Коллективистские, по сути - христианские, нравственные принципы игры были вытеснены потребительскими, индивидуалистическими, развивающими тщеславие и гордыню. Доброту и созидание заменили крутостью и разрушением, изобретательность и творчество вытеснили изворотливостью и жестокими поединками
Игра… В возрасте от одного года до трёх лет ребёнок входит во взрослый мир через игры. Игра построена на интересе, подражании, самодеятельности и творчестве, развиваются внимательность и самостоятельность. Именно так ребёнок познаёт мир, свойства вещей, человеческие отношения. Сначала взрослые вводят малыша в мир предметов, а затем предметы через игру ведут его в мир взрослых. Дети очень восприимчивы к наглядности, предметности. А успех образования во многом зависит от "эффекта узнавания" того, что было уже ребёнком ранее в ходе игры опробовано.
Важный элемент игры - игрушка. (Вслушаемся в это слово: будто ласкательное наименование самой игры!) Если её нет под рукой, малыш использует что-либо из окружающих предметов: например, крышка от кастрюли у него - руль. Часто он и сам изображает либо предмет, либо животное, либо героя сказки, - актёрствует.
За последние 10-15 лет детские игры и игрушки сильно изменились.
Раньше основой и посылом детских занятий были творчество и созидание, а сейчас - разрушение. Прежде - умение что-то сделать своими руками, теперь - демонстрация ближнему своему физического превосходства.
Соответственно, этот процесс захватил и игрушку. Чтобы отнять фантазию у ребёнка, надо наделить дополнительными функциями игрушку. И игрушки получили электронную начинку, начали двигаться, хохотать, изрекать целые монологи, петь куплеты. Появились куклы писающие, беременные; курицы, несущие пластмассовые яйца…
Ранее всё то, что ниже пояса, прочно вошло во "взрослый" репертуар театров и эстрады, теперь оно обрушилось на наших детей через "половое воспитание", "валеологию" и даже через игрушку. Однажды был свидетелем, как женщины с восхищением любовались куклой-младенцем, который двигал ручками и ножками, плакал, смеялся, тужился и кряхтел, сосал соску. Играющему с такой куклой ребёнку ничего придумывать не надо: кукла всё делает за него.
Если раньше ребёнок воображал себя Ильёй Муромцем, Суворовым или Чапаем, то сейчас - Гарри Поттером, Чёрным Плащом или Крутым Уокером. Полным ходом идёт "вестернизация" игр и игрушек. В мультиках "Серую Шейку" и "Аленький цветочек" потеснили "скруджи" и "микки-маусы". Вместо зайчиков и мишек в детские игры нагло влезла размалёванная топ-модель Барби.
Моя знакомая, директор школы "Золотое крыльцо", говорила, что в их школу путь для Барби закрыт. Вот почему. С виду безобидный кусок пластмассы нарушает все принципы детской игрушки. Прежде всего, кукла - это ребёнок, пупсик, малыш, играя с которым маленький человек социально готовится быть родителем, воспитателем, учителем, в крайнем случае - другом, сверстником. Барби же - взрослая женщина, которую баюкать как-то в голову не придёт. Она совершенно не соответствует русским представлениям о женской красоте. К тому же ярко размалёванная, будит у девочек преждевременное желание к применению косметики. И рынок тут же предлагает - специальную "детскую" косметику… Как говорится, есть большой спрос - получи разлагающее предложение, только плати.
О компьютерных играх написано немало. Многие из них сводятся к тому, чтобы уничтожить как можно больше объектов: врагов, чудовищ, а чаще всего - человечков. В душу вводится резкое нравственное противоречие - ведь игра призвана пробудить в ребёнке добро и творчество, а в компьютерных "стрелялках" стимулируются и активизируются антитворчество, развивается изобретательность убийцы. Душа при этом неминуемо повреждается. Неслучайно возросло число детских неврозов, психических заболеваний, самоубийств, постоянно растёт подростковая преступность, т.н. "немотивированная" жестокость. Нетрудно видеть, что по происхождению своему эта жестокость очень даже мотивирована.
Существует ещё один тревожный симптом: романтизация и героизация отрицательных персонажей, нечистой силы. За последние годы стали положительными героями домовой ("домовёнок"), водяной, привидение ("каспер"), дракон ("дракоша") и другие. Это тоже своего рода идеологическая атака с целью сделать чёрное белым, грех - симпатичным и притягательным.
Вот так, дорогие мои взрослые, обстоят дела с такой невинной, казалось бы, сферой, как детские игры и игрушки. А ведь это первые ступени нравственного формирования человека. Можем ли мы благодушно оставаться в стороне? До каких пор с нашего попущения барби и поттеры будут властителями и растлителями душ маленьких русских людей?