Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

Оглавление

Кто в военные пошёл, пусть его научат

Алла ПАВЛОВА

РОССИЯ РАЗУЧИЛАСЬ ГОТОВИТЬ НАСТОЯЩИХ ОФИЦЕРОВ?

 

  После трагических событий на Дубровке было решено внести изменения в Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину России. Эти поправки станут идеологической основой дальнейшего реформирования Вооруженных Сил, в частности, системы военного образования.

Сегодня специалистов для Вооруженных Сил России готовят 8 академий, 11 университетов и 36 институтов. В 2003 году планируется постепенно преобразовать или ликвидировать шесть вузов Министерства обороны.

 

"ПОЛУФАБРИКАТЫ" ДЛЯ ВОЙСК

Флаг советской военной школы гордо реял не только над просторами СССР, но и других стран. Преимущества нашей системы военного образования признавали не только друзья по социалистическому блоку, но даже потенциальные противники. Армия располагала колоссальным по тем временам образовательным потенциалом. Это 18 военных академий, 3 военных института, 7 военных факультетов, 130 высших и 8 средних военных училищ. Среди них были такие общепризнанные гранды, как Военная академия Генерального штаба, Военная академия имени М.В. Фрунзе, Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина, Военно-инженерная академия имени А.Ф. Можайского.

С развалом Советского Союза развалилась и годами создаваемая система обучения военных профессионалов. За пределами России осталось около 30 процентов военно-учебных заведений. Армия лишилась многих уникальных в своем роде вузов. Таких, например, как Львовское и Киевское военно-политические училища, Бакинское высшее военно-морское училище, Харьковское высшее военное командно-инженерное училище РВСН. С другой стороны, после масштабного сокращения армия не нуждалась в таком большом количестве военных училищ. Стала очевидной необходимость реформирования системы обучения военных кадров.

Однако до середины 90-х годов военные чиновники ничего масштабного в этой сфере не предпринимали. Не считая того, что некоторые академии обзавелись факультетами, где курсанты стали обучаться специальностям, по которым раньше молодых людей готовили в ввузах, оставшихся после развала Союза в ближнем зарубежье. Да еще разогнали или преобразовали в командные военно-политические училища.

Первые заметные перемены наметились в 1996 году. Проблемы в стране не преминули отразиться и на громоздкой, а потому не слишком динамичной системе военного образования.

В первую очередь, тревожило катастрофическое падение конкурса среди молодежи, поступающей в военные училища. Недоборы привели к тому, что в некоторые ввузы вступительные экзамены принимались формально.

Чтобы привлечь молодежь в военные вузы, начиная с 1996 года подготовка курсантов военных училищ стала проводиться по двум специальностям: военной и гражданской. Выпускник получал диплом с записью о военной и родственной гражданской специальностях. Сроки обучения увеличили, училища переименовали в институты, дополнительной платы за гражданское образование не требовалось. Конкурсы на поступление выросли. Но эксперимент желаемого успеха не принес.

От такого эксперимента страдало и качество обучения будущих офицеров. Из-за введения в учебный процесс гражданских дисциплин был заметно урезан курс военных наук. Уровень военной подготовки выпускников военных институтов упал до такой степени, что шокировал даже самих реформаторов. Так, в 2000 году в теперь уже не существующем Приволжском военном округе провели специальное изучение профессиональной пригодности молодых офицеров. Цифры ужаснули. На "отлично" были оценены 2,2 процента от общего количества лейтенантов, "хорошо" - 22 процента, "удовлетворительно" - 56,2 процента, "неудовлетворительно" - 19,6 процента. Реально каждый пятый молодой командир - неуч. А у него в подчинении - бойцы, жизнь которых зависит от... двоечника.

С гражданским образованием ситуация обстояла не лучше. В большинстве ввузов гражданская специальность не соответствовала основному профилю обучения. Исключение составляли лишь "военно-гражданские" юристы, журналисты и врачи, но их количество несоизмеримо меньше, чем, скажем, пехотных командиров. Им предлагалась "параллельная" профессия... инженеров. Толку, понятно, с таких "профи" немного.

Не оправдала себя и затея реформаторов с высшим военным образованием. Экономить бюджетные средства было решено за счет сокращения на треть сроков обучения офицеров-слушателей. Вместо трех лет они должны были осилить науку побеждать всего за два года. В результате заместитель начальника кафедры тактики Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации профессор Александр Корабельников был вынужден признать, что готовит "полуфабрикат для войск".

Не лучше обстояли дела и с профессорско-преподавательским составом военных вузов. Высокопрофессиональные кадры в поисках лучшей доли уходили чуть ли не целыми кафедрами. Так, в 2001 году досрочно уволились до 30 процентов преподавателей из Военного Университета. В среднем, ежегодно ввузы покидали 10-12 процентов преподавателей.

Министерство обороны оказалось у той черты, когда реформирование военного образования стало не просто актуально, но и жизненно важно для самой школы обучения профессиональных военнослужащих.

 

КОМУ ПРОВОДИТЬ РЕФОРМУ?

- Система военного образования не отражает существующего сегодня характера военных угроз, не соответствует планам реформирования Вооруженных Сил РФ и других силовых структур, - два года назад заявил министр обороны Сергей Иванов.

- Свыше 20 тысяч первичных офицерских должностей остаются неукомплектованными только по Министерству обороны, - утверждает генерал Иван Найденов, председатель научно-методической комиссии по информатизации военного образования при Управлении военного образования (УВО) МО.

С помощью реформы образования предстоит решать проблему воссоздания полноценного профессионального офицерского корпуса. На сегодня увольнение офицеров по известным причинам - низкое материальное обеспечение и перегруженность работой - в 2-3 раза превышает пополнение из военных вузов. Из-за оттока опытных преподавателей происходит и понижение качества самой подготовки. В некоторых военных округах создаются 10-месячные курсы по подготовке младших лейтенантов.

Фактически вузами руководят могущественные Главкоматы видов Вооруженных Сил, а не Управление военного образования, входящее в Главное управление кадров МО РФ. Еще 4 года назад главный военный советник при председателе правительства генерал-полковник Валерий Миронов призывал отказаться от планирования развития Вооруженных Сил по видам ВС и перейти к планированию государственных военных задач. Ведь военные действия ведут не виды и не военные округа, а группировки разнородных сил и средств.

Но тогда Генштабу поневоле пришлось бы поделиться частью своих полномочий с этими самыми объединенными командованиями. Это в корне изменило бы организацию подготовки военных специалистов и, кстати, уменьшило бы общее количество военных вузов. Однако интересы Генштаба и Главкоматов перевесили. Поэтому и сейчас Главное организационно-мобилизационное управление Генштаба решает вопрос о числе специалистов, а Главкоматы выдают заказ и сами его выполняют. При этом количество военных вузов сокращается лишь на бумаге, мелкие вузы называют филиалами: военно-инженерные училища в Санкт-Петербурге, Тюмени и Нижегородской области превратились в филиалы Военно-инженерного университета в Москве.

Первый этап реформы военного образования, запланированный на 2003-2005 годы, отводится под исследования и выработку рекомендаций. Завершить реформу предполагается к 2010 году. При нынешних позициях Генштаба и Главкоматов этого не случится. А ведь через пять лет должно начать поступать новое вооружение, идет переход на контрактную службу. Кто будет руководить контрактниками, овладевать новой техникой? С 2003 года стартовал принципиально новый этап реформирования системы военного образования в Российских Вооруженных Силах. Рассчитанная на восемь лет соответствующая федеральная программа была утверждена в мае 2002 года. Реализация ее первого этапа намечена на 2003-2005 годы, плановые затраты составят около 400 миллионов рублей, которые будут выделены по статье федерального бюджета "Военная реформа". Главная цель, по мнению Минобороны, - привести количественные и качественные параметры существующей системы военного образования в соответствие со структурой, численностью и задачами силовых структур государства.

Одним из инициаторов нового витка реформ выступил недавно воссозданный Главкомат сухопутных войск. Проанализировав ситуацию, специалисты пришли к выводу, что долгие годы потребность войск в офицерах различных профилей не просчитывалась, отсутствовал заказ на подготовку и переподготовку офицеров, не учитывался их отток на "гражданку". Решено было сократить на год сроки обучения. Запланированная экономия - около 200 миллионов рублей ежегодно. Пересмотрены образовательные программы, при этом решено отказаться от так называемых общих предметов, отдав предпочтение специальным дисциплинам и иностранным языкам.

Сегодня программы пересмотрены более чем на 50 процентов. Например, число учебных часов на оперативно-тактическую подготовку увеличено в полтора раза. По мнению Управления военного образования Минобороны, все учебные программы разрабатывались с учетом государственных образовательных стандартов, которые требуют готовить офицеров как "дипломированных специалистов с высшим профессиональным образованием". Некоторое опасение может вызвать лишь то, как бы исключительно военная направленность обучения не привела к однобокости, снижению культурного уровня молодых офицеров. Впрочем, самоподготовку в армии еще никто не отменял.

 

МЕНЬШЕ ВУЗОВ - ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

По словам бывшего министра обороны Игоря Сергеева, содержание лишь одного военного училища требует средств, на которые может существовать развернутое соединение.

В 1999 году на военные училища и академии обрушивается шквал административных сокращений. Итог - из 103 военных вузов, которыми распоряжалось МО, осталось 55. Были упразднены некоторые учебные заведения, дублировавшие друг друга. В 1998 году после объединения академии имени Фрунзе с Бронетанковой одна из технических кафедр последней в полном составе ушла в крупную нефтяную компанию. Из-за понижения тарифных разрядов и званий преподавателей академий в декабре 2001 года около трети состава офицеров Общевойсковой академии подали рапорты о досрочном увольнении. И все же, если сравнить количество наших военных вузов с количеством вузов американских...

 

А КАК У НИХ

Как построена система военного образования в США? Профильных военных училищ и колледжей в Штатах... менее десятка. Потому что общее или либеральное, как говорят американцы, образование офицер получает в гражданском вузе за свой счет.

В понятие "либеральное образование" включается изучение как гуманитарных, так и точных наук. В дальнейшем американский офицер (не проводящий полжизни в казарме, потому что там его заменяет сержант) постоянно занимается самообразованием. Изучает иностранные языки, проходит краткие курсы повышения квалификации, после чего сдает соответствующие экзамены.

Такая система военного образования была разработана на основе закона о военной реформе, принятого конгрессом США в 1973-м. У нас подобного закона нет и не предвидится. Американский офицер, как правило, не служит на одном месте более 3 лет, оттого-то ему и приходится непрерывно учиться. Он может (как, например, атташе по вопросам обороны американского посольства в Москве генерал Райан) командовать бригадой ПВО, затем стать военным дипломатом. Потом перейти к научной деятельности или вернуться на командную должность.

Американский офицер, начиная с лейтенанта, имеет высшее военное образование, а не среднее, как в России. Чтобы выбиться в майоры, ему необходимо иметь ученую степень (у нас - высшее образование).

Качество общего либерального образования уже в академиях первой ступени, по словам исследователя организации иностранных армий Виталия Шлыкова, ни в чем не уступает полученному в лучших университетах США- Гарвардском, Стэнфордском, Йельском. Это подтверждают и опросы общественного мнения: по данным газеты The Princeton, в десятку наиболее престижных учебных заведений США вошли Академия ВВС, Военная академия в Вест-Пойнте, Академия ВМС США.

Страны СНГ пытаются взять на вооружение заокеанский опыт подготовки кадров. 30 казахских офицеров учатся в США по американским программам IMET (международное военное образование и подготовка) и РМР (иностранное военное финансирование). В октябре этого года американцы создали школу сержантов в Киргизии.

 

ДЕРЖИСЬ, КУРСАНТ!

Что греха таить - кое-кто у нас поступает в военные вузы, чтобы "закосить" от армии и одновременно получить бесплатное высшее образование. Чтобы прекратить безобразие, ГУК МО предлагает рассматривать недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться как невыполнение или отказ от выполнения курсантом условий заключенного им контракта. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сам контракт предполагается увеличить с 5 до 10 лет. Нарушил - возвращай деньги за образование из расчета несколько сот тысяч рублей за год. (Министр обороны недавно приводил размеры стоимости подготовки офицеров: от 400 тыс. руб. для Сухопутных войск до 7 миллионов для ВВС.)

Но вряд ли так уж эффективен сейчас старый армейский принцип: "Не можешь - научим, не хочешь - заставим". Единственный выход - повысить заинтересованность офицеров в службе. Кстати, если раньше до 40 процентов курсантов увольнялись из вузов после двух лет учебы (они приравнивались к срочной службе), то после того, как в 1998 году год службы приравняли к 2 годам учебы, увольняться стали после четвертого-пятого курсов.

