Иов и его друзья.
И.Е.Репин |
Господь не спросит с нас, болящих, построили ли мы дом, посадили ли дерево, воспитали ли детей, но точно спросит о том, в вере ли мы терпели скорби, молились ли мы? Вот за это отвечать придётся по всей строгости, и льгот уже не будет. Мы, инвалиды, сродни ветхозаветному Иову, а этим званием пренебрегать поистине грешно
Нынешние телевидение и журналы буквально напичканы душераздирающими рассказами о внезапной встрече человека со смертью. Незамысловатый сюжет, в котором женщина или мужчина, придя на медицинское обследование, узнают, что больны раком, СПИДом или ещё чем-то столь же нехорошим, стал весьма популярной страшилкой.
Люди эти истории охотно смотрят и читают, иногда плачут, иногда до хрипоты спорят об этичности и неэтичности эвтаназии, но по большому счёту они не знают, как поведут себя тогда, когда с ними случится нечто подобное. А если трагедия случается, каждый встречает роковую неожиданность по-разному.
Одни шлют проклятья небесам (есть такие чудаки, которые в Бога не верят, но порассуждать о несправедливости Его благого Промысла большие охотники), другие, разочаровавшись в светской медицине, изводят семейный бюджет на всевозможных колдунов, иные уходят в запой или наркотический угар, или, пугаясь тяжести ожидания, вешаются, вскрывают себе вены...
Встречаются, конечно, среди болящих и хладнокровные циники, живущие по принципу "чему быть, того не миновать". Они предпочитают, подписав завещание и расплатившись по долгам, доживать отпущенный им срок, ничего в своей жизни не меняя. Однако в большинстве случаев известие о раке или СПИДе вгоняет человека в состояние истерики, депрессии, уныния.
Трудно винить его за страх перед смертью и страданиями, более того, не будь этого страха, трудно было бы человеку постичь духовное. Уж если Господь наш Иисус Христос, знавший, что такое Рай, знавший, что Он воскреснет, скорбел о предстоящих мучениях в Гефсиманском саду, молясь до кровавого пота, можно ли от нас, слабых и грешных, ожидать непоколебимости духа? И всё же, если приложить хотя бы малую долю духовной рассудительности и веры, то известие о фатальной болезни можно встретить достойно.
Только представьте себе: всю жизнь вы жили, словно сухой лист, колеблемый на ветру повседневными заботами: дом, семья, работа, - жили, не осознавая в полной мере смысла своего существования. Иногда забегали в церковь поставить свечку, иногда молились, но как-то поверхностно, как и большинство из нас, полуверов, обрядоверов, крещёных, но невоцерковлённых, воцерковлённых, почти неверующих. На то, чтобы остановиться и задать себе простые вопросы: кто я, откуда вышел и куда иду, времени не хватало.
И вот человек в белом халате показывает вам рентгеновские снимки, объясняет, что жить вам осталось не больше 3 месяцев, в лучшем случае, год. (Сейчас врачи предпочитают не обманывать пациентов, говорят всё как есть). В этот миг, если только духовный взор не затуманен чрезмерным пристрастием к земному, перед вами отворяется дверь в вечность, из которой бьёт ослепительный свет, где ждёт вас Христос и всё святое воинство Его, среди которого есть и ваши ушедшие в мир иной родственники.
С этой минуты вы, в отличие от других, знаете своё будущее. Живёте как бы в двух измерениях: ещё на земле, но уже видите и свет Царствия Небесного, - не дайте поглотить его тьме отчаяния. Теперь без всякого осуждения со стороны вы имеете полную возможность отбросить всё лишнее (работу, амбиции, обиды, муки ревности и любви), устремившись туда, куда вас призвал Господь, с надеждой, верой и радостью.
Любые сомнения в данном случае излишни. Уж если Господь даровал вам такой путь ко спасению, то определённо с вами Сам Он пребывает, сострадает, подаёт помощь. Правда, тем, у кого нет навыка духовной жизни, смириться будет крайне непросто. Ведь для того, чтобы понять, как жить смертельно больному человеку, нужно иметь веру, чтобы молиться, читать Евангелие, чтобы исполнять заповеди, иметь опыт исповеди.
У наших славных предков существовала благочестивая традиция - встречать старость в монастыре, жизнь оканчивать в ангельском чине, т.е. принимать постриг в великую схиму. Этим путём спасения следовали как люди простые, так и знатные - князья, бояре, воеводы, купцы. Нашим праотцам сделать решительный шаг от жизни мирской к жизни иноческой было просто, т.к. тогда в миру жили как в монастыре: те же посты, длинные службы, молитвы, горячая вера.
В ту пору Русь была Святой, и наши предки, судя по житиям святых, изрядно пополнили ряды воинства Христова. Ужасно, но в наши дни даже смертельно больные люди, не говоря уж о здоровых, готовы заниматься чем угодно, лишь бы быть подальше от Церкви и покаяния. О возрождении традиции принимать перед смертью схиму в таком духовном климате не может быть и речи.
Посредством интернета я часто общаюсь с собратьями по несчастью (я парализован) и, с сожалением, должен констатировать: среди нас людей верующих крайне мало. Хотя, казалось бы, как не уверовать, если сама судьба так повернулась, Сам Господь призвал. Вот и получается, что многомиллионная армия страдальцев, имеющих как бы "льготные билеты" в Царствие Небесное, несут свои кресты тщетно, на посмеяние бесам, т.к. не желают принять в душу Бога, не желают потрудиться на молитвенном поприще спасения всего своего рода. Не обидно ли!
Один молитвенник и мученик в семье спасает свой род до седьмого колена. От нас, инвалидов, во многом зависит спасение наших ближних, и ныне живущих, носящих немощи наши, и давно умерших, просящих наших молитв, может быть из глубин ада.