"Уважаемый отец Александр! Сегодня меня мучают два кошмара. С одной стороны, все заполняет псевдопатриотизм и псевдодуховность - то есть то, что только на словах. В том числе и в Церкви. С другой, слишком многие уже не считают нужным камуфлироваться и откровенно выступают с русофобских позиций, бесстыдно проповедуют, как Вы часто пишете, грех как норму жизни. Кто и как в таком обществе, в таких обстоятельствах может выжить? И ещё один вопрос - о тех, кто глубоко захвачен этой проповедью греха, - "о мытарях и блудницах", выражаясь евангельским языком. Для них-то, судя по всему, вовсе нет никакой надежды. Кажется, Вы больше всего обличаете этот грех наживы и разврата. А Христос говорил "благочестивым" людям того времени: "Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие".
Н. Гордеев, г. Санкт-Петербург
Безусловно соглашаясь во многом с Вами, отвечу Вам словами же Христа. Господь сказал: "А как вам кажется?". Есть в Евангелии притча, начинающаяся такими словами. Она обращена к духовным руководителям Израиля, первосвященникам и старцам. Только что Христос изгнал торгующих из Храма, затем по слову Его засохла бесплодная смоковница. Власти Иерусалима с возмущением спрашивают Его, по какому праву Он делает это. Господь отвечает тремя притчами - притчей о двух сыновьях, притчей о злых виноградарях и притчей о званых на пир. Крестные Страсти Господа приближаются. Те, кто должен был принять Его, отвергают Его. Но мы должны увидеть, что евангельские притчи касаются не только других. Они обращены к каждому из нас. Не кого-то, а нас спрашивает Христос: "А как вам кажется"?
"У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел". Что вы думаете по этому поводу? Наша первая реакция - возмутиться молодым человеком, который так развязно говорит со своим отцом. Но затем мы исполняемся к нему симпатией. Он решает поступить, как ему было сказано, и идёт исполнить волю отца. В этой очень простой истории нам не даётся никаких объяснений. Нам только показано, как человек раскаивается и меняется.
И в этом может быть утешение и укрепление для нас. Современная философия и средства массовой информации пытаются уверить нас: все так обусловлено и предопределено в нашей жизни, что нет смысла говорить о свободе и ответственности человека. Наши неудачи и наши ошибки следует списать на счёт общества, наших обстоятельств, других людей. Христос, напротив, возводит нас к нашей ответственности, повторяя, что никогда заранее наша судьба не может быть решена. Какие бы ни были у нас в жизни падения, как бы далеко мы ни отошли от Бога, перемены всегда возможны. Христос никогда не заключает никого в его прошлое. Он даёт шанс всякому человеку, самому грешному.
И нам открывается также, что Бог не смотрит на нас как на тех, на ком раз и навсегда поставлена печать, но как на тех, кто всегда в становлении. Среди сегодняшней общей атмосферы безнадёжности, может быть, в ком-то самом безнадёжном рождается новый человек. Мы должны благодарить Бога за эту надежду, которую Он даёт нам. И не торопиться приклеивать ярлыки на людей, но давать им возможность измениться.
"И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца"? Нам становится понятно, что Господь хочет поставить в центре притчи второго сына. Вопрос Господа звучит как обличение. Христос обращается к духовным вождям Иерусалима. Но и нам сегодня Он задаёт тот же вопрос. Как вам кажется? Который из двух сыновей исполнил волю Отца? "Говорят Ему: первый". Поистине так. Мы не можем ответить по-другому. Недостаточно одних красивых слов. Нам никуда не деться от беспощадной правды. Значение имеют наши дела, а не только намерения. Эти слова Господа сегодня, как никогда, актуальны. Мир устал от красивых и лживых обещаний. Идеологии, имеющие смысл только в теории, рушатся на наших глазах одна за другой. О подлинности слов судят по результатам. Однако легко выносить приговор другим. Разве не напоминает порой этот второй сын и нас самих? Сколь многие из нас называют себя православными, чуть ли не 70 % в нашей стране по официальной статистике, - а на деле даже не задумываются о покаянии и участии в таинствах Церкви, без которых не может быть спасения. Устами мы говорим: "да, Господи", а делами - "нет". Мы можем петь вместе со всеми "Символ веры" и "Отче наш" за каждой воскресной литургией, произносить эти святые слова каждое утро, а потом жить так, как будто мы их никогда не произносили. Сколько раз в жизни мы говорили Богу: "Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя", не соотнося нашу жизнь с этими великими тайнами. Но мы предупреждены Господом: не столь важно говорить, сколько делать. "Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! - постоянно напоминает Он нам, - войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7, 21). И апостол Иоанн Богослов вторит Христу: "Станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1 Ин. 3, 18).
И теперь второй Ваш вопрос. Не первый раз приходится нам встречаться с попыткой оправдания греха не больше и не меньше как самим Евангелием. "Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (Мф. 21, 31). Когда Господь употребляет эти торжественные слова: "Аминь, глаголю вам - истинно говорю вам", Он хочет возвестить нечто чрезвычайно важное. Но то, что Он возвещает здесь, действительно может оказаться для кого-то соблазном. Как? Он ставит нам в пример прожжённых грешников, известных всему миру своими позорными грехами? Однако безумием было бы предполагать, что Христос выступает в защиту греха мытарей с их нечестными доходами и греха блудниц с их развратом. Как и в притче о двух сыновьях, Он хочет, чтобы мы увидели их обращение к Богу, их покаяние.
Худший из всех грехов - думать, что можно обойтись без Бога. Не иметь нужды в Боге. И мы знаем, что во времена земной жизни Господа те, кто считали себя праведниками, не испытывали нужды в спасении, которое предлагал Христос. А грешники бежали к Нему как к своему Спасителю. Фарисеи же и книжники были уверены в своей самодостаточности. Христос пришел спасти погибающих, а те, кто полагал, что они не имеют недостатка ни в чём, естественно, не могли принять от Него ничего.
О, если бы мы, подобно грешникам, о которых говорит Христос, могли принести подлинное покаяние и обратить наши грехи в устремлённость к благодати, спасающей нас от нашей ограниченности землей! Не судим ли мы чисто внешне слишком многих, забывая о неслыханной возможности, которую открывает всем кающимся Господь? "Мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие". Кого это, говоря "вас", имеет в виду сегодня Христос? Кто эти люди, мнящие себя быть праведниками, которые будут изгнаны из Царства Божия? Не уподобляемся ли мы им иногда? Как научиться нам мытаревой молитве, которой тысячу дней, стоя на камне, молился преподобный Серафим Саровский: "Боже, милостив буди мне, грешному!"
Хуже всего, когда кто-то, не думая о жизни по совести и правде, хочет сразу достигнуть духовных высот. "Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему", - говорит Христос. Притча о двух сыновьях противопоставляет слова и дела, "да" наших уст и "нет" нашей жизни. А теперь Господь противопоставляет веру и неверие. Только что он вопрошал: "Крещение Иоанново с небес было или от людей?", а теперь через Предтечу, через Церковь и всех Своих святых Господь зовет нас сказать "да" нашей вере, действующей любовью. И это "да" нашей веры - прежде всего покаяние, решительное изменение нашей жизни.
"Вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему". Наша вера - не просто принятие умом истин, в которые мы веруем. Это, прежде всего, приведение нашей воли в послушание Божественной воле, к зову Господню: "Пойди сегодня работай в винограднике Моем". Мы либо следуем этому зову, либо - в конкретных наших поступках - ему не следуем. В нашей христианской вере есть одно краткое все определяющее слово, понятное всем верующим. Это слово "Аминь". Да, истинно, верую, непоколебимо, твердо, во всех обстоятельствах моей жизни приемлю. Сколько раз, стоя за воскресным богослужением, произносим мы это слово устами, и сколько раз исполняем на деле в течение следующей за этим недели? "Ибо Сын Божий, Иисус Христос не был "да" и "нет"; но в Нем было "да" - ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь" - в славу Божию через нас" (2 Кор. 1,19 - 20).
"Когда я читаю в Евангелии про исцеление глухонемого, меня удивляет, что Христос совершает такие странные действия: вкладывает больному в уши персты Свои и плюет ему на язык. Неужели Господу недостаточно одного Его слова, как это было при исцелении слуги сотника"?
Ирина Фадеева, г. Жуков
Может быть, кого-то из наших современников могут шокировать эти предельно простые действия Христа при исцелении - персты в уши и слюна на язык. Нельзя ли было придумать что-нибудь более изящное? Недостаточно ли было, как Вы пишете, Его слова? Несомненно, слова было бы достаточно, но эти действия Господа исполнены высокого значения. Христос - Слово, Превечное Слово Божие, но это Слово, Которое стало плотию. Слово Отчее воплотилось, чтобы видимым образом явить нам благость Отца. Он говорит страждущему человеку одно слово: "Еффафа" - "отверзись". И воплощает это слово в действии - в прикосновении к его ушам. Чудо исцеления совершается благодаря этому телесному присутствию Христа, в Котором "обитает вся полнота Божества телесно". Потому исцеление - не просто физическое. Глухонемой начинает слышать и говорить. Но это также духовное исцеление, ибо исцелённый возвещает чудеса Божии. Вся человеческая личность Христа - также таинство - видимое и действенное знамение силы Божией.
Это чудо внезапно освещает смысл таинств, которые мы принимаем в Церкви. Что такое таинство? Многие из нас, наверное, затрудняются ответить на этот вопрос. Однако ответ прост. Это - действие священника, которое во имя Христово, благодатью Духа Святого, продолжает совершать то, что совершал Христос на дорогах Палестины, - прощать грехи, избавлять от страданий и смерти. "Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь", - говорит священник, совершая крещение. Но требуется также исполненное значения простое действие - погружение крещаемого в купель с водою. Если бы он произносил только эти слова, не погружая крещаемого в воду, таинство было бы недействительно. Если бы он погружал в воду, не произнося этих слов, было бы то же самое.
И в каждом церковном таинстве звучит это "еффафа", "отверзись", чтобы открылись наши сердца навстречу Богу и людям, чтобы развязался наш язык в благодатных молитвах и в проповеди любви и истины миру. И чтобы наши святые слова соединялись с нашей жизнью, с нашими действиями, точно выражающими их. Блажен человек, который с самого рождения употребляет дар слуха и языка для общения со Христом.