4 ноября, 1612 год
- 395 лет назад Китай-город был освобождён от поляков войсками ополчения под предводительством князя Минина и гражданина Пожарского
Во второй половине минувшего столетия, ввиду того, что Польша считалась дружественной страной, столь важнейшее событие русской истории не слишком часто упоминалось. А о празднике, посвящённом ему, и вовсе не могло быть речи. Сейчас многое сильно изменилось. И Польша снова относится к нам, как во времена Сапеги и Ходкевича, и объединённая Европа всё ближе к нашим границам размещает свои военные базы. Вот почему так важно, что ныне воскресла эта памятная дата - 4 ноября. День освобождения Москвы от европейских варваров
В русской истории часто встречаются удивительные совпадения, на первый взгляд случайные, а на самом деле промыслительные. Этакие исторические рифмы. Самые яркие из них связаны с великими победами.
В 1380 году войска Димитрия Донского одержали сокрушительную победу над войсками могущественного Мамая, но ровно 100 лет пройдёт, прежде чем Русь освободится от позорного ордынского ига, и именно через 100 лет - в 1480 году состоится одоление на Угре, кончившееся бегством могущественного Ахмата и провозглашением самодержавия, т. е. независимости нашего Отечества.
В 1812 году самый знаменитый полководец мира Наполеон Бонапарт взял Москву, но вынужден был бежать из неё и удирать далее до самых границ, по пути теряя свою полумиллионную Гранд Армэ, Великую Армию, состоящую из представителей 12 европейских народов. И ведь ровно за 200 лет до него, именно в 1612 году, на Москве была разгромлена другая разноязыкая армия, точно так же пришедшая грабить, разорять, насиловать, убивать русских людей.

Патриарх Ермоген отказывает полякам подписать грамоту.
П.П. Чистяков |
Принято говорить: "освобождение Москвы от поляков". Это не совсем точно. Поляками тех интервентов называют лишь постольку, поскольку во главе их были польские воеводы. Национальный же состав оккупантов был таков: поляки, украинцы, литовцы, венгры и немцы. Не 12 племён, как у Наполеона, но всё же… При взятии Москвы войсками Минина и Пожарского оборону Кремля в 1612 году держали 3000 поляков и немцев. К ним на помощь стремился гетман Ходкевич. Его отряд насчитывал 12 000 человек. Из них 60 % составляли запорожские казаки, 20 % - венгры, 20 % - немцы, литовцы и поляки. Такая вот статистика!
Важно, конечно, не это. Важны цели, которые преследовали стороны. Европейцы - как можно дольше удерживать захваченную территорию, чтобы можно было выгрести как можно больше добра. Русские - поскорее вытурить непрошенных гостей.
Возмущение москвичей вылилось в вооружённое восстание ещё в марте 1611 года, за полтора года до освобождения. Москва находилась в руках польских военачальников с октября 1610 года. Сначала это был Жолкевский, затем Гонсевский. Их поддерживали предатели, которых, увы, на Руси тоже всегда хватало, нечего греха таить! Семибоярщина братьев Салтыковых, Хворостинина, Масальского, Вельяминова, Молчанова и Андронова прислуживала врагам, захватившим полстраны.
Восставший в марте 1611 года московский люд был разгромлен. Оккупанты разрушили Москву, чтобы у жителей не было крова над головой, и оставшиеся в живых москвичи вынуждены были бежать из города.
Но пришла осень, и в Нижнем Новгороде староста Кузьма Минич Минин бросил свой клич, на который откликнулись тысячи сердец русских, а князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил новое могучее ополчение.

Совет всея Руси.
А.Ф. Максимов |
Примечательно, что вместе с русскими в это ополчение записывались и шли марийцы, чуваши, коми и другие волжане и северяне - представители народов, которые ещё не так давно, во время покорения Иваном Грозным Казани выступали яростными врагами русских. Это было очень важно, что они почувствовали себя теперь заодно с русскими, осознали, что и их придёт грабить просвещённая Европа. И князь Пожарский заверил их, что впредь на русский престол не будут призываться иностранные государи.
Принято называть освободителями и победителями Минина и Пожарского. Но мы, православные люди, должны видеть и самого главного победоносца, осенённого Божией благодатью. Им в ту тяжелейшую годину стал Московский патриарх Гермоген. Открыто и смело он выступил против оккупантов ещё в дни мартовского восстания 1611 года. Тогда, 17 марта, в Вербное воскресенье, совершив обычное шествие на белом осляти, он отказался выйти и приказать первому ополчению отступить от Москвы. "Что вы мне грозите? - сказал Святейший Патриарх полякам. - Я боюсь одного Бога. Если вы уйдёте, то я и им прикажу уйти, разойтись, а иначе прикажу остаться и умереть за веру. Вы мне обещаете жестокую смерть, но через неё я надеюсь получить венец. Давно я уже мечтаю пострадать за истину". Поляки заточили его в подземелье Чудова монастыря, подвергли пыткам. Находясь в заточении, Патриарх Гермоген написал письмо, которое верные смелые люди смогли отвезти в Нижний Новгород, и это патриаршее послание зажгло сердца людей, и когда Минин бросил клич, Русь встала на борьбу благодаря призыву Гермогена!
Поляки, узнав об этом, перестали кормить заточника. Они, издеваясь, бросали ему сноп сена и немного воды. 17 февраля 1612 года Патриарх Гермоген скончался от голода и холода, приняв на себя мученический венец. Он отдал себя в жертву во имя того, чтобы Русь осталась православной, свергла ненавистных пришельцев, желавших сначала разорить её, а затем насильно обратить в католичество.
Подвиг Святейшего Гермогена - победа в духовной битве над врагами, залог будущей ратной победы! Не случайно, когда Москва была освобождена, люди пришли на могилу святого мученика со словами: "Покажите нам, где лежит начальник нашей славы!".
Когда мне довелось работать над материалами, связанными с московскими событиями октября-ноября 1917 года, я был потрясён, узнав, что началось тогда всё с надругательства над мощами Святейшего Патриарха Гермогена, и что комендант Кремля Губельман-Ярославский изыскивал возможности уничтожить эти мощи! Враги чувствуют духовную силу православных святынь, но не понимают, насколько эта сила велика и неодолима.
Оставив плоть, душа Гермогена воспарила и незримо возглавила ополчение Минина и Пожарского, которое именно тогда, весной 1612 года двинулось к Ярославлю, где был создан временный "Совет всей Земли". В Ярославле же сделалось очевидным, что ополчение Минина и Пожарского стало всенародным. Летом, прознав о том, какие силы собрались идти на Москву, гетман Ходкевич выступил на подмогу разбойникам, сидящим в Кремле. Минин и Пожарский двинули свои полки из Ярославля.
Другим вдохновителем грядущей победы явился старец Борисоглебского монастыря, что на Устье, затворник Иринарх Ростовский.

Преподобный Иринарх,
затворник Ростовский |
Он также пострадал от поляков, но когда знаменитый польский воевода пан Сапега явился к нему спрашивать о вере, преподобный Иринарх откровенно сказал ему: "Возвратись в свою землю, полно тебе в России воевать! Если же не уйдёшь или опять придёшь в Россию и не послушаешь слова Божия, то будешь убит в России". Бесстрашие старца настолько поразило Сапегу, что тот дал монастырю милостыню и повесил пана Сушинского, который накануне разграбил Борисоглебскую обитель. Однако предсказания старца заносчивый лях не послушался, и напрасно - вскоре он был убит под Москвою!
Узнав, что ополчение Пожарского не решается идти на Москву из-за возникших разногласий, Иринарх послал князю Дмитрию Михайловичу просфору и благословение, а также велел передать, чтобы тот без страха шёл освобождать столицу. Князь Дмитрий Михайлович, обрадовавшись, двинул рати, и по пути Минин и Пожарский прибыли в Борисоглебский монастырь, чтобы лично получить благословение старца. Иринарх благословил их и дал в помощь свой крест, став для них тем же, кем явился для Димитрия Донского Сергий Радонежский. И не случайно, что, расставшись с Иринархом, Минин и Пожарский пошли на Москву через Троице-Сергиеву лавру, где накануне решающих сражений поклонились Пресвятой Троице и преподобному Сергию.
Главным военным событием той давней битвы за Москву следует считать разгром войска Ходкевича, которое пришло на подмогу стоящему в Кремле гарнизону поляков и немцев. Стан Ходкевича располагался у Поклонной горы, затем переместился к Донскому монастырю. Стан Пожарского расположился на Остоженке и Арбате. Решающий бой начался 24 августа. Поначалу успех сопутствовал Ходкевичу - он захватил укрепления Земляного вала, провёл в город четыреста повозок с продовольствием для осаждённых, венгры Граевского и украинцы Зборовского прорвались в Замоскворечье, но затем в жаркой кровопролитной сече и венгры, и запорожцы были истреблены русскими ополченцами, после чего контрудар войск Минина обратил дошедших до Крымского моста поляков в бегство. К вечеру Ходкевич с войском отступил на Воробьёвы горы, а утром следующего дня ушёл в Литву.
После этой победы освобождение Кремля оставалось лишь делом времени. Оккупанты ещё два месяца удерживали главную крепость Москвы и начали сдаваться только в октябре. Окончательно Кремль был взят 4 ноября 1612 года. Русь снова стала самодержавной, то есть независимой.
Вошедшие в Кремль освободители к ужасу своему обнаружили страшную находку - бочки, наполненные засоленным и замаринованным человеческим мясом. Рассчитывая и дальше держать оборону, оккупанты именно этим намеревались поддерживать в себе жизненные силы! Для русских подобное было дико, они испытали ещё большее отвращение к тем, кого, наконец, вытурили из сердца России.
Освобождение Москвы от иноземцев осенью 1612 года стало началом возрождения Отечества нашего, пережившего страшные, неимоверно тяжёлые годы Смутного времени. Отсюда началось восхождение русской государственности к сияющим имперским вершинам.
И недаром благодарная Россия вспомнила имена Минина и Пожарского не когда-нибудь, а вскоре после изгнания из Москвы других разбойников - хищных орд Наполеона. Тогда в статье Карамзина прозвучала идея установки памятника старосте и князю на Красной площади, и скульптор Мартос воплотил в жизнь разумение историка именно так, как того и хотел Карамзин: Минин, олицетворяющий народ, зовёт на битву Пожарского, олицетворяющего военную элиту. Вот только два образа остались на этом памятнике незримыми - Святейшего Патриарха Гермогена и преподобного старца Иринарха.