Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Сентябрь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Правдивый путь

Александр Александрович БОБРОВ

190 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого - 5 сентября, 1817 год

Встречи читателя с А. К. Толстым не столь часты и многообразны, как с другими русскими классиками. Но есть у Алексея Константиновича произведения, которые "пронзительно" действуют на душу, давно сделались всенародными, горячо любимыми и составляют славу русской литературы

Французская поговорка гласит: "Писатели рождаются в провинции, а умирают в Париже". Судьба Алексея Толстого являет собой русский феномен: он родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге, но родиной своей считал имение Красный Рог в 50 километрах от Брянска, где взрастал, творил, скончался в 1875 году и похоронен возле сельской церкви.

Главной достопримечательностью усадьбы Красный Рог является усадебный дом, который окружает уникальный парк. Он был сожжён фашистами во время оккупации в 1942 году, а в 1993-м - восстановлен. За пределами усадьбы находится церковь Успения Богородицы - памятник архитектуры конца XVII века (пристройка крыла в ней сделана Толстым), и возле неё - могила поэта с каменным надгробием.

Под сенью старого парка вот уже на протяжении сорока лет проходит Всероссийский праздник поэзии и народного творчества имени А.К. Толстого. Знаменательное сочетание: все жанры были доступны графу, царедворцу - обладателю истинно народного, многогранного таланта.

Господь меня готовил к бою,

Любовь и гнев вложил мне в грудь,

И мне десницею святою

Он указал правдивый путь.

Этот путь не прерывается. Кто из нас не помнит со школы щемящие строки: "Колокольчики мои, цветики степные..."? Чьё влюблённое сердце не сжималось от пронзительных строк романса "Средь шумного бала, случайно..."? Кто не зачитывался в юности, открывая драматичность и величие родной истории, романом "Князь Серебряный"? Это лишь сегодня, при распылении русской книжной культуры, молодые могут знать только фильм с Игорем Тальковым в главной роли, не ведая, кто же автор "идеи" сценария... Кто не зачитывался грубоватыми афоризмами и напыщенными перлами Козьмы Пруткова? Создателем этой неповторимой литературной маски вместе с двоюродными братьями Жемчужниковыми был тот же Толстой.

Но особая и мало воспринимаемая сегодня стать - историко-драматический талант Алексея Константиновича. Потомок последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского ещё в юном возрасте был определён "студентом" в Московский архив министерства иностранных дел. В обязанности "архивных юношей", принадлежавших к знатным дворянским родам, входили разбор и описание старинных документов. И там Толстой, писавший стихи с шести лет, соединил своё пылкое воображение, любовь к русской песне и литературе с глубочайшим постижением древней истории. Потом годы государственной службы (он дослужился до камер-юнкера, звания обожаемого им Пушкина, а после окончания Крымской войны был назначен флигель-адьютантом, это произошло в день коронации Александра II) дали ему глубокое знание основ самодержавной русской власти и т.н. властных коридоров. Но свет и служба тяготили его: "Я думал,... что мне удастся победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство несовместимы". Добившись бессрочной отставки, Толстой живёт и творит в своём имении Красный Рог. "Если Париж стоит обедни, то Красный Рог со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов". Здесь-то, в раздольной глуши, он и создаёт свои зрелые шедевры.

Среди величайших достижений отечественной драматургии безусловно числится трилогия "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович" и "Царь Борис". Центральная драма трилогии около 30 лет не допускалась цензурой на сцену как пьеса, "колеблющая принцип самодержавия". И недаром родившийся в 1898 году Московский Художественный начал своё блистательное восхождение на театральный Олимп с пьесы "Царь Фёдор Иоаннович". Публика была в восторге и в глубочайших раздумьях. Чем же покорила и вместе с тем задела пьеса? Конечно же, высочайшим литературным уровнем, гибкими ямбами, тонкой психологичностью выведенных характеров и... жгучей злободневностью страстей, раздиравших российскую жизнь в конце XVI века. В прямом указании - "Проекте постановки на сцене трагедии "Царь Федор Иоаннович"" автор выводит основную идею: "Две партии в государстве борются за власть: представитель старины - князь Шуйский, и представитель реформы - Борис Годунов. Обе партии стараются завладеть слабовольным царем Федором как орудием для своих целей". Не то же начиналось в России на рубеже тысячелетий при Ельцине?

Не то же ли в ближайшей повестке дня: вот-вот начнётся предвыборный период, а с ним борьба за влияние? Как ждёт всегда народ своего Годунова-спасителя, который в пьесе справедливо заявляет:

Когда земля, по долгом неустройстве,

В порядок быть должна приведена,

Болезненно свершается целенье

Старинных ран. Чтоб здание исправить,

Насильственно коснуться мы должны

Его частей...

Касались насильственно и частей, и целого государства - веками. Запад всегда в этом помогал, потом и международный капитал присоединился. Чем это оборачивалось? - Смутным временем... Вот потому и написал свою ироничную краткую "Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева", включая правление Годунова, патриот А.К. Толстой:

Борис же, царский шурин,

Не в шутку был умён,

Брюнет, лицом недурен,

И сел на царский трон.

При нём пошло всё гладко,

Не стало прежних зол,

Чуть-чуть было порядка

В земле он не навёл.

Вечно нам этого "чуть-чуть" не хватает: "Земля наша обильна, порядка ж нет как нет...".

Перечитайте глубокую народную лирику, баллады, прозу графа А.К. Толстого, и сразу поймёте, почему все современники, даже враги, отмечали его ум и благородство. Не щедрый на похвалы Иван Алексеевич Бунин восторгался: "Совершенно удивительный был человек...".

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы