Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

Оглавление

Святой победный ВОЖДЬ ИРИНАРХ

Владимир МАКСИМОВ

Святой подвижник Земли Русской Преподобный Иринарх (1547-1616) родился в Угличском уезде, в селе Кондаково, в простой крестьянской семье. Нареченный при святом крещении Ильей (что означало - "Крепость Божия"), он рано начал проявлять наклонности к духовной и монашеской жизни. В возрасте 6 лет он однажды сказал своей матери: "Вот вырасту - постригусь, буду носить на себе железо и трудиться для Бога. Буду всем наставником". Слова эти оказались пророческими. Детство и молодость Илья провёл с родителями в родном селе и был простым пастухом, а в 19 лет в голодные годы ушёл на заработки в Нижний Новгород. Спустя два года вернулся на родину, поселился в Ростове Великом, где вёл тихую благочестивую жизнь и занимался торговлей. В возрасте 30 лет, желая уйти подальше от суетного мира, постригся в Борисо-Глебском мужском монастыре под именем Иринарха, что означало на греческом - "Мироначальник". Он усердно нёс возложенные на него труды и послушание - работал день и ночь в пекарне, ревностно стоял на молитве в храме, звонил на колокольне, спал на голой земле по два-три часа в день. Свои единственные сапоги он отдал нищему и стал ходить босой и в рубище зимой и летом. Но и этого ему казалось недостаточно...

 

 "Свершатся упования,

Крестом мы победим,

И вражьи беснования

Развеются, как дым".

(Фёдор Сологуб. Погром обители. 1918)

 

В 16 верстах от Ростова Великого, на берегу реки Устье, былинным богатырём стоит древний и величественный Борисо-Глебский мужской монастырь. Ярко горят на солнце золотые и серебряные купола его соборов и церквей. Окружённый 14 шатровыми башнями и высокими стенами с грозными бойницами - монастырь покоряет всех приходящих и проезжающих своим величием и мощью, многовековой историей и высоким воинским предназначением. Грозная боевая крепость, твердыня Православия и спасительный ковчег, навека прославленный подвижниками благочестия и святыми молитвенниками. Мирно почивая под сенью монастырских соборов и стен, под негасимыми лампадами и неумолкающими молитвами - духовные наши заступники и вожди по-прежнему охраняют священные рубежи, в грозный час вставая на защиту родного Отечества.

 

"И врагам грозна,

И навек славна,

Свято-Русская

Будет жить Земля!"

 

Ростовский Борисо-Глебский монастырь был основан во времена Дмитрия Донского в 1363 году - по благословению игумена Земли Русской Сергия Радонежского (1314-1392). Избрав на берегу реки среди соснового бора место для мужской обители и простояв на молитве три дня, Преподобный Сергий благословил своим крестом двух новгородских монахов-основателей и первых игуменов Фёдора и Павла и начало их святого дела, сказав при этом: "Господь Бог и Пречистая Богородица будут милостивы к месту сему, а великие страстотерпцы Христовы Борис и Глеб да в помощь вам будут. И место сие украсится большим монастырём, который в последующие времена будет прославлен наравне с большими лаврами". Ободрённые Преподобным Сергием первостроители Фёдор и Павел принялись за тяжёлую работу, расчищая это место от леса, чтобы поставить первый деревянный храм. В тонком сне во время отдыха монахам-подвижникам одновременно "явились два светлых воина, вооружённых и облаченных в царские багряные одежды". Это и были святые князья-воины Борис и Глеб, призванные по молитвам Радонежского Чудотворца. И сказали Христовы воины: "Тружайтесь на месте сем, Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего, и мы неотступно будем помогать вам и тем, кто будет после вас строить место сие". Так о начале святой обители рассказывает "Повесть о Борисо-Глебском монастыре" середины XVI века.

Ежегодно 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, Русская Церковь отмечает общую память Преподобных Фёдора и Павла - первостроителей и святых подвижников Борисо-Глебского монастыря. С днём Казанской иконы связано также освобождение Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году и духовный подвиг старца Иринарха-Затворника Борисо-Глебского, благословившего на победу ополчение Минина и Пожарского, которые первыми поднялись на защиту гибнущей Родины и первыми вспомнили, что в их жилах течёт русская кровь. "Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья - за Русь, за святость алтаря!" - вспоминаются замечательные строки Александра Пушкина.

Святой подвижник Земли Русской Преподобный Иринарх (1547-1616) родился в Угличском уезде, в селе Кондаково, в простой крестьянской семье. Нареченный при святом крещении Ильей (что означало - "Крепость Божия"), он рано начал проявлять наклонности к духовной и монашеской жизни. В возрасте 6 лет он однажды сказал своей матери: "Вот вырасту - постригусь, буду носить на себе железо и трудиться для Бога. Буду всем наставником". Слова эти оказались пророческими. Детство и молодость Илья провёл с родителями в родном селе и был простым пастухом, а в 19 лет в голодные годы ушёл на заработки в Нижний Новгород. Спустя два года вернулся на родину, поселился в Ростове Великом, где вёл тихую благочестивую жизнь и занимался торговлей. В возрасте 30 лет, желая уйти подальше от суетного мира, постригся в Борисо-Глебском мужском монастыре под именем Иринарха, что означало на греческом - "Мироначальник". Он усердно нёс возложенные на него труды и послушание - работал день и ночь в пекарне, ревностно стоял на молитве в храме, звонил на колокольне, спал на голой земле по два-три часа в день. Свои единственные сапоги он отдал нищему и стал ходить босой и в рубище зимой и летом. Но и этого ему казалось недостаточно...

Душа инока искала крестного подвига, страдания во Христе и строжайшего аскетизма. Он переносил всё - насмешки и нападки братии и жестокость настоятеля, лютые морозы и голод, физические страдания и изгнание из любимой обители, изнуряя себя постом и молитвой и укрепляясь духом. Вернувшись в Борисо-Глебский монастырь и надев на себя железные вериги, Иринарх затворился от мира сего в тесной и холодной келье, приковав себя железной цепью к берёзовой колоде. Предаваясь духовным подвигам, он повесил себе на вериги 100 медных крестов, затем прибавил ещё 42. Среди вериг и "праведных трудов" угодника Божьего значились - ручные и ножные оковцы, железный пояс, оплечья и железное кольцо на голову, большой молитвенный камень, железная палица и кнут и множество тяжёлых цепей - всего 9 пудов 34 фунта, или 158 килограмм. В цепях и веригах он провёл 25 лет, день и ночь иссушая плоть в посте, непрестанных трудах и молитвах.

Духовной силе подвижника, твёрдой вере и святости поражались все видевшие его. Ночью спал он только два часа, большую часть времени проводя в молитве. В другие часы шил для монастырской братии - власяницы, клобуки и другие одежды. А деньги, вырученные от продажи, раздавал нищим. Необычайно строгая монашеская жизнь одного казалась обличением для других. Удивляясь его молитвенным трудам, самоотречению и дару прозорливости, множество людей приходило к нему за советом и исповедью, беседуя со старцем через маленькое окошечко в монастырской стене. "Мимо старца, прославившегося своими подвигами-трудами, конечно, ни пеший не прохаживал, ни конный не проезживал. Все приходили к нему благословиться на путь и на подвиг и побеседовать об общем горе, облегчить сердце и душу упованием на Божий Промысел. Старец, сидя даже и в крепком затворе, отнюдь не удалял своих мыслей и от общих дел государства. Он чутко стерёг ход народных событий. Очень хорошо мог знать и понимать, как и какими нитями завязывались смутные узлы и как, какими событиями они будут развязываться", - отмечал известный русский историк Иван Забелин (1820-1908) в своём очерке "Безвестный герой Смутного времени". Преподобному Иринарху-Затворнику назначено было совершить великий духовный подвиг, благословляя в Смутное лихолетье XVII века ратных вождей и Спасителей Отечества.

 

"О Родина Святая!

Какое сердце не дрожит.

Тебя благословляя?"

(В.А. Жуковский.

Певец во стане русских воинов. 1812)

 

Однажды в тонком сне между трудами и молитвами увидел старец Государство Московское в великом разорении, в пламени пожара и во власти поляков и услышал голос: "Иди в Москву с пророчеством" Выйдя из затвора, Иринарх отправился в столицу, чтобы предупредить Василия Шуйского. Зимой 1606-1607 годов он явился к царю и рассказал о страшном своём видении, добавив: "Будь твёрд и стой мужеством и правдой за веру Христову!" Его пророчество вскоре сбылось: польско-литовские интервенты и отряды "тушинского вора" Лжедмитрия II вторглись на Русскую Землю весной 1608 года. В октябре того же года польский воевода и гетман Ян Сапега стремительным маршем вошёл в Ростов Великий и, разорив город, подошёл к Борнео-Глебскому монастырю. Монахи были в великом страхе, а Иринарх усердно молился о спасении Отечества и святой обители.

Встав в дверях морозной кельи, удивлённо глядел гордый Ян Сапега (1569-1611) на закованного в тяжёлые вериги босого затворника. "Как терпишь ты, старче, такую муку в темнице. Лютый холод у тебя?!" - спросил он. "Для Бога терплю, - отвечал согреваемый молитвами Иринарх. - А ты, пан, возвращайся домой в свою землю, довольно тебе разорять Русь. Если не выйдешь из Руси или вновь придёшь, Богом тебя уверяю: убьют тебя в Русской Земле". "Он не молится за короля польского, сколько не принуждали. Говорит, я на Руси рождён, на Руси крещён, за русского царя и Богу молюсь", - жаловались воеводе приближённые поляки. Удивляясь непоколебимой вере и мужеству старца, гетман Сапега глубоко задумался и сказал: "Правда в батьке велика: в какой земле жить, тому царю и служить, - и тут же добавил: - Не видал я нигде такого батьку бесстрашного пред нашим мечом!" Желая отблагодарить Преподобного Иринарха, Сапега подарил монахам пять рублей и строго запретил полякам тревожить и грабить монастырь.

Сила святых Иринарховых молитв распространялась по всей Руси. Шли в монастырь за душевным исцелением и помощью нищие и убогие, богатые купцы, всесильные князья и простые ратники. Отправляясь в поход на самозванца весной 1609 года, прислал за благодатной помощью и юный воевода Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586-1610). Прожив короткую и яркую жизнь полководца, он успел заслужить от современников высочайшую оценку "великого заступника и избавителя" "храброго и мудрого мужа" и "оборонителя государства Московского", данное при крещении имя Михаил - в память вождя небесных ратей Михаила Архангела (8 ноября), оказалось пророческим. Юному вождю и герою Отечества на помощь в прогнание супостата старец Иринарх послал благословение, освящённую просфору и свой победный поклонный крест, сказав при этом: "Дерзай, князь Михаил, и не бойся: Бог тебе поможет!"

 

"Не страшися ничего,

Веруй и мужайся,

И за Родину свою

С радостью сражайся!"

("Духовные песни", 1922)

 

И вот, в многолетней череде предательств и клятвопреступлений, зависти и лжи, боярских интриг и измен - благодатным лучом просияли в годину лихолетья первые русские победы. Разгром тушинских, польских отрядов и "воровских воевод" у Торжка и Твери, под Калязином и Дмитровом, Переславлем и Александровской слободой, освобождение от 16-месячной осады Троице-Сергиевого монастыря и поражение польских отрядов и разбойничьих казачьих шаек на подступах к столице. 12 марта 1610 года, в первый день Крестопоклонной недели Великого поста, когда отмечалось значение креста Христова - как символа спасения человечества, состоялось незабываемое торжество. Под колокольный благовест, пушечный салют и радостные клики горожан народный заступник и герой с великим триумфом и победным Иринарховым крестом, надетым поверх боевых доспехов, входил в освобождённую и ликующую Москву. Прибыв в первопрестольную и белокаменную столицу, он первым делом помолился в Успенском соборе Кремля, где приложился к чудотворной святыне Государства

Российского - Владимирской иконе Богородицы. На великую высоту вознесла его народная любовь! Имя князя Михаила звучало как символ объединения всех сил, поднявшихся на борьбу с иноземными поработителями и интервентами. Слава о победах Скопина разносилась повсюду. На него начали смотреть как на Божьего избранника, призванного для спасения Отечества и достойного царского венца.

Победный вождь - Архистратиг и национальный герой, мужественный, смелый и сильный духом, рассудительный, справедливый и твердый, с чистым сердцем и светлой душой, надежда и опора Земли Русской! Обладавший богатырским ростом и статью, врожденным благородством и другими достоинствами - он словно был создан, чтобы быть объединителем Родной Земли, государственным деятелем и великим полководцем. Даже враги-поляки отдавали должное его военным талантам и ратным подвигам. Стремительная слава, всеобщее восхищение и народная любовь стали причиной преждевременной его смерти. Став жертвой боярской неприязни, черной зависти и лютой злобы, национальный герой Отечества в возрасте 23 с половиной лет был отравлен на "крестильном" пиру и скончался 23 апреля 1610 года, оплаканный всем народом.

 

"Так над юным вождем

был свершен самосуд,

Так загублен был тот

в ослепленьи коварства,

Кто один от врагов, от раздора и смут

Мог спасти потрясенное

царство..."

(Е. Н. Опочинин. Князь Михаил Скопин-Шуйский)

 

Перед смертью умирающий князь возвратил Преподобному Иринарху победный поклонный крест вместе со многими дарами. Своего избавителя и "освободителя Русской Земли" народ торжественно похоронил между гробницами царей в соборе Архангела Михаила, сделав одним из главных героев народных сказаний и исторических песен XVII века. Великую службу сослужил он Родному Отечеству, спасая его в лютую лихую годину от унижения и порабощения! Увековеченный в памяти поколений "Русский Архистратиг" Михаил совершил начало освобождения Государства Российского от врагов и интервентов. Завершать великое освободительное дело было предназначено князю Дмитрию Пожарскому и "выборному человеку Всей Земли" Кузьме Минину - вождям и организаторам всенародного ополчения и новым спасителям Отечества. До революции 1917 года в Борисо-Глебском монастыре долгое время сохранялось знамя-хоругвь XVII века с изображением Архангела Михаила. Скорее всего, оно было подарено святой обители за благословение Преподобным Иринархом полководца и победного вождя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского - "оборонителя государства Московского".

Великая Смута XVII века плотно переплела судьбы духовных и ратных вождей и национальных героев Отечества, побеждавших своих врагов святыми молитвами и на поле брани. Их имена и подвиги, вознесённые на волне национально-освободительного подъёма, золотыми буквами выбиты на скрижалях российской истории! Благодатный победный крест после смерти Скопина-Шуйского (1610) снова был поставлен в келье борисоглебского затворника и чудотворца в ожидании новых достойных мужей. А Русь снова погрузилась в пучину смуты, погибели и великого разорения. Клятвопреступление и измена, коварство и вероломство, грабежи и насилия, предательство национальных и государственных интересов и своих ближних свирепствовали со страшной силой. Всеобщий кризис Московского государства сами современники называли - "нынешнее шаткое и беспутное время", "кровопролитие многое и междоусобная брань", "времена мятежей и немалых раздоров"... Страх и трепет охватили измученный бедами народ. Божий мир рушился на глазах! Страшные междоусобицы раздирали Отечество, на просторах которого хозяйничали польские и шведские интервенты, и наёмники, и шайки убийц, разбойников и грабителей. Одновременно с оккупантами на Русскую Землю пришла католическая и римская ересь с разорением святых храмов, поруганием Православной веры и осквернением иезуитами и католиками национальных святынь. "В это трудное время тесная келья затворника становилась для народа тою нравственною надёжною опорою, которая помогала людям больше, чем оружие", - отмечал историк XIX века Иван Забелин.

В августе 1612 года рати Минина и Пожарского подошли к русской столице и осадили её. В ожесточённых сражениях войско гетмана Ходкевича было отброшено от Москвы. "И был бой зело крепок, - записал летописец, - хватались за руки с врагами и секли друг друга без пощады..." Перед штурмом Китай-города православные воины наложили на себя трёхдневный пост и усердно молились - Спасителю, Богородице и святым воинским покровителям. Документы и сказания XVII века свидетельствуют о множестве чудес, явленных чудотворным Казанским образом. С его помощью была взята одна из башен Китай-города, захват которой предопределил успех общего штурма 22 октября 1612 года. За ним последовали капитуляция Кремля и сдача польского гарнизона. А когда наступили в России мир и спокойствие, тихо покинул земную обитель святой воинский покровитель и победный вождь Иринарх. Ушёл он 13 января 1616 года - после 38-летнего молитвенного подвига на 69 году жизни и был погребён в им же самим выкопанной могиле. В том же году скончался и спаситель Отечества Кузьма Минин. Уходя в Царствие Божие, святой борисоглебский старец призвал братию и дал им наставление жить всегда в молитве, воздержании, трудах, любви и соборности. Просил молиться за себя и умер на молитве...

 

"Тихо лампада мерцает,

В келье священный покой.

Радостно жизнь покидает

Старец-подвижник святой".

(Монахиня Антония (Берг)

 

После кончины Иринарха-Затворника остались драгоценные "праведные труды" - многопудовые вериги, оковцы, оплечья и цепи, а из 142 медных и железных крестов при гробнице остались только три. Остальные 139 благодатных молитвенных крестов разошлись по рукам, свидетельствуя о внутренней силе "крестного подвига" и горячей любви святого подвижника к Родному Отечеству. "И теперь богомольцы Борисо-Глебского монастыря, - отмечал историк XIX века Иван Забелин, - чествуя память преподобного и служа ему молебны, обыкновенно надевают на себя его вериги и другие труды и стоят в них во время молебного пения".

Вскоре над могилой Преподобного Иринарха была сооружена деревянная часовенка, а затем в середине XVII века каменная гробничная палатка, на месте которой в 1810 году выстроили придел с престолом во имя Пророка Божия Ильи. На протяжении XIX столетия этот предельный храм постоянно украшался ревностными почитателями памяти Преподобного. Один из них - петербургский купец Егор Степанович Озеров в 1876 году устроил над святыми мощами новую раку и заказал дорогой серебряный оклад весом в 16 фунтов на икону Борисо-Глебского Чудотворца. На Ростовской земле старец Иринарх ещё при жизни почитался - как святой молитвенник и заступник всех обездоленных и страждущих. Изображение угодника Божия украсило фреску Сергиевских "святых ворот" XVII века, старинные иконы-жития и несколько картин начала XIX века художника-иконописца Сапожникова, уроженца Борисоглебской слободы - "Преподобный Иринарх беседует с Сапегой", "Иринарх исцеляет бесноватого отрока" и "Иринарх благословляет Минина и Пожарского".

Память о молитвеннике и чудотворце неотделима от истории Борисо-Глебской святой обители...В года многочисленных войн XVIII-XX столетий в монастырях Ростово-Ярославской Епархии располагались госпитали и лазареты для больных и увечных воинов, в которых, проявляя чудеса любви и милосердия к ближним, трудились подвижники-монахи. Из приходно-расходных книг Борисо-Глебского монастыря известно, что здесь находились на излечении и получали жалованье из монастырской казны офицеры и солдаты - участники Семилетней, русско-турецкой и первой мировой войн. Среди 37 участников Семилетней войны (1756-1763), находившихся в лазарете братского корпуса обители, значились - рядовые, капралы, вахмистры и секунд-майоры. Верные духу и примеру основателей монастыря, борисоглебские монахи помогали также всем страждущим и обездоленным, беженцам и сиротам, продолжая лучшие традиции христианского милосердия.

После революции (1917) Борисо-Глебский монастырь разделил судьбу Русской Православной Церкви. После закрытия в 1924 году всё монастырское имущество разошлось по музеям, архивам и библиотекам нескольких городов, перестав существовать как единое целое. Вериги Преподобного Иринарха ещё 30 лет находились в закрытом Борисо-Глебском соборе XVI века. Сохранилась ведомость без подписей и печатей о передаче 6 мая 1954 года икон, личных вещей и "праведных трудов" угодника Божьего в Ростовский музей. В ней были упомянуты три иконы, рака-гробница святого, схима, вериги, обруч для головы, кнут железный, молитвенный камень, нательный крест на цепи, железная цепь длиной 40 метров и картина из жизни преподобного. Где они находятся сейчас - остаётся загадкой... При поиске в музеях и хранилищах вериг Иринарха сложилось ощущение, будто некие тёмные силы целенаправлено уничтожали всё, что было связано с именем святого подвижника и чудотворца, благословившего в Великую Смуту XVII века героев и спасителей Отечества. (Примечание вебмастера: не столь давно вериги святого Иринарха найдены!!!)

В 1994 году Борисо-Глебски и мужской монастырь был возвращён Ростово-Ярославской Епархии. Первая монастырская служба состоялась 4 ноября - в светлый праздник Казанской иконы Богородицы и в день памяти Преподобных Фёдора и Павла - основателей, первостроителей и первых игуменов святой обители. Трудами наместника монастыря - деятельного игумена Иоанна, монашеской братии и православных мирян началось постепенное его возрождение. Вера здесь подтверждается реальными делами и горячими молитвами. Восстанавливаются фрески древнего Борисо-Глебского собора XVI века, возрождены келья и рака Преподобного Иринарха, украшенная житийными клеймами, вернулись на звонницу старинные колокола, и обитель вновь обрела голос. В 1997 году чудесным образом была обретена часть вериг преподобного чудотворца и молитвенника. Святая воинская Борисо-Глебская обитель возрождается и набирает силу, вновь становится центром духовности и молитвенного подвига, щитом и твердыней Православия и нашего Отечества!

 

"Они лежат в своих гробницах

Под сводом вековых громад,

В кругу светящихся лампад.

И если хочешь укрепиться

У родника духовных сил,

Приди, чтоб тихо помолиться

Перед святыней их могил".

(Александр Солодовников. Святители).

 

С возрождением Борисо-Глебского монастыря спустя 80 лет были возрождены и традиционные крестные ходы, посвященные православным и престольным праздникам, святым покровителям и основателям обители. До революции (1917) всенародные крестные ходы в память Преподобного Иринарха проходили и зимой и летом целую неделю с остановками, начинаясь от монастыря и кельи святого старца до его источника близ села Кондаково. Жители окрестных деревень, через которые проходил крестный ход, присоединялись к нему и одна деревня встречала другую. Впереди несли икону преподобного, святые хоругви и кресты. В дореволюционных крестных ходах принимали участие князья, дворяне, купцы и военные чины. Барышни в длинных юбках шли по мощёной дорожке, ведущей к источнику, где находилась удивительной красоты часовня из красного кирпича и специальная купальня с чистой, родниковой водой. Особенно знаменательным событием православной жизни был крестный ход 1916 года, посвященный 300-летию преставления Преподобного Иринарха (1616-1916). Возрождение святого источника - "Иринархова колодчика" произошло совсем недавно. Усилиями учеников и учителей Ивановской школы Борисоглебского района и монастырской братии был установлен большой молитвенный крест и сделаны лестница, купальня и мостки на источнике. А 28 июля 1997 года состоялся первый после революции крестный ход от монастыря к роднику-источнику близ села Кондакове, который отныне стал ежегодным и традиционным. Вода в Иринарховом "колодчике" всегда считалась целебной и тем, кто приходит сюда с верой, надеждой и чистой молитвой, вода обязательно помогает. От соборной молитвы в воинском соборе Бориса и Глеба и соборного пути к источнику началось и общероссийское соборное движение на Святой Ростовской Земле.

 

"Воспряньте, дети Божьи

Для радостной борьбы!

Сражаться всех, кто может,

Сзывает звук трубы.

Пред нами Божье знамя,

- Святых побед залог;

Идя сквозь битвы пламя,

Мужайтесь, с вами Бог!"

("Духовные песни", 1922)

 

С 1998 года на Святой Борисоглебской Земле начали проводить ставшие традиционными и ежегодными Всероссийские Иринарховские чтения, на которые собираются представители братских славянских народов -учёные, писатели, учителя, военные, музейные работники и краеведы, священнослужители, активисты патриотических организаций и молодёжных движений. Всех их объединяет любовь к национальным святыням, наследию великих предков и непримиримая борьба с теми, кто разрушает наше Отечество, нашу веру, наш дух. Здесь ставят и обсуждают важные темы и актуальные вопросы и проблемы - о нерасторжимой связи времён и поколений; о героях, вождях и спасителях нашего Отечества; о подвиге духовном и ратном; о путях преодоления нынешней Смуты и духовно-нравственном обновлении Земли Русской; о патриотическом воспитании молодёжи - как источнике национального возрождения России. Здесь укрепляется наш дух и выковывается стратегия будущей Русской Победы. "Сегодня нужно объединить все свои усилия для того, чтобы наш народ воспрянул, чтобы мы смогли вновь быть людьми русскими, людьми православными. Ощутить в себе всю ту силу духа, которая была присуща нашим святым предкам. С нами Бог, и в этом наша сила, в этом наша помощь, в этом наша уверенность, как в настоящем, так и в будущем", -сказал Епископ Ярославский и Ростовский Кирилл. "Соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках, - никакие силы человеческие вас не одолеют!" - вспоминаются слова обращения императора Александра I к народам России в грозную годину наполеоновского нашествия (1812).

 

"Отточим же меч наш острее

Любви и молитвы огнём;

Поднимем его и смелее

Пойдём за Великим Вождём!"

("Духовные песни", 1922)

 

400 лет отделяют нас от того времени, когда жил чудотворец, молитвенник и святой победный вождь Иринарх, а воспоминания о нём и сегодня живут в сердцах его земляков, в преданиях Борисоглебского края, в героических страницах истории, в святых молитвах, в памяти поколений. "Преподобный отец наш Иринарх-Затворник Ростовский Чудотворец почивает телом в Ростовском Борисо-Глебском монастыре, а духом предстоит у престола Божия и ходатайствует за нас", - отмечали в трогательном своём прошении в начале XX века его земляки - крестьяне села Кондаково. Жизнь и подвиги Преподобного... С его именем связывают - святость и терпение, смирение и мудрость, веру и надежду в грядущую победу России. После 1917 года почти забытое имя святого подвижника снова заблистало на русском небосклоне.

 

"Ты говорил: "О Русь Святая,

Не поддавайся, не страшись,

Во дни невзгод, не унывая.

Восстань с молитвой и борись!"

 

Здесь в святой Борисо-Глебской обители, в соборах и древних её стенах и сегодня обитает могучий дух Иринарха, через молитвенные подвиги которого был найден выход из Великой Смуты XVII века. Здесь особенно сильно бьётся русское народное сердце! Пути спасения нашего Отечества в нынешнюю эпоху великих испытаний и потрясений снова проходят через обитель Преподобного.

 

"Где ты, славянов храбрых сила!

Проснись, восстань, российска мочь!

Москва в плену, Москва уныла,

Как мрачная осення ночь...

Но кто из тысяч видим мною,

В сединах бодр и сановит?

Он должен быть вождём, главою:

Пожарский то - России щит!"

(И. И. Дмитриев. Освобождение Москвы. 1795)


Обсудить статью на форуме

Оглавление       Начало страницы


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU