Праздник Вознесения Господня. 17 мая 2007 года. Россия. Москва. Храм Христа Спасителя. 56 священнослужителей от Русской Православной Церкви и Русской Православной Зарубежной Церкви, два хора, паломники. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II осеняет всех крестом и произносит молитву о единении Церкви. Слева от него Первоиерарх РПЦЗ - Митрополит Лавр. Справа от алтаря в полном одиночестве - Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Секретари объединительных комиссий зачитывают постановления обоих Синодов. Дьякон оглашает текст Акта, в котором подробно оговариваются условия объединения. Все молятся.
Патриарх и Митрополит садятся за стол, установленный на солее перед алтарём. В полной тишине они ставят подписи и обмениваются троекратным поцелуем. Святейший Патриарх восклицает: "Христос посреди нас!". "И есть, и будет", - отвечает Митрополит.
Свершилось! Вселенское светлое событие. Радость, сравнимая с пасхальной. Подписан Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей. Совершена Божественная литургия, на которой впервые после десятилетий разделения была совместно принесена Бескровная Жертва Единому Богу и Творцу нашему.
Идея объединения перестала быть только идеей в 2003 году. Президент РФ Владимир Путин во время визита в США провёл встречу с Митрополитом Лавром. Он передал Предстоятелю Зарубежной Церкви приглашение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II посетить Россию и дал понять, что государство заинтересовано в воссоединении Церквей.
Процесс этот был трудным, порой казалось, что препятствия непреодолимы, но с Божией помощью многие противоречия были сняты. Император Николай II и Царская семья канонизированы РПЦЗ и Московским Патриархатом, лояльность церкви советской власти объявлена мерой вынужденной, вопросы экуменизма отошли на второй план, приняты "Основы социальной концепции" РПЦ, в которых сказано, что Церковь должна "отказать государству в повиновении", если от неё требуют отречения от Христа. Такой независимой от светской власти концепции церковного служения не было ни в России, ни за границей, ни до революции, ни после неё, ни в наши дни.
Епископы обеих частей Русской Церкви взаимно попросили прощения при первой же встрече весной 2004 года в Москве.
По всему миру у Русской Православной Церкви Московского Патриархата более 27 тыс. приходов, более 26 тыс. священников, 708 монастырей, более 6 тыс. монахов и более 10 тыс. монахинь. (Даже в Антарктиде, на нашей полярной станции "Беллинсгаузен" возведена православная церковь). У Русской Православной Церкви Заграницей более 320 приходов по всему миру, 22 монастыря. Но Церковь - это не только и не столько храмы, соборы и часовни, сколько люди. А нас вместе более ста миллионов.
Отныне сняты все барьеры в евхаристическом общении: священники обеих Церквей могут беспрепятственно служить, а прихожане - исповедоваться и причащаться, крестить детей как в зарубежных, так и в российских храмах.
Ещё недавно говорили о "белой" Церкви (заграницей) и "красной" (в России). Сегодня же все окончательно признали, что у нас одна вера, одни духовные ценности, одна Родина. Меняется государственное устройство, власть, а Русская Православная Церковь как существовала тысячу лет, так и будет существовать до скончания веков. Вместе мы многое можем сделать для России.
Теперь РПЦЗ становится неотъемлемой, но самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви. Управлять "зарубежниками" по-прежнему будет собственный Архиерейский Собор (в его ведении остаются пастырская, просветительская и административно-хозяйственная деятельность заграничных приходов). Однако "вопросы, выходящие за пределы компетенции", будут решаться Патриархом Московским и Священным Синодом. В Синод войдут представители зарубежного духовенства, в первую очередь Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр.
Отмечу, что соединение Церквей поможет решить вопрос с собственностью Российской Империи на Святой Земле. Значительная часть земельных участков Палестины была оформлена на Русскую Православную Церковь, и теперь Израилю, который всё время ссылался на то, что не знает, какая Церковь является наследницей имперской России, придётся исполнять свои обязательства.
У России слишком много врагов, которые всячески стремились и стремятся противодействовать церковному единству, а значит и единству русского мiра, "одной из важнейших основ которого, - как заявил президент Путин, - является Православие". Именно Православие создало и русский народ, и русскую культуру, и русское государство. Но "преодолеваются церковные разделения - преодолевается и унаследованное со времён революции противостояние в обществе. Укрепляется Церковь - возрождается и наше Отечество", - сказал в своей торжественной речи Алексий II.
Произошло объединение двух взглядов на жизнь и историю, разделённых в начале ХХ века. Тогда было разрушено отеческое государство, пало самодержавие, к власти пришли т. н. демократы и большевики. Тогда русский народ разделился в себе, разделился настолько, что занялся самоуничтожением, рухнув в пропасть братоубийственной Гражданской войны. А причиной этому стала духовная бедность и духовное разделение. Народ, отойдя от Бога, начал терять внутреннюю опору.
Миллионы людей были вынуждены покинуть Родину, а оставшихся заставили под страхом наказания забыть само слово "русский". Только сегодня мы, наконец, убедились в том, что этот путь губителен. И прежде всего это поняла Русская Православная Церковь - только единство в духе может спасти нацию, спасти народ. Отныне нет ни "белых", ни "красных", есть Русский Человек, и это - самое главное. Построить здоровое, мощное, великое государство можно только на духовных ценностях, а предназначение России - это сохранение и защита православной веры. Может меняться власть и даже государственное устройство, но русское Отечество, русская Вера - Православие - и русский язык останутся навсегда.
Если сегодня мы видим, что произошло духовное единение народа, то, я уверен, настанет время, когда произойдёт и воссоединение плоти исторической России - в том виде, в каком она была создана потом и кровью наших предков и завещана нам и будущим поколениям русских людей.