Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

Оглавление

Скорохваты на рельсах

Полковник Василий ЛАВРЕНЮК, Александр НИКОЛАЕВ

ИЛИ КАК НАШИ УЧЕНЫЕ СОЗДАВАЛИ "ПРОТИВОЯДИЕ" ОТ АМЕРИКАНСКИХ "ПЕРШИНГОВ"

 

  Еще несколько лет назад по сети российских железных дорог ходили с виду обычные составы, только вот почему-то диспетчеры старались составить график их движения таким образом, чтобы оживленные и людные вокзалы они проезжали ночью либо на рассвете. Они не должны были попадаться на глаза обывателям. Это были поезда-призраки, или БЖРК - боевые железнодорожные ракетные комплексы. Наряду с атомоходами, авиацией и ракетными войсками они поддерживали и поддерживают стратегический баланс в мире.

Главными конструкторами БЖРК были академики братья Владимир и Алексей Уткины. Старший - Владимир Федорович - уже ушел из жизни. Правой рукой Владимира Федоровича в работах по созданию ракетного поезда был его брат Алексей.

С главным конструктором конструкторского бюро специального машиностроения, заслуженным деятелем науки и техники РФ, академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным удалось встретиться и поговорить нашим специальным корреспондентам.

Наш разговор начался с воспоминаний о старшем Уткине, который был, по сути, главным разработчиком уникального ракетно-космического комплекса на колесах.

НАША СПРАВКА

Владимир Федорович Уткин - крупный ученый, генеральный конструктор ракет, ракет-носителей и космических аппаратов, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, действительный член академий наук России и Украины, Международной академии космонавтики, президент Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, доктор технических наук.

С 1970 по 1990 год В.Ф. Уткин возглавлял КБ "Южное" сначала в качестве главного, а затем генерального конструктора. За это время разработаны и сданы на вооружение четыре стратегических ракетных комплекса, создано несколько ракет-носителей. В их числе - высокоэффективная, экологически чистая ракета-носитель "Зенит".

Характерный принцип работы В.Ф. Уткина - применение оборонных научно-технических разработок в интересах науки и народного хозяйства. Так, на базе боевой машины СС-9 была создана конверсионная ракета-носитель "Циклон", предназначенная для выведения на орбиту средних полезных нагрузок. Спутник "Космос-1500" использовался при выводе караванов судов, затертых льдами в Восточно-Сибирском море. "Космос-1500" стал также родоначальником широко известной серии спутников "Океан", обеспечивающих значительное повышение безопасности и эффективности мореплавания.

Владимир Федорович возглавлял координационный научно-технический совет Росавиакосмоса и РАН по исследованиям и экспериментам на пилотируемой станции "Мир" и российском сегменте МКС. В.Ф. Уткин - автор свыше 200 научных трудов и большого числа изобретений, кавалер 11 орденов и 14 медалей.

Младший Уткин оказывал брату всемерную поддержку и был в курсе всех дел в конструкторском бюро. Как родилась идея создания ракетных поездов? По одной из версий, ее нам подбросили американцы. Мол, нашим компетентным органам стало известно, что американский ВПК готовится к созданию железнодорожного состава, способного производить пуски баллистических ракет. Якобы в руки разведслужб даже попала его фотография. Будто бы на снимке был искусно запечатлен маленький макет ракетного поезда, которого не существовало в природе. Мол, заокеанские "ястребы" сначала действительно собирались делать ракетный поезд, но потом отказались от этой затеи. Почему? Железнодорожная сеть у них не столь уж разветвленная, да и стоимость проекта получалась баснословной. Чтобы направить наших ученых по дороге, которая ведет в тупик, смастерили и подбросили "липу" русским. Пусть поломают голову! А политическое руководство "клюнуло" на нее и приняло волевое решение: догнать и перегнать заокеанских стратегов.

- Все это досужие домыслы. По крайней мере, мне на сей счет ничего не известно. А уж поверьте, подобного характера информацию главным конструкторам сообщали, - сказал в беседе академик Алексей Федорович Уткин. - Как было реально? После того как американцы разместили свои ракеты "першинг" в Германии, необходимо было адекватно ответить на новые угрозы безопасности нашего государства. Вот мы и вернулись к идее ракетных поездов. Отечественные ученые думали над этим проектом еще раньше, но до поры не брались за его решение из-за высокой стоимости и трудоемкости. К тому же имеющегося оборонительного потенциала вполне хватало, чтобы адекватно отвечать американцам.

Кстати, изначально его рассматривали как оружие возмездия. В чем же преимущество? В неуловимости, в отличие от ракет шахтного базирования, где заранее известны координаты целей. С БЖРК у наших противников возникла масса вопросов, на которые они так и не смогли найти ответы. Для их отслеживания в начале девяностых американцы даже создали группировку военных спутников. Но и из космоса обнаружить их следы было не так-то просто. Поэтому даже самая современная техника часто теряла их из виду. Они были неуловимы благодаря прекрасно развитой сети железных дорог Советского Союза. Много лет спустя американский генерал Пауэлл признался академику: "Искать ваши ракетные поезда - все равно что иголку в стоге сена".

Над созданием боевых ракетных поездов работали 30 министерств и ведомств и свыше 130 оборонных предприятий. На первый взгляд простая идея, предложенная проектантами, - поднять шахту из земли и положить ее на колеса - включала огромное количество организационно-технических проблем. Крупнейшие отечественные ученые и конструкторы стояли у истоков создания ракетных поездов: Сметанин и Галасий, Хорольский и Перминов, Грачев и Кукушкин и многие другие.

В приключенческом романе Владимира Богомолова "Момент истины" есть увлекательный эпизод, где описывается, как Евгений Таманцев - "чистильщик" и "волкодав" по прозвищу Скорохват - во время поединка с немецкими диверсантами "качал маятник" - стрелял во врага и при этом уклонялся от пуль, постоянно перемещаясь в пространстве. У разведчиков это считалось высшим пилотажем. Теперь представьте, что Таманцев не владел бы в совершенстве собственным телом и оружием или не знал бы, где находится враг. Так вот конструкторам БЖРК предстояло решить эту двуединую задачу. Для ракетного поезда.

В чем заключалась одна из главных проблем? Взять стрельбу. Когда ее ведут из ракетной шахты, то известны и азимут, и высота, и точка старта. Определение своего местоположения - это одна из сложнейших проблем. Кроме того, обязательно надо знать нагрузку на рельсы в конкретном месте. А грунты, как известно, бывают разные. Одинаковых условий в природе вовсе не существует. Так вот, чтобы вагоны не упали рядом с железной дорогой, придумали специальный "минометный старт". Если не вдаваться в подробности, то суть его в том, что ракета сначала выбрасывается на высоту, а уже затем стартует.

Как прицеливаться? Прежде чем это сделать, необходимо остановить поезд, запустить гироскопы, определить север и юг и куда стрелять. Не забывайте, что нужно еще принять приказ и команды "сверху". Чтобы пустить ракету в точно назначенное время и подчиниться своему командиру в любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах современного боя, в условиях применения высокоточного оружия, надо эту команду получить. Так что ракетный поезд - это сложнейший комплекс. И когда американцы эту идею прорабатывали, то натолкнулись на ряд технических сложностей, а потому, скорее всего, и отказались от наукоемкого проекта.

Возникла еще одна проблема: как стрелять, если прямо над головой расположены высоковольтные провода.

Нашли выход из положения.

Придумали также, как разгрузить стартовый комплекс за счет других вагонов.

Не забывайте и о том, что в поезде - офицеры и солдаты. Им нужны спальни, туалеты, столовая, комнаты отдыха... И запасы продовольствия, горючего, воды тоже необходимы! Так что комплекс сложнейший...

На первый взгляд могло показаться, что страна у нас большая и в ней полно "медвежьих углов", где ракетные комплексы могли надежно укрыться. У наших потенциальных противников ракеты становились все точнее, и они уже сравнительно легко могли "накрывать" шахты. Поэтому надо было принимать меры для обеспечения надежности превентивного удара. Конечно, "першинги" были хорошими ракетами. Хотя некоторые специалисты несколько преувеличивали их возможности. Говорили даже о том, что они могут попасть точно в забитый в землю кол за тысячу километров.

- Рекламное преувеличение, - считает Алексей Федорович. - Отклонение у ракеты все равно существует. Другое дело, что "першинги" стали всерьез угрожать нашим ракетам шахтного базирования. Нам необходимо было найти достойный ответ. И мы его нашли.

Ответом стала ракета "Скальпель". Он укладывался в рамки договора с американцами. Его сделали в двух вариантах: шахтном и для базирования на железной дороге. Трудно представить, сколько необходимо было выпустить "першингов", чтобы уничтожить ракетный поезд.

 

НАША СПРАВКА

Первый серийный поезд отправился на боевое дежурство в 1987 году. Его поставили на специальную площадку. Американцы зафиксировали из космоса местоположение боевой единицы. Это было сделано специально, чтобы они могли этот поезд учесть. В двустороннем договоре эта процедура была детально прописана. А потом его след затерялся. Испытывали поезд в Плесецке. У него было три боевых модуля, "жилая зона", свой командный пункт.

Это схватка не один на один, как при шахтном варианте, здесь соотношение сил совсем иное... А потому такой боевой комплекс, конечно же, уникален. И все-таки главная идея развития боевых ракетных комплексов - это повышение возможности сдерживания, чтобы никто даже не думал, что может безнаказанно нажать кнопку! История свидетельствует, что не мы были инициаторами гонки вооружений. Мы все время вынуждены были догонять и делали это так, чтобы ни у кого не было иллюзий, что появилось преимущество. Эффект сдерживания постоянно определял состояние дел в нашей оборонной отрасли, и, пока мы сможем оставаться на должном уровне, никакой ядерной войне не бывать.

Кое-что было реконструировано специально для наших поездов. А польза общая, ведь по тем же участкам по шли тяжелые цистерны и уголь начали возить. Изобрели специальное устройство, которое позволяет поднимать завалившийся вагон. Его до сих пор используют на сети железных дорог.

- Алексей Федорович, вы были на испытаниях ракетного поезда в Плесецке?

- У нас сразу готовилось четыре комплекса. Если с одной машиной возникают проблемы, создается комиссия, которая выясняет причины аварии. Задача генерального конструктора заключается в том, чтобы убеждать заказчика, доказывать, что все необходимые испытания проведены. Нужно сдвинуть "вагон" с места, а дальше он уже сам пойдет... А в это время в Плесецке первый пуск с ракетного поезда, и, естественно, едешь туда. На второй, третий пуск может поехать и заместитель по испытаниям, но, как правило, он там сидит почти постоянно...

- У Королева был знаменитый заместитель по испытаниям - Вознесенский, а у нас - Грачев, - рассказывает Алексей Федорович. - К его юбилею коллеги сделали небольшой фильм, в котором в шутливой форме рассказали такой эпизод. Прилетает Грачев однажды с полигона, где по обыкновению бывал месяцами, заходит в квартиру, видит ребятишек и говорит жене: смотри, мол, как быстро наши дети растут... А она в ответ: "Ты с ума сошел, это не дочки твои, а внучки!.."

Виктор Васильевич Грачев - обаятельный человек, очень мягкий и испытатель от Бога. А ведь у них, у испытателей, свой мир - особые отношения, собственные оценки людей и событий. Они долгие месяцы жили и работали в узком кругу. Недосмотр одного из них мог привести к аварии или даже трагедии, а потому испытатели всегда были на особом положении в нашей отрасли... Как и любой генеральный, я приезжал на полигон за несколько дней до пуска, а Грачев уезжал с завода вместе с машиной... А она не одна, идет сразу несколько изделий, вот он и сидит на Байконуре месяцами. Это труд ответственный и необычайно тяжелый. На самые трудные пуски ездил Грачев. Ему верили не только как специалисту. Ему улыбалась удача. Случались и аварии. Одна ракета легла рядом с шахтой.

И произошло это из-за нелепой ошибки - перепутали контакты при подготовке к пуску. Взрыв, гигантский огненный шар, а потом котлован образовался... Грачев вылетел со своей командой на место аварии, а в Харькове имитировали ситуацию на стенде. Быстро прошли всю цепочку изготовления ее на заводе... Потом проверили на стенде. Причина - не в рулевой машинке. Кузнецов Виктор Иванович, гироскопист, один из шести членов Совета главных конструкторов, не согласился с доводами: не может быть такого! Вдруг звонок с полигона, Грачев докладывает, что нашли все четыре машинки. А когда его посылали, то было сказано, что если будет найдена хотя бы одна машинка, то премия обеспечена... Вот он и сообщает радостно, что нашли все! Случай поистине удивительный - после такого пожарища найти рулевые машинки!.. Исследования на заводе подтвердили, что контакты перепутаны. ...А чаще всего приходилось выискивать причины аварий с невероятными трудностями.

Дорога первопроходцев всегда терниста. Самое главное, надо следить за тем, чтобы вся наземная отработка была как можно больше приближена к реальным условиям. Это трудно, но успех именно в этом. И второе. Там, где конструктор контролирует свое дело, аварий обычно не бывает. Но если один надеется на другого, именно тут, на "стыке" интересов, и жди неприятностей.

И еще. Глубочайшая ошибка говорить, что "оборонка" никогда не считалась со средствами - сколько просили, столько и давали. Это совсем не так! Да, в советское время денег на оборону не жалели. Но отчитывались за каждую копейку. Составляли смету, подавали ее в институт "Агат" на ревизию, там изучалась и анализировалась каждая цифра, затем директор института докладывал министру - Сергею Александровичу Афанасьеву.

В то время понятия "слово" и "дело" были своеобразным знаменем, и на них опирались становление и стремительный взлет ракетной техники... В министерстве, где проходила коллегия, висел лозунг "Кто хочет сделать дело - тот ищет способ. Кто не хочет - ищет причину". Во время заседания посмотришь на него, и сразу пропадает желание оправдываться.

- Первый поезд ушел с завода в 1987 году, а последний - в 1991-м. Гарантийный срок - десять лет. Но обычно затем он продлевался, все зависело от тех идей, что заложены в комплекс. Они выдержали испытание временем.

В 1991 году ракетные поезда поставили на прикол. Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев вошел в положение американцев и пришел к выводу, что для укрепления взаимопонимания между двумя странами БЖРК лучше не выпускать на просторы России. Иначе американским налогоплательщикам пришлось бы выложить кругленькую сумму на развертывание Пентагоном дополнительной группировки разведывательных спутников. Ведь каждый ракетный поезд за сутки проходит более 1000 километров, и, чтобы выявить среди сотен составов, курсирующих по всей России, только один БЖРК, а затем отследить маршрут его передвижения, пришлось бы в десятки раз увеличивать группировку спутников слежения. Осуществить подобный проект даже в столь богатой и технически развитой стране, как США, оказалось не под силу.

Неизвестно, какими аргументами заокеанским друзьям удалось убедить Михаила Горбачева. Во всяком случае, грозные ракетоносцы на рельсах дальше технической территории части выйти не могут. Нет денег.

Правда, один ракетный поезд покидал пределы охранного периметра - требовалось провести ремонтные работы в заводских условиях. Все остальные перемещения экипажам БЖРК приходится проводить в границах территории части. В принципе, военнослужащие могли бы использовать для обучения собственный учебный поезд, но сказывается недостаток средств. Сегодня важнее тратить деньги на поддержание в рабочем состоянии тех локомотивов, которые находятся в боевой готовности.

Сейчас БЖРК никуда не нацелен. На языке ракетчиков это называется "нулевым полетным заданием". Сложность же в том, что с 1991 года ракетные части ни разу не стреляли из своих комплексов. Задачи боевого применения оружия в последнее время им приходилось отрабатывать лишь на тренажерах. Правда, в 1998 году было одно исключение. Боевой расчет БЖРК произвел пуск штатного "Скальпеля", снятого с поезда, используя пусковую установку на полигоне Плесецка.

- После завершения работ по ракетным поездам пять человек были представлены к званию Героя Социалистического Труда, - говорит Алексей Федорович Уткин. - Однако вскоре Советский Союз рухнул, и награждать уже было некому. Жаль, конечно, ведь работа сделана первоклассно. В отличие от всех предыдущих изделий армия получила готовый комплекс, принятый на вооружение, прямо с завода.

Зато была выпущена редкая памятная медаль - "Создателю БЖРК". На лицевой стороне медали - профили братьев Уткиных, Владимира и Алексея.


Обсудить статью на форуме

Оглавление       Начало страницы


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU