Игуменья Гермиона, настоятельница
Марфо-Мариинской обители
на св. горе Грабарка, и К.А. Авдеева |
Привезли "Русский Дом"? - строго спрашивает меня после службы седовласый красавец-архидиакон отец Владимир, он более 30 лет служит в Варшавском кафедральном соборе равноапостольной Марии Магдалины.
Увидев пачку любимых журналов, отец Владимир широко улыбается. Это лучший подарок для многих наших прихожан, людей разного социального положения, национальности, возраста, по разным причинам оказавшихся в Польше, но при этом объединённых любовью к Православию и интересом к России. Понятия эти неразделимы. В последние годы "Русский Дом" стал частью духовной жизни десятков миллионов людей, истинно православного сознания, а оно превыше границ и всех территориальных делений.
Шесть лет я работаю в Варшаве, и именно здесь остро почувствовала и совершенно бесповоротно поняла, что такое тоска по родине, хотя и бываю в Москве нередко. Давно перестала летать самолётом - он не для моих неподъёмных чемоданов, до отказа набитых духовной пищей - книгами и журналами. Из них главный - "Русский Дом", явление для православного Зарубежья уникальное, не только в Польше, но и в других странах Европы подобного издания нет.
Хочу рассказать о польских читателях "Русского Дома", о том, как оценивают они журнал, чего ждут от него. Аудитория журнала чрезвычайно разнообразна. Это не только выходцы из России, и не только миряне. С журналом знаком предстоятель Польской Православной Автокефальной церкви митрополит Савва, большой друг русского народа, часто бывающий в нашей стране. Журнал с интересом читают польские монахи и священники, учащиеся единственной в стране православной семинарии и студенты Высшей теологической академии, самой большой богословской академии в Европе. В "Русском Доме" их особенно интересуют рассказы о русских местночтимых святых, новомучениках российских, информацию о которых очень непросто получить в Польше. И конечно же, всё, что касается духовного наследия русских старцев и стариц, о жизни которых большинство православных в Польше вообще ничего не знают. В Польше старцев уже давно нет, и это неизбежно порождает духовные проблемы.
"Вовремя начал я русский изучать, теперь могу сам ваш журнал прочитать. Какой он яркий, красивый!", - говорит мне 13-летний Душан, с интересом разглядывая июньский выпуск "Русского Дома", на обложке которого изображён святой царевич Алексей. Душан - сын сербского дипломата, учащийся нашей посольской школы. Родителям его, глубоко верующим людям, Стефану и Лилии, журнал импонирует постоянным вниманием к судьбам Сербского государства. Журнал не забывает о незатихающей боли балканских славян, о многострадальных Косове и Метохии. "Русский Дом" имеет чёткую бескомпромиссную позицию в вопросе о независимости Косова, он широко освещает проблемы славянского мира.
Недавно православные паломники Польши совершили незабываемое паломничество в Косово, собственными глазами увидели множество поруганных православных храмов и монастырей. Привезли уникальную фотовыставку, которую уже показали в десятках православных храмов Европы.
В последние годы в Варшаве появилось много православных выходцев с Западной Украины. В большинстве своём это люди, измученные многолетним церковным расколом, агрессивной политической самостийностью, жестокими нападками униатов, безнаказанными захватами храмов и издевательствами над священниками. За свою веру они заплатили потерей работы, учёбы, жилья. Всё чаще многодетные православные украинцы переезжают в Польшу, где в последнее время, особенно после вступления в Евросоюз, для Православия наступил период относительного покоя. Здесь особенно ждут правдивых статей о состоянии Православия на Украине, о явных и скрытых политических угрозах, высоко ценят глубокий и нелицеприятный политический анализ, которые дают на страницах журнала опытные публицисты.
Значительную часть читательской аудитории составляют те, кто причисляет себя к "старым русским", - потомки живших здесь ещё во времена, когда остатки Речи Посполитой входили в Российскую империю. Их деды и прадеды были настоящими, "незамутнёнными" патриотами, они жили и умирали во имя России. И никогда не изменяли своей Отчизне. Это поруганная и обесчещенная большевиками Россия в 1917 году безвозвратно ушла от них…
"Старые русские" гордятся своей православной Варшавой, ведь нет в Европе города, который был бы так тесно связан с Россией. По сей день здесь живёт и дышит великая русская история. Судите сами: в XVI веке в Варшаве был похоронен Василий Шуйский, в костёле в самом центре города пребывал в заточении боярин Фёдор Романов, будущий патриарх Филарет, здесь служила вся элита русской армии: А.В. Суворов, М.Б. Барклай-де-Толли, М.Д. Скобелев, А.А. Брусилов.
Потомкам "польских русских" до боли обидно, что в России почти ничего не знают о трагической истории польского Православия, его святынях и новомучениках, погибавших от рук униатов и католиков, мало знают о жизни польских храмов и монастырей в наши дни. (Верим, что именно с помощью "Русского Дома" удастся хоть отчасти восполнить эти пробелы).
Русские традиции, пронесённые через десятилетия, пронизывают жизнь этих людей. В их домах, не отличимых от тех, что можно увидеть в Москве, Костроме или Иванове, на стенах висят грустные пейзажи: природа средней полосы и деревянные церковки, в красных углах у светлых ликов теплятся неугасимые лампады, на полках теснятся сочинения Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, архимандрита Иоанна Крестьянкина…
"Старые русские" особенно ценят исторические рубрики "Русского Дома": "За веру и Отечество", "Свет Православия", "Страницы истории".
От столь уникального журнала русским в Польше хочется больше теплоты, доверительности, любви. Не хватает портретов простых православных людей, мирян и священников из глубинки России. Ведь только там и сохранился настоящий русский дух, там обитают последние праведники России - ни в одном западном журнале об этом не прочитаешь.
Есть ёще одна категория верных читателей "Русского Дома" - это русские женщины, вышедшие замуж за поляков и осевшие в польской столице. Здесь у них дома, дети, любимые мужья, работа, но сердце всё равно осталось в России. Для них "Русский Дом" - глоток свежего воздуха, живая связь с Родиной. На долю этих наших соотечественниц выпали тяжелые испытания. Им приходится выбирать между любовью и верой. Выходя замуж за католика, православная девушка должна венчаться в католическом костёле. Затем новобрачные дают ксёндзам официальную "расписку" в том, что все дети, рождённые в их браке, непременно станут католиками. Семьи, которым удалось этого избежать, можно сосчитать по пальцам.
Среди них Адам и Ольга Флерчаки и четыре их дочери. Три старшие девочки поют в православном церковном хоре. Старшей, Марии, студентке Варшавской музыкальной Академии, 22 года. Младшей, Лизочке, шесть лет.
Их мама, Ольга, москвичка, но уже более двадцати лет живёт в Польше. Отец, пан Адам, в недавнем прошлом ревностный католик, три года назад перешёл в Православие, побывав в нашей Троице-Сергиевой лавре. В храме Святителя Николая в Пыжах в Москве приняли Православие две его старшие дочери. Флерчаки - верные читатели "Русского Дома" едва ли не с первых дней его появления на свет. В семье читают всё от корки до корки. Любят публицистику Ю.Ю. Воробьевского и Н.С. Леонова. Но особым уважением пользуются рубрики протоирея Александра Шаргунова. Доверие и уважение к этому священнослужителю не случайно, Флерчаки называют о. Александра "совестью России". Оказываясь в Москве, Ольга с дочками спешит в Замоскворечье, в любимый храм к отцу Александру, чтобы надышаться его благодатью, прикоснуться к святыням.
Можно ещё много говорить о "Русском Доме". О его высокой бескомпромиссности и последовательности, о том, как не даёт он одурачивать своих читателей, учит их самостоятельно мыслить и разбираться в том, что происходит в России и за её пределами. Сейчас каждому здравомыслящему православному человеку, особенно живущему в Европе, понятно, что Запад зашёл в тупик, упёрся лбом в стену множества неразрешимых проблем, отказался от вечных ценностей. Выйти из этого тупика без Божией помощи уже невозможно.
Неоспоримый факт проигрыша западников в духовной борьбе постоянно подтверждается на страницах "Русского Дома". Журнал помогает своим читателям никогда и нигде не забывать, что мы православные - и в этом наша сила.