Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Июнь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Возьмите меч Мой!

Надежда Владимировна ДМИТРИЕВА

12 июня 2006 года - Год назад ушёл от нас Вячеслав Михайлович Клыков - великий скульптор, большой и красивый русский человек, беззаветно любивший Россию

Его могила у стен храма Покрова Божией Матери, который он сам построил в своей родной деревне Мармыжи, среди необозримого простора Курской земли. Он остался и в сотнях памятниках и поклонных крестов, которые украшают сейчас нашу Отчизну и другие страны. Трудно поверить, что Вячеслава Михайловича нет больше с нами. Но с каждым днём приходит всё большее осознание того, как значим был этот человек для всей России и для каждого из нас.

"Впечатления детства рождают и питают воображение художника. Для меня они так же дороги и с годами перерастают в постоянную щемящую боль. Родился я в селе Мармыжