Для многих православных приходов, а уж воскресных школ тем более, вопрос о летнем отдыхе детей стоит особенно остро. Давно остались в прошлом распространенные представления, что христианство - религия бабушек и дедушек, больных, слабых, одиноких людей, не умеющих найти себя в бурно меняющемся современном мире. Но все очевиднее становится и то, что одних только теоретических занятий с ребятами в воскресных школах недостаточно, чтобы появилась насущная необходимость жить с Богом
Мы долго искали формы работы с детьми, которые позволили бы нам достичь заветной цели. Почти вековой опыт существования организации "Витязи" идеально отвечает современным требованиям православного воспитания подрастающего поколения. Летние лагеря - кульминация всей работы с детьми в течение года. Ребята выводятся за рамки часто негативного влияния нецерковной среды.
Митрополит Антоний Сурожский, известный проповедник и богослов, сам был витязем и в своей книге "Встреча" так описывает незабываемые впечатления от организации "Витязи", в которой он, по своему признанию, был до конца своих дней: "В 1925 году я попал в первую русскую организацию, скаутскую, вроде пионеров, которая отличалась от других тем, что кроме обычных летних лагерных занятий, таких, как палатки, костры, готовка на улице, лесные походы и так далее, нам прививалась русская культура и русское сознание; лет с десяти-одиннадцати нас учили воинскому строю, и всё это с тем, чтобы когда-нибудь вернуться в Россию и отдать России всё, что мы смогли собрать на Западе, чтобы мы могли быть действительно и физически, и умственно готовы к этому. Так нас учили в течение целого ряда лет. Летние лагеря длились месяц-полтора, строгие, суровые лагеря: обыкновенно часа три в день воинского строя, гимнастика, спорт, были занятия по русским предметам, спали на голой земле, ели очень мало, потому что тогда трудно было вообще найти какие-нибудь деньги, но жили очень счастливо. Возвращались домой худющие, сколько бы ни купались в речке, в море, - возвращались грязные до неописуемости, потому что, конечно, больше плавали, чем отмывались. И вот так из года в год строилась большая община молодёжи. В 1927 году я попал в другую организацию, которая называлась "Витязи" и была создана Русским Студенческим Христианским Движением, где я пустил корни и где остался. Я, в общем, никогда не уходил оттуда. Там всё было так же, но были две вещи: культурный уровень был гораздо выше, от нас ожидали гораздо больше в области чтения и в области знания России, а другая черта была религиозность, при организации был священник, и в лагерях была церковь".
Лагерь "витязей" - это не лагерь отдыха в привычном понимании, хотя разнообразному и увлекательному отдыху уделяется много внимания. Это, прежде всего, место становления души ребёнка, воспитание его нравственных представлений о себе, мире, окружающих людях, выработка качеств, которые позволят ему в будущем быть верным другом, хорошим семьянином, преданным своей Родине гражданином. Девятый летний лагерь "витязей" по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в этом году объявлен епархиальным. Он вновь располагается в одном из самых живописных мест Ардатовского района на берегу Красной речки с 20 июня по 8 августа - это три смены по две недели каждая. Дети приезжают из разных приходов Нижегородской епархии, а также других городов России. Как и всегда, они живут в многоместных военных палатках и питаются из военно-полевой кухни. Лагерь "витязей" - не просто место отдыха и развлечений. Здесь дети и подростки учатся и сдают зачёты по следующим дисциплинам: История Отечества, Церковная история, История культуры. В лагере проходят подготовку по специальностям: алтарник, клиросное пение, медицинская помощь, разведчик, трудовое послушание.
Духовным центром и основанием лагеря является Божественная литургия, которая совершается в походной часовне на антиминсе. Кроме того, день начинается и заканчивается общим молитвенным правилом. При этом тех, кто не желает молиться, никто не принуждает. К концу смены они или проникаются общим духовным настроем, или окончательно понимают, что это - не их среда.
Распорядок дня в лагере таков. После побудки и перед сном - общая линейка с поднятием и спуском флага "витязей", с пением гимна, отданием рапортов и кратким докладом о происшедшем в лагере за день. Очень много спортивных состязаний и игровых мероприятий: полоса препятствий, школа выживания, футбол, баскетбол, шахматные и шашечные турниры, шутливый бокс, ночная игра и стрельба по мишени. Любимое развлечение - ночные костры с инсценировками, играми и песнями под гитару. Невозможно забыть вечерние балы, когда девочки в длинных бальных платьях, а мальчики в самой нарядной одежде, что нашлась в сумках и рюкзаках, выходят на поляну под звуки мазурки или вальса.
Летний православный лагерь - идеальное место, где возможно наиболее яркое и полное воздействие на душу ребёнка со стороны наставников и духовных руководителей.
Опыт показывает, что организация "витязей" - серьёзная альтернатива бездуховности, она даёт детям живое религиозное, нравственное и патриотическое воспитание, объединяет их в дружную семью, связь с которой не теряется в течение жизни.
Организация "витязей" находится в лоне Православной Церкви и по существу восполняет тот вакуум, который возникает между воскресной школой и жизнью вне церковной ограды.
Задача Ардатовского округа - стать школой "витязей" сначала для отдельных приходов Нижегородской епархии, а затем центром по распространению опыта работы организации "витязей" для всей России.
Девиз "витязей" - За Русь, за веру! За Русь Святую, за веру православную!
И пусть в лагере у "витязей" самодельные погоны, никому не известные звания и знаки отличия, но это настоящая маленькая детская армия, которая противостоит жестокому миру, где торжествует рекламный коктейль из зубной пасты, шампуня, йогурта, машинного масла и средства от перхоти. Миру, где предательство стало нормой, а за деньги покупается и продаётся самое святое.
Организация "Витязи" не отделяет себя от других православных детских и молодёжных объединений, ищет пути к сотрудничеству. "Витязи" - это шанс из немногих, которые Господь даёт нам для того, чтобы мы привели детей к Нему. Это долгая работа, требующая напряжения всех сил, самоотверженности и самоотдачи.