Издревле необходимым основанием к канонизации являлась прославленность от Бога чудесами при жизни и после смерти
Согласно Определению Священного Синода от 6 июля 1989 года "Инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих преосвященных архиереев". Правящий епархиальный архиерей при обращении к Святейшему Патриарху или в Синодальную комиссию по канонизации святых ответственен за все факты, приводимые как доказательство святости подвижника. Все чада Русской Православной Церкви также могут направлять в Комиссию запросы по вопросам канонизации святых.
Основными критериями канонизации подвижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, Православие безукоризненное, народное почитание, чудеса и нетленные мощи.
Канонизация подвижника к лику местночтимых святых производится по благословению Святейшего Патриарха правящим архиереем. Решение о причислении подвижника к лику общецерковных святых принимается Архиерейским или Поместным Собором Русской Православной Церкви.
Все исторические данные жития святого должны быть подтверждены материалами архивов.
Житие должно ярко отобразить подвиг его, праведную жизнь, исполнение евангельского закона о любви к Богу и ближнему. При этом необходимо учитывать, что нравственная ценность подвига должна соответствовать Священному Писанию и Священному Преданию Церкви. Церковная деятельность подвижников должна быть глубоко осмыслена и изучена.
Правящий архиерей, либо сам, либо через уполномоченных лиц, не только собирает сведения о чудесах, но и проводит их освидетельствование, а также предоставляет в Комиссию документальные подтверждения чуда (медицинские документы, либо свидетельства очевидцев перед Крестом и Евангелием).
Многие чудеса и почитание подвижника связаны с местом его подвигов, а в особенности с местом его погребения. Мощи неканонизированных подвижников веры не могут выставляться для всенародного почитания в храмах. Мощи канонизированных святых обретаются только после благословения Святейшего Патриарха. Правящий архиерей образует специальную церковную комиссию, в состав которой должны быть включены специалисты в области антропологии и археологии. О результатах обретения мощей правящий архиерей докладывает Святейшему Патриарху.
Церковная жизнь сегодня имеет много утешительных явлений: возникают ранее упраздненные епархии, возрождаются обители и храмы. Но недопустимы попытки ускорить прославление подвижника в связи с юбилеем епархии, монастыря, исторического события. Здесь строгость позиции Комиссии в случае недостаточности оснований или по причине неполноты собранного материала неизменна.
Однако, увы, до сей поры не прекращаются попытки ускорить решение вопроса канонизации "своего подвижника" мирским путем: сбором подписей, направлением в Комиссию ультимативных требований, появлением публикаций в средствах массовой информации... Подобное в церковной жизни недопустимо. Наши благочестивые предки так не поступали.
А в наше время появилось множество апокрифической литературы о лжестарцах, лжестарицах, лжесвятых. Люди малоцерковные (а таких большинство), часто пребывающие в состоянии прелести и потому считающие себя на 100 % правыми, - не могут судить о святости.
Отдельно нуждаются в изучении вопросы литературного наследия подвижника, в частности соответствие его учения вероучению Церкви Христовой. Исключается канонизация отступников и еретиков. И отличить мнимое от истинного могут только люди духовные.
Перед епархиальной властью нередко ставится вопрос о некоторых древних подвижниках, почитание которых было прекращено в Синодальный период: следует ли заново проводить акт их канонизации? Если при изучении архивов найдены неоспоримые свидетельства, подтверждающие факт церковного почитания подвижника как канонизированного святого (например, упоминание их в старых Минеях, найденные древние иконописные изображения, древние литературные памятники, сказания, упоминание о них в летописях и другие данные), то повторной канонизации не производится, а по благословению Святейшего Патриарха может быть осуществлено возобновление церковного почитания подвижника в лике местночтимых святых. В остальных случаях, когда не удаётся найти документов и других доказательств о том, что канонизация состоялась в древности, вопрос о причислении к лику святых рассматривается после предоставления всех необходимых для канонизации материалов.
В том случае, если почитание местночтимого подвижника распространяется по всей России, правящий архиерей ходатайствует о причислении его к лику общецерковных святых. Он предоставляет Святейшему Патриарху материалы, подтверждающие факты почитания подвижника в других епархиях Русской Православной Церкви.
Включение в Месяцеслов имён святых, канонизированных другими Поместными Православными Церквями, происходит тоже по благословению Святейшего Патриарха.
Особо следует сказать о новомучениках и исповедниках Российских XX века.
При сборе материалов о жизни и подвиге их российским епархиальным Комиссиям по канонизации святых следует изучить местные архивы, хранящие документы по истории Церкви во время гонений. Немало информации о фактах антицерковной политики государства того времени сохранилось в периодической печати. Особое внимание следует уделить выявлению тех, кто не может быть прославлен даже при благочестии и мужестве в условиях следствия: это обновленцы и другие раскольники, отпавшие от единства с Церковью Христовой, секретные осведомители, лжесвидетели, отрёкшиеся от веры, сана, монашества. Следуя древней церковной традиции, прославляются в лике новомучеников и исповедников Российских лишь те, кто совершил подвиг мученичества и исповедничества непорочно, не оговорив ни себя, ни других в вымышленных преступлениях.
Именно поэтому они канонизируются Церковью, т. е. предлагаются всем верующим как совершенный образец веры, надежды и любви к Богу и ближним.
Для рассмотрения вопроса о канонизации пострадавшего за веру в годы гонений помимо жизнеописания предоставляются копии из материалов следственного дела: анкета арестованного, протоколы всех допросов, обвинительное заключение, приговор тройки и сведения о приведении приговора в исполнение. Если человек арестовывался несколько раз, то требуются копии из всех дел. Если человек получил длительный срок заключения, необходимо выяснить точную дату, место и причину смерти. В отношении исповедников, т. е. тех, кто вышел из заключения, требуется сбор сведений об их церковной жизни после заключения.
Для более подробного составления жития используют епархиальные архивы, изучают клировые ведомости, свидетельства родственников пострадавшего.
В случаях, если материалы вызывают сомнение или смущение, следует приложить свои объяснения того, почему епархиальная комиссия сочла возможным ставить вопрос о канонизации пострадавшего в лике новомученика и исповедника Российского. По всем частным аспектам в вопросах, касающихся прославления свидетелей веры XX века, следует обращаться в Синодальную комиссию по канонизации святых.