Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Июль 20067

Содержание номера       Главная страница номера

Родившийся у моря

Владимир Сергеевич ЖИЛКИН

Иван Константинович Айвазовский

190 лет назад родился великий русский художник Иван Константинович Айвазовский - 29 июля, 1817 год

"Движение живых стихий, неуловимых для кисти, - писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектом света и теней, обставлять свою картину".

И.К. Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский родился в Крыму в приморском городке Феодосии. Он был сыном разорившегося купца-армянина и детство его проходило в бедности. Однако страсть мальчика к рисованию обнаружила в нём такой талант, что нашлись люди, позаботившиеся о том, чтобы этот талант не пропал в безвестности. Ивана определили в Симферопольскую гимназию, а по её окончании он отправился в Петербург, в Академию художеств (1833).

Страстью юного художника было море. Оттачивая в Академии мастерство в написании морских пейзажей, он и преподавателей, и однокашников-студентов удивлял своими успехами. Руководство Академии сократило ему академический курс на два года.

Айвазовский едет в Крым писать виды городов черноморского побережья. В Севастополе он встретился с прославленным адмиралом Лазаревым, открывателем Антарктиды и строителем Черноморского флота, с его соратниками, будущими героями обороны Севастополя. Он до конца своих дней сроднился с Черноморским флотом, и врождённая любовь к морю феодосийского мальчика выросла в любовь настоящего моряка.

Морской горизонт, наблюдаемый им прежде с берега, распространился на все стороны света. В открытом море он жадно впитывал впечатления, а, сойдя на берег, спешил к мольберту. Из-под его кисти вышли морские пейзажи, поразившие современников невиданным прежде сочетанием романтической красоты и реалистической правды. К молодому художнику пришла громкая слава, которая вскоре перешагнула пределы России.

Как один из лучших студентов Академии художеств он в 1840 году получил командировку в Италию. Там, под новыми небесами он увидел новое море, и его неиссякаемое трудолюбие художника получило новый импульс. В Италии он написал ряд картин, которые принесли ему признание в художественных кругах Европы. Всемирно прославленный маринист Уильям Тернер под впечатлением от картины Айвазовского "Неаполитанский залив лунной ночью" посвятил своему молодому собрату стихи, в которых говорил, что почерпнул в его картине вдохновение, увидев в ней живое море... Тернер, новаторски пытавшийся запечатлеть на холсте морскую стихию в её непреходящей изменчивости, не мог не высказать восторг, испытанный им при встрече с искусством своего младшего собрата, "традиционалиста", писавшего море не с натуры, а "по памяти". Где бы Айвазовский ни находился, он был с морем неразлучен. Его любовь к морю и знание моря наряду с виртуозным мастерством живописца позволили ему в остановленном мгновении отразить бесконечное движение жизни, подобно капле воды, несущей в себе частицу жизни океана. Перед лицом морской стихии человеческое сердце исполнено восторгом и тревогой, само же море человека не знает, не видит и бывает к нему бессмысленно жестоким. Трагедии отношений человека с морем посвящены многие картины Айвазовского. На многих из них мы человека не видим, но ощущаем его незримое присутствие. Этот человек - сам художник.

В 1843 году Айвазовский начал длительное путешествие по Европе с персональными выставками. Он стал одним из первых русских художников, получивших всемирное признание. В Россию он вернулся членом Парижской, Римской и Амстердамской академий, становится членом Петербургской Академии художеств. Высочайшим указом он был назначен художником Главного военно-морского штаба. Были достигнуты высокое положение, почёт, богатство, громкая слава. Чего оставалось желать и добиваться молодому человеку, не достигшему своего тридцатилетия?

Жизни оставалось более полувека, но всё это время он, как и в юности, изо дня в день проводил в море и за мольбертом. Любовь к морю и верность призванию явили чудо работоспособности. Айвазовским создано более шести тысяч полотен. Громкая слава сопровождала его в заграничных путешествиях. Повсюду его удостаивали высоких званий и наград. Но, возвращаясь в Россию, он стремился в родную Феодосию. Там на его деньги был построен археологический музей, основаны художественная школа и картинная галерея, он также финансировал работы по благоустройству городского хозяйства, постройку порта и железной дороги. Помня о своем армянском происхождении, он оказывал щедрую помощь армянской диаспоре.

В Феодосии он и скончался за мольбертом, работая над картиной "Взрыв турецкого корабля". Это было 2 мая (19 апреля ст. ст.) 1900 года. Айвазовский ушёл из жизни любимый всеми, кроме знатоков и законодателей "моды" в искусстве. Во второй половине XIX века в русской живописи воцарились идеалы "творческих поисков" и "общественного служения", но ни тем, ни другим Айвазовский своим творчеством не служил. Он оставался верным той правде, которая открылась ему в начале жизненного пути - правде о море, о человеке и о мироздании. Поэтому ни "дух времени", ни само время не были властны над Иваном Айвазовским. Не властны они над Айвазовским еще и потому, что он был истинным и верным сыном Империи, которая его, нерусского мальчика из южной провинции, привела к величию и славе.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы