Уччелло, Карпаччо, Веронезе, Тинторетто, Рафаэль, Гвидо Рени, Дюрер и многие скульпторы, поэты и живописцы. В 1416 году, по заказу гильдии оружейников, Донателло (1386-1466) изваял из мрамора статую святого Георгия, установленную в нише одного из соборов Флоренции. Рыцарские религиозные общества и военные ордена Святого Победоносца и Великомученика Георгия возникают сначала в Византии, а затем - в Италии, Франции, Арагоне, Риме, Равенне, Баварии и Австрии, охватывая всю Западную Европу. Но нигде почитание святого Георгия не стало таким горячим и повсеместным, как на Кавказе и христианской Грузии - стране, известной во всем мире, как - "Георгия" или страна Георгия. Крестившаяся Святая Русь приняла от Византии эстафету почитания древних мучеников и праведников, а уже потом появились - "святые в земле российской просиявшие". Первое упоминание о Георгии-Воине на Руси относится ко временам святого князя Владимира Крестителя (962-1015). Согласно древнерусским летописям, великий киевский князь сразу же по принятии личного святого крещения воздвиг первый Георгиевский храм. Об этом событии сообщала и Софийская летопись: "Того же лета (987 - В.М.) постави Володимер в Киеве первую церковь святого Георгия ноября в 26 день". Всемерному прославлению и почитанию на Руси Георгия Победоносца способствовал сын Владимира Мономаха - Ярослав Мудрый (1019-1054), в крещении - Георгий. После победы над эстамп в 1030 году он посвятил своему святому покровителю основанный им город Юрьев и церковь святого Георгия. Затем Ярослав Мудрый заложил Георгиевский храм в Старой Ладоге и Юрьевский - Георгиевский монастырь в Великом Новгороде, а после победы над печенегами основал в 1037 году мужской монастырь в Киеве, и день освящения Георгиевского главного храма он повелел отмечать по всей Святой Руси. Так 26 ноября стал общерусским национальным, а позже и воинским праздником. Изображение Победоносца Георгия украсило серебряные монеты русского князя - "Ярославле серебро". Имя небесного воина носил и основатель Москвы Юрий Долгорукий (1096-1157) - строитель города Юрьев-Польского (1152) и многих Георгиевских храмов, в том числе и во Владимире. Святой Георгий отныне становится святым покровителем ряда русских князей - великих устроителей и подвижников Земли Русской, русской государственности и военной мощи. В 1238 году борьбу с монголо-татарами возглавил Юрий (Георгий) Всеволодович, великий князь Владимирский, сложивший голову в битве на реке Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в героическом народном эпосе - былинах и сказаниях. Образ святого Георгия с мечом в XI-XIII веках украшал и личные печати князей Андрей Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Георгия Всеволодовича. К заступничеству дарующего победу небесного воителя обращались в своих молитвах не только князья, но и простые землепашцы и воины, называя его - Егорием Храбрым и Егорием-Воином, чудотворцем и змееборцем Георгием, прикладывая к его имени постоянный эпитет - Победоносец. Со времён Дмитрия Донского (1359-1389) Георгий Победоносец - святой покровитель русской столицы. Его изображение на коне становится сначала гербом великих князей московских, а при Иване III (1497) входит в состав государственного герба России, составляя центральную его часть. В 1464 году над парадными Спасскими воротами Московского Кремля по указу Ивана III (1462-1505) устанавливают резную каменную скульптуру Георгия Победоносца - святого защитника православной веры и столицы. Поверженный под копытами коня змей символизировал при этом разгромленных и побеждённых врагов Земли Русской. Сколько песен, былин и сказаний сложили славянские народы о Георгии Храбром - светлом витязе, крылатом вожде и могучем богатыре Егории, свет, Храбрый - называли его в народе. Да и само слово "храбрый" происходит от более древнего "храбрь", означающее - борец за христианство и подвижник. В белорусском фольклоре святой Георгий известен с давних пор под именем Рай, в украинском - Урай, а в сербо-хорватском - Юрай... Не отсюда ли идёт боевой клич воинов-победителей и знаменитое русское "ура" - с которым солдаты Великой России поднимались в яростные штыковые атаки и громили вооружённого до зубов врага?! С давних пор святой Георгий считается покровителем земледелия и скотоводства, живительной влаги - "золотых ключей" и плодородия, заступником сирот и целителем. С ним связывали многочисленные обряды, обычаи, песни и заклинания. К Егорию обращались с просьбами о здравии душевном и физическом, о плодородии земли, об ограждении от козней дьявола, о помощи и заступничестве в борьбе с врагами Земли Русской. Для празднования были установлены и два "Юрьевых дня" - весенний и осенний: 23 апреля (6 мая) - день мученической гибели святого воина и 26 ноября (9 декабря) - день победы над змием-драконом. С днём поминовения святого 23 апреля или "Егорием вешним" - на Руси издавна связывали начало полевых работ. Так память о мученике-воине символизировала победу живых весенних сил природы - над мёртвыми силами суровой и голодной зимы. И не случайно, что в переводе с греческого имя Георгий означало "возделывающий землю" или "земледелец". "Кто сеет хлеб - тот сеет правду!" - гласит народная мудрость. Георгий Победоносец - любимый герой народных сказаний, песен и баллад - удивительным образом оказался связан с именами и судьбами кораблей российского флота и знаменитым "медным Всадником" - державным символом Санкт-Петербурга и Молодой Петровской России. Имя Святого Георгия носили в императорском военно-морском флоте четыре парусных корабля, эскадренный броненосец и подводная лодка. Первый парусный 66-пушечный корабль "Святой Георгий" ("Сант-Иорий") - был построен в Воронежском Адмиралтействе в 1697-1701 годах для Азовского военно-морского флота. Корабль строился под руководством Петра Великого и по благословению святителя Митрофания Воронежского (1623-1703). Второй парусный 66-пушечный корабль "Святой Георгий Победоносец" - был построен в 1770 году в Санкт-Петербурге. В составе Балтийского флота он участвовал в русско-турецкой войне (1768-1774). В 1779 году кораблём командовал непобедимый адмирал Фёдор Ушаков. Спустя год (1780) корабль был разобран в Кронштадтских доках. Третий парусный 60-пушечный фрегат "Святой Георгий Победоносец" - был построен в Херсоне и в 1785 году вошёл в состав Черноморского флота. С кораблями Севастопольской эскадры корабль участвовал во всех морских сражениях русско-турецкой войны (1787-1791) - у острова Фидониси (1788), острова Тендра (1790) и мыса Калиакрия (1791). После 1800 года был разобран в Николаеве. Четвёртый парусный 120-пушечный корабль "Святой Георгий Победоносец" - был построен в 1829 году на верфи Главного Адмиралтейства Санкт-Петербурга. Входивший в состав Балтийского военно-морского флота корабль прожил долгую жизнь. Участвовал в практических плаваниях и морских экспедициях. 3 июля 1836 года принимал участие в торжественной церемонии встречи Балтийским флотом знаменитого ботика Петра I на Кронштадтском рейде. Участвовал в Крымской войне (1853-1856) и отражении возможного нападения врага на Балтике. В 1858 году за ветхостью разобран в Кронштадте. Эскадренный броненосец "Георгий Победоносец", вооружённый 33 орудиями разных калибров и 7 торпедными аппаратами. В 1889 году был заложен на стапелях Севастопольской верфи, в 1892 - спущен на воду, а с 1896 года - находился в составе Черноморского флота. Участвовал в сражениях Первой Мировой войны (1914-1918), а с апреля 1919 года выполнял роль штабного корабля белогвардейского флота. В ноябре 1920 года под Андреевским флагом, в составе эскадры Врангеля - на буксире ледокола "Илья Муромец" - был уведён в порт Бизерту и до 1924 года входил в состав Русской эскадры. В начале 30-х годов разобран на металлолом... Подводная лодка "Святой Георгий", построенная итальянской фирмой, была приобретена 25 октября 1916 года - для флотилии Северного Ледовитого океана. В составе русских подводных лодок в 1917 году совершила первое океанское плавание и переход из Средиземного моря в Белое. В1920 году подводная лодка "Святой Георгий" была переименована в "Коммунар" и включена в состав морских сил Северного флота. Среди подводных лодок стратегического назначения, охраняющих сегодня рубежи России на Камчатке, есть и атомный ракетный крейсер - "Святой Георгий Победоносец". "Медный Всадник" - знаменитый памятник Петру Великому (1782) и державный символ Санкт-Петербурга и Новой России. В конной статуе преобразователя, попирающей огромного змея, хорошо угадывается один из важнейших символов русской истории, государственности и национальной культуры. Торжествующий герой на могучем вздыбленном коне, преодолевая препятствия, празднует победу над поверженным врагом, лютой змеиной злобой, завистью и коварством двуликих "друзей" и ненадёжных "союзников". "Он скачет, как Россия!" - говорил поэт Батюшков. Образ Петра, как устроителя Земли Русской, былинного богатыря и героя-полубога, повелевающего стихиями, - удивительно точно совпадает с образом могучего Георгия Победоносца в национальной культуре России. Не случайны поэтому и совпадения... В 1769 году Екатерина Великая учреждает Военный Орден Святого Георгия, а в следующем 1770 году скульптор Этьен Фальконе завершает работу над моделью будущего памятника Петру Великому - Первому Императору, Отцу Отечества, Георгию Победоносцу Новой Преображённой России. И звучат торжествующие, похожие на гимн - поэтические строки Валерия Брюсова:
"Попирая в гордости победной Ярость змея, сжатого дугой, По граниту скачет Всадник медный - С царственно протянутой рукой!" Оглавление Начало страницы |