Молодежь продолжает стремиться в военные вузы. Основные мотивы - расчет с помощью родственных связей сделать военную карьеру, отсутствие перспектив на гражданке либо желание пройти срочную службу с минимальными потерями. В Московский военный институт (МВИ), бывшее училище "кремлевских курсантов", конкурс - три человека на место. Как правило, выбор карьеры делается под влиянием родственников, связанных с армией.

Из 33 человек первого взвода второй роты 8 третьекурсников поступили в МВИ после суворовского училища, остальные - из школы или со срочной службы, один даже с третьего курса пединститута во Владикавказе. Около 10 процентов уже отчислились из-за тягот военной службы.

В МВИ курсанты получают высшее гражданское и высшее военно-специальное образование (по новой терминологии - высшее профессиональное образование двойного - гражданского и военного - назначения, специальность "Управление персоналом"). С таким багажом можно дорасти до майора. Дальше необходимо второе высшее - военное образование. Для Сухопутных войск это бывшая академия имени Фрунзе, теперь - Общевойсковая. Отмененная в 94-м году система заочного образования потихоньку восстанавливается и дает шанс на дальнейший служебный рост.

Даже при увеличении срока контракта до 10 лет и ограничении причин, позволяющих его расторгнуть, конкурс в военные училища вряд ли уменьшится. Другое дело, увеличится ли отток из них на гражданку? Если безработица уменьшится, офицерская служба станет менее привлекательной. При этом почти у 40 процентов молодых офицеров, увольняющихся в запас, нет гражданской специальности.

 

"ВОЕННЫЕ" СТУДЕНТЫ

"Беспокойство сухопутчиков вызывает состояние, в котором пребывают многие военные кафедры гражданских вузов. Никто толком их не контролирует, не оказывает методической, информационной и материально-технической помощи. Программы в большинстве своем устарели", - заявил недавно заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-лейтенант Владимир Попов.

По словам министра обороны, получившие "якобы военное образование" на военных кафедрах гражданских вузов лейтенанты запаса никому не нужны. Резерв Министерство обороны видит среди прочего и в сокращении количества военных кафедр. Сегодня вузов с "военкой" 225, и работает в них около 4 тысяч военных преподавателей, что равноценно 25 собственно военным вузам.

С 1 сентября 2002 года в трех гражданских институтах идет эксперимент по подготовке офицеров для срочной службы. На его основе планируется принять закон об участии высшей школы в военном образовании. Подготовка гражданских специалистов стоит в 2-3 раза меньше, чем военных, и именно общее образование составляет до двух третей образования военного. Значит, гуманитарные и технические предметы будущие офицеры могли бы изучать в гражданских вузах, а специальность - на военных кафедрах, которым нужна методическая, информационная и материально-техническая помощь.

Но пока, по словам одного из сотрудников военного факультета МГТУ имени Н.Э. Баумана, число преподавателей на кафедрах продолжает уменьшаться - несмотря на некоторое увеличение окладов, компенсирующих отмену льгот военным, а число военно-учетных специальностей с весны этого года выросло в 3 раза. Что, наоборот, требует соответствующего увеличения количества, а главное, качества преподавательского состава.

В США подготовка кадров на начальные офицерские должности на 85-90 процентов возложена на гражданские вузы. У нас - на Минобороны. Там военную кафедру студенты посещают добровольно. У нас - тоже. Только цели разные. У нас - чтобы, если "загребут" в армию, по крайней мере, не служить рядовым. (Потому и специалисты у нас получаются никудышные.) У них - чтобы получить гарантированное трудоустройство, сперва в армии, потом на гражданке. Офицеры с опытом ценятся высоко.

Проблема реформирования образования, как видим, непроста. Она требует внимательного и вдумчивого подхода. Оттого, насколько оптимальными будут приняты меры по ее решению, зависит, каким будет облик Российской армии в третьем тысячелетии, окажется ли она готова ответить на вызовы времени, противостоять военным угрозам. Хочется верить, что реформы военной школы, в том числе и высшей, дадут желаемый результат.


Обсудить статью на форуме

Оглавление       Начало страницы


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU