Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Октябрь 2007

"РУССКОМУ ДОМУ" - 10 лет

Содержание номера       Главная страница номера

Главный праздник октября

Александр Юрьевич СЕГЕНЬ

14 октября - Покров Пресвятой Богородицы

Замечали ли вы, что в Москве лишь одна ветка метро носит имя православного праздника? - Арбатско-Покровская. Она названа так в честь Покровского собора в Измайлове. Расположен этот собор на острове, омываемом Серебряно-Виноградским прудом. Рядом с Покровским собором находится большое депо. Когда-то ветка метро, шедшая от Арбата, тут заканчивалась, потому и назвали её Арбатско-Покровской. И большевики, как ни странно, не углядели в этом религиозного смысла!

Зато дивный остров они успели по-своему заклеймить - увы, до сей поры он носит глупейшее наименование "Городок имени Баумана", а должен бы называться Покровским, потому что над ним возвышается величественный высокий храм Покрова. Здесь - гнездо Романовых, их вотчина. Пётр Великий впервые пускал по волнам Серебряно-Виноградского пруда свой знаменитый ботик. Здесь же он повелел переливать колокола на пушки. А храм был построен зодчим Иваном Кузнечиком ещё при царе Феодоре Алексеевиче. В этом храме совершал литургии составитель полного свода "Житий Святых" святитель Димитрий Ростовский. Этот шедевр русского зодчества был освящён в честь одного из любимейших православных праздников - Покрова Божией Матери.

"Покров... - важный какой-то день, когда кончатся все "дела", землю снежком покроет, и - "крышка тогда, шабаш... отмаялся, в деревню гулять поеду", - говорил недавно Василь Василич. И все только и говорят: "Вот подойдёт "Покров" - всему развяза". Я спрашивал Горкина, почему - "развяза". Говорит: "А все дела развяжутся, вот и "Покров". И скорняк говорил намедни: "После "Покрова" работу посвалю, всех на зиму покрою, тогда стану к вам приходить посидеть вечерок, почитать с Панкратычем про священное"".

Это строки из бессмертной книги Ивана Сергеевича Шмелёва "Лето Господне", богато описавшей все ощущения православного человека, связанные с годовым кругооборотом трудов, забот и праздников.

"Покров - всему развяза", - именно так на протяжении многих веков относились люди к этому осеннему празднику, венчающему всё, что было сделано за год. Всё заготовлено и - покрыто. А люди Божии ощущают над собой в небесах незримый головной плат Богородицы - Её Покров, или по-гречески "омофор". "Захвати тепла до Покрова", - говорили в народе и готовились к холодной зиме, утепляли жилища, затыкали все щели и продушины, обустраивали помещения для скота, чтоб и животине не было холодно, её отныне наружу не выпускали, а в домах вставляли вторые оконные рамы, которые в иных местах так и называли - покровскими. Всё это утепление именовалось особенным покровским словечком - "ухититься". "Дом свой ухитить", - то есть утеплить.

Праздник сей ещё считался покровителем свадеб - жениховались и невестились, совершали уговор, чтобы потом всю зиму до самой Пасхи готовиться к женитьбе, собирать приданое, копить деньжонки на свадебный пир, который чаще всего творили через неделю после Светлого Христова Воскресения, на Красную горку. "Батюшка-покров, покрой землю снежком, а меня женишком!", - заклинали в канун Покрова девицы-красавицы. Падение с небес снега в сей день считалось очень и очень доброй приметой.

Покров, обещавший всегда отдохновение от дел земных, был излюбленным в народе праздником. Не случайно так много у нас на Руси Покровских храмов, и чаще всего они большие, величественные, крепкие, высокие. Вот даже в нынешней Москве больше всего Никольских храмов - 44. На втором месте Троицкие церкви, их на десяток меньше. А на третьем - Покровские, 21 храм: и в Свято-Даниловом монастыре, и в Новодевичьем, и в Марфо-Мариинской обители, и в Красном селе, и причудливый храм в Филях, и огромный - на Измайловском острове.

И конечно же, один из главных символов столицы - прекрасно украшенный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, всенародно известный как храм Василия Блаженного. Кстати, в этом двояком наименовании любимейшего московского храма есть особенный исторический смысл, коренящийся в самом происхождении праздника. Покров Богородицы было установлено отмечать после чудесного явления во Влахернском храме Константинополя, случившегося в 30-е годы Х столетия. Храм Пресвятой Богородицы во Влахернах был построен во второй половине V века Императором Львом Великим для того, чтобы в нём хранить привезённые из Палестины Честные ризы Приснодевы Марии. Вместе с одеждами в златокованном ковчеге был и Омофор Всецарицы - большое покрывало, которое Матерь Божья носила на голове. В сём Омофоре, по строгой иконописной традиции, Она запечатлевается на всех образах. Лишь художники Возрождения осмеливались эту традицию нарушать - срывали с головы Богородицы священный покров!

Пред ковчегом, в коем хранились Ризы и Омофор, собирались толпы молящихся. В эпоху правления Императора Льва Мудрого особым почитанием пользовался юродивый Андрей, по своему происхождению - славянин. Он постоянно пребывал вблизи ковчега во Влахернском храме. Находясь рядом с ним, люди чувствовали особый прилив веры, благодатное тепло разливалось по душам молящихся. Предание доносит до нас, что в воскресный день первого числа октября, в четвёртом часу ночи, в присутствии множества народа, Христа ради юродивый Андрей увидел под куполом храма Царицу Небесную. Она стояла над всеми людьми и, держа в руках Омофор свой, осеняла им всех, словно покрывая от грозящих напастей. Следом за Андреем Богородицу увидел его ученик Епифаний, будущий Константинопольский Патриарх Полиевкт, а затем и многие другие присутствующие в храме. Это чудо, коему был не один свидетель, расценили как знак того, что Матерь Божия слышит молитвы верующих и покровительствует им. Надежду на сие небесное покровительство и выражает этот излюбленный среди православного люда праздник.

Спустя много лет после описанного константинопольского чуда на Москве подвизался юродивый Василий, во многом отождествляемый с юродивым Андреем. Он так же не имел жилища, одежды, а зачастую и еды, и при нём так же люди ощущали особый прилив веры.

Василия Блаженного весьма почитал Царь Иван Грозный. Когда юродивый умирал, Государь со всей семьею стоял у смертного одра народного любимца и получил от Василия благословение. Затем он сам нёс тело усопшего к храму Троицы на Рву, где юродивый и был похоронен. А через два года рядом с храмом Троицы, в честь покорения Казани, Иван Грозный стал строить новый большой собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он мечтал о том, что в нём когда-нибудь, как во Влахернах, будут храниться Ризы и Омофор Богородицы.

В праздник Покрова, даже если вы по какой-либо причине не можете быть в храме, мысленно представьте себе нарядный многокупольный храм Василия Блаженного, украшающий собой главную площадь России, или чёрные купола храма на Измайловском острове, изысканно отражающиеся в голубых водах Серебряно-Виноградского пруда, или пряничный Покровский храм в Филях и обратитесь душевным взором к Приснодеве Марии - да не оставит Она нас без Своего небесного покровительства!

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы