190 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого - 5 сентября, 1817 год
Встречи читателя с А. К. Толстым не столь часты и многообразны, как с другими русскими классиками. Но есть у Алексея Константиновича произведения, которые "пронзительно" действуют на душу, давно сделались всенародными, горячо любимыми и составляют славу русской литературы
Французская поговорка гласит: "Писатели рождаются в провинции, а умирают в Париже". Судьба Алексея Толстого являет собой русский феномен: он родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге, но родиной своей считал имение Красный Рог в 50 километрах от Брянска, где взрастал, творил, скончался в 1875 году и похоронен возле сельской церкви.
Главной достопримечательностью усадьбы Красный Рог является усадебный дом, который окружает уникальный парк. Он был сожжён фашистами во время оккупации в 1942 году, а в 1993-м - восстановлен. За пределами усадьбы находится церковь Успения Богородицы - памятник архитектуры конца XVII века (пристройка крыла в ней сделана Толстым), и возле неё - могила поэта с каменным надгробием.
Под сенью старого парка вот уже на протяжении сорока лет проходит Всероссийский праздник поэзии и народного творчества имени А.К. Толстого. Знаменательное сочетание: все жанры были доступны графу, царедворцу - обладателю истинно народного, многогранного таланта.
Господь меня готовил к бою,
Любовь и гнев вложил мне в грудь,
И мне десницею святою
Он указал правдивый путь.
Этот путь не прерывается. Кто из нас не помнит со школы щемящие строки: "Колокольчики мои, цветики степные..."? Чьё влюблённое сердце не сжималось от пронзительных строк романса "Средь шумного бала, случайно..."? Кто не зачитывался в юности, открывая драматичность и величие родной истории, романом "Князь Серебряный"? Это лишь сегодня, при распылении русской книжной культуры, молодые могут знать только фильм с Игорем Тальковым в главной роли, не ведая, кто же автор "идеи" сценария... Кто не зачитывался грубоватыми афоризмами и напыщенными перлами Козьмы Пруткова? Создателем этой неповторимой литературной маски вместе с двоюродными братьями Жемчужниковыми был тот же Толстой.
Но особая и мало воспринимаемая сегодня стать - историко-драматический талант Алексея Константиновича. Потомок последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского ещё в юном возрасте был определён "студентом" в Московский архив министерства иностранных дел. В обязанности "архивных юношей", принадлежавших к знатным дворянским родам, входили разбор и описание старинных документов. И там Толстой, писавший стихи с шести лет, соединил своё пылкое воображение, любовь к русской песне и литературе с глубочайшим постижением древней истории. Потом годы государственной службы (он дослужился до камер-юнкера, звания обожаемого им Пушкина, а после окончания Крымской войны был назначен флигель-адьютантом, это произошло в день коронации Александра II) дали ему глубокое знание основ самодержавной русской власти и т.н. властных коридоров. Но свет и служба тяготили его: "Я думал,... что мне удастся победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство несовместимы". Добившись бессрочной отставки, Толстой живёт и творит в своём имении Красный Рог. "Если Париж стоит обедни, то Красный Рог со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов". Здесь-то, в раздольной глуши, он и создаёт свои зрелые шедевры.
Среди величайших достижений отечественной драматургии безусловно числится трилогия "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович" и "Царь Борис". Центральная драма трилогии около 30 лет не допускалась цензурой на сцену как пьеса, "колеблющая принцип самодержавия". И недаром родившийся в 1898 году Московский Художественный начал своё блистательное восхождение на театральный Олимп с пьесы "Царь Фёдор Иоаннович". Публика была в восторге и в глубочайших раздумьях. Чем же покорила и вместе с тем задела пьеса? Конечно же, высочайшим литературным уровнем, гибкими ямбами, тонкой психологичностью выведенных характеров и... жгучей злободневностью страстей, раздиравших российскую жизнь в конце XVI века. В прямом указании - "Проекте постановки на сцене трагедии "Царь Федор Иоаннович"" автор выводит основную идею: "Две партии в государстве борются за власть: представитель старины - князь Шуйский, и представитель реформы - Борис Годунов. Обе партии стараются завладеть слабовольным царем Федором как орудием для своих целей". Не то же начиналось в России на рубеже тысячелетий при Ельцине?
Не то же ли в ближайшей повестке дня: вот-вот начнётся предвыборный период, а с ним борьба за влияние? Как ждёт всегда народ своего Годунова-спасителя, который в пьесе справедливо заявляет:
Когда земля, по долгом неустройстве,
В порядок быть должна приведена,
Болезненно свершается целенье
Старинных ран. Чтоб здание исправить,
Насильственно коснуться мы должны
Его частей...
Касались насильственно и частей, и целого государства - веками. Запад всегда в этом помогал, потом и международный капитал присоединился. Чем это оборачивалось? - Смутным временем... Вот потому и написал свою ироничную краткую "Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева", включая правление Годунова, патриот А.К. Толстой:
Борис же, царский шурин,
Не в шутку был умён,
Брюнет, лицом недурен,
И сел на царский трон.
При нём пошло всё гладко,
Не стало прежних зол,
Чуть-чуть было порядка
В земле он не навёл.
Вечно нам этого "чуть-чуть" не хватает: "Земля наша обильна, порядка ж нет как нет...".
Перечитайте глубокую народную лирику, баллады, прозу графа А.К. Толстого, и сразу поймёте, почему все современники, даже враги, отмечали его ум и благородство. Не щедрый на похвалы Иван Алексеевич Бунин восторгался: "Совершенно удивительный был человек...".