Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Июль 20067

Содержание номера       Главная страница номера

Леушинское стояние

Наталья Викторовна МАСЛЕННИКОВА

Каждый год на берегу Рыбинского водохранилища неподалёку от селения Мякса 6 июля, накануне престольного праздника затопленного монастыря, - Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7 июля), - при стечении многочисленных паломников происходит знаменитое Леушинское стояние

Замечательная духовная традиция Леушинского молитвенного стояния возникла совсем недавно: в 1999 году. Тогда на пустынные берега холодного Рыбинского водохранилища прибыли четверо прихожан храма св. Иоанна Богослова (подворье Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге) со священником Геннадием Беловоловым.

Тогда впервые, спустя более полувека после затопления обители св. Иоанна Предтечи, мёртвые воды рукотворного моря осенила животворящая молитва. И произошло первое чудо в этой мрачной пустыне: из глубины всплыло морёное дерево из затопленных некогда славных леушинских лесов. Ушла под воду в годы лихолетья тихая Леушинская обитель, а в 1999-м вода отдала таинственного свидетеля подводного бытия её. Из того дерева сделали памятный Леушинский крест, который установили на берегу, неподалёку от селения Мякса, что в 30 верстах от Череповца.

По благословению владыки Максимилиана, архиепископа Вологодского и Великоустюжского, ежегодно у Леушинского Креста, на котором закреплена икона Богоматери "Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы", 6 июля служат литургию, совершаются молебны с акафистом св. Иоанну Предтече; после молебна в сторону затопленной обители увозят на лодке поминальные записки и спускают их на воду. Да, мы верим, что там за нас молятся новомученики.

Люди верят, что обитель эта воскреснет. Крестным ходом обходят молящиеся её пределы.

Незримая нить связывает последние молитвы леушинских монахинь с нашими молитвами - в ней горячая вера в воскрешение России.

Леушинское стояние имеет и другие обычаи. На "берег плача" приносят лишь обожжённые свечи: по преданию, в видении игуменье Таисии, настоятельнице монастыря, предстала Божия Матерь, которой она подала целую свечу, но Царица Всеблагая взяла из рук монахини обгоревшую. Ещё приносят сюда самые разные иконы Богородицы в свершение мечты матушки Таисии о том, чтобы в обители собрались все чтимые образы Матери Божией.

Новгородской губернии Череповецкого уезда Иоанно-Предтеченский женский монастырь находился при деревне Леушине на берегу реки Илоса, в 29 верстах от Череповца. Первоначально, в 1875 году, он был основан как женская община в имении санкт-петербургской купчихи Пелагии Максимовой. В 1885 году община была преобразована в монастырь и настоятельницей его стала игуменья Таисия, в миру Мария Васильевна Солопова (1840-1915), духовная дочь о. Иоанна Кронштадтского. Матушка Таисия выстроила большой монастырский собор, устроила два скита, открыла церковно-приходскую школу для девочек и приют для сирот. Она подготовила сестер для Иоанно-Богословского монастыря, основанного преп. Иоанном Кронштадтским на родине, в Суре, участвовала и в возрождении Ферапонтова монастыря. Игуменья Таисия оставила чрезвычайно интересные автобиографические "Записки", "Письма к новоначальной инокине", "Беседы о. протоиерея Иоанна с настоятельницей Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениею Таисиею" (её сочинения переизданы в последние годы).

Неизмеримая печаль охватывает путешественника, плывущего на пароходе из Москвы в Петербург, когда открывается вид на калязинскую колокольню, когда встают из воды изувеченные, затопленные храмы. Под водами этими старинный город Молога, церкви, дома, погосты, леса, поля... Здесь некогда кипела жизнь, размеренным ходом шёл могучий крестьянский труд, купеческая торговля. Не забыть страшный, забетонированный, уходящий как будто в преисподнюю, под откос, берег страдалицы Волги у Юрьевца, не забыть холодного металлического пространства Горьковского водохранилища на пути в Пучеж. Какое-то чужое мёртвое море возникло среди лесов и дорог России.

Но далекие преданья питают нашу память: "Едем с о. Иоанном, бывало, от пристани нашей Борки до монастыря; дорога всё идёт лесом, а версты за три до монастыря, пересекая дорогу, проходит полоса монастырского леса; и станет батюшка благословлять его на обе стороны: "Возрасти, сохрани, Господи, все сие на пользу обители Твоей, в ней же Имя Твое святое славословится непрестанно". Дорогою расспрашивает о состоянии сестер, о здоровье их и т.п. Подъезжаем к деревне, расположенной за одну версту от обители и составляющей весь её приход, а там по обеим сторонам пестреет народ, вышедший на благословение к великому гостю: мужички с обнажёнными головами кланяются в пояс; женщины с младенцами на руках спешат наперерыв поднести своих деток, хоть бы ручкой-то коснулся их батюшка; только и слышно: "батюшка-кормилец", "родимый ты наш", "красное солнышко". А батюшка на обе стороны кланяется, благословляет, говоря: "Здравствуйте, братцы! Здравствуйте, матери! Здравствуйте, крошечки Божии! Да благословит вас всех Отец наш Небесный! Христос с вами! Христос с вами!"" (Игуменья Таисия /Солопова/ "Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев").

Отдельные фотографии, разумеется, дают некоторое представление о прежнем благолепии обители, но более драгоценны слова о. Иоанна, доподлинно переданные матушкой Таисией: "Легко и служить в твоём соборе. Дух сестер-певчих дышит чистотою, усердием, благоговением; вообще у тебя хорошие сестры, хорошая обитель, и не оскудеет она милосердием Божиим".

"О, Творче Всеблагий, Отче Небесный, доколь создание Твое не познает Тебя и не падет в прах перед величием Твоим?!" (Там же, c. 51). Скорбно сознавать, что эти слова о. Иоанн произнес именно здесь, в Леушине, в обители, теперь погребённой под водами, но не ушедшей из памяти народной. В 1903 году о. Иоанн совершил здесь закладку Троицкого храма при большом стечении молящихся. В южной стороне от обители, в версте от неё, находилась пустынька, которую ласково именовали "Крестик", с небольшой церковью св. апостола Иоанна Богослова - это было излюбленное местечко о. Иоанна... Всё это было, но всё это и есть: и в Царстве Небесном, и в царстве подводном, а главное - в наших сердцах, в нашей памяти.

Несколько лет назад в Даниловом монастыре, когда в Москву привозили из Киева образ Богоматери "Призри на смирение", привезли и книгу "Во славу Божию"; книга - документальное повествование об истории Даневского Свято-Георгиевского монастыря, что на Черниговщине. На титульном листе репродукция иконы Матери Божией "Азъ есмь с вами, и никтоже на вы", - такая вот чудесная встреча сердец. Образ этот писан сестрами Леушинской обители по благословению св. праведного Иоанна Кронштадтского, который сам и освятил икону. О. Иоанн называл её "Спасительницей России", этим образом он благословил на подвиг св. Серафима Вырицкого. О. Серафим взял её с собой в Вырицу. И здесь, по завету батюшки Иоанна, перед этим образом он совершил свой 1000-дневный молитвенный подвиг. Икона источала чудеса, к старцу Серафиму стали во множестве стекаться люди, чтобы помолиться и поклониться ей. Власти, узнав, постановили икону изъять. Тогда старец благословил свою духовную дочь, монахиню Варсонофию, сохранить образ. Тайно она вывезла его в Ленинград. А в 1962 году матушку Варсонофию посетил малороссийский священник о. Херувим (Дегтярь).

Он рассказывал: "Когда я зашёл в квартиру матушки Варсонофии, то увидел на столе икону Божией Матери "Азъ есмь с вами, и никтоже на вы". Икона мне очень понравилась <...> Когда я стал просить икону, она спросила, как меня зовут. Я ответил: "Отец Херувим". Тогда монахиня Варсонофия сказала: "Я батюшку Серафима спрашивала, куда деть икону, когда я буду умирать, и он ответил - не беспокойся, отдашь Херувиму. Икона будет в монастыре. Она будет принадлежать святому великомученику Георгию Победоносцу"" ("Во славу Божию". Свято-Георгиевский женский монастырь).

Икона прибыла в монастырь в самый праздник Похвалы Пресвятой Богородицы - о. Херувим исполнил завет преп. Серафима Вырицкого. Настоятельница монастыря игуменья Пелагия составила акафист иконе, так удивительно явленной нам "Спасительнице России". Богоматерь с Богомладенцем на фоне синего неба, своими раскрытыми объятиями Спаситель как бы объемлет наш грешный мир.

Ныне на Святой Руси ширится почитание образа Матери Божией "Азъ есмь с вами, и никтоже на вы". В Калининграде и в посёлке Брейтово Ярославской губернии есть часовни, освящённые в честь этой иконы. В Петербурге создано Общество памяти игуменьи Таисии, там несколько лет проходят Таисиевские чтения, и уж совсем невероятное - в Подмосковье появился храм-вагон иконы "Азъ есмь с вами, и никтоже на вы", устроенный бывшим машинистом-железнодорожником, а ныне священником этой церкви. В самой деревне Мякса возводится храм, который, надеемся, будет также освящён в память сего образа.

В этом, ещё недостроенном, храме 7 июля служили литургию священники из Череповца, Москвы, Твери, Томска, Санкт-Петербурга.

Радением Александра, раба Божия у первого памятного Леушинского креста во славу Божию возведён второй, десятиметровый, на нём закреплены 4 иконы: Богоматери "Азъ есмь с вами, и никтоже на вы", св. Иоанна Предтечи, св. прав. Иоанна Кронштадтского и преп. Серафима Вырицкого. Так в этом удивительном кресте-иконостасе явлена вся история чудотворного образа.

Благодатная икона, доносящая до нас дыхание стольких молитв, возвратилась к леушинским сестрам, она просится в родную обитель, словно привела с собою сотни "томимых духовной жаждою". Ширится паства преподобного Иоанна, велика сила его молитвы.

Стоит Крест на рукотворных берегах мёртвого моря. Когда-то оно отступит, сроки знает лишь Господь, и всё, что сегодня вершится в здешних пределах, свидетельствует о настойчивом призыве Его к деланию.

Четверо подвижников и отец Геннадий сделали первый шаг. Воистину, нет невозможного у Бога.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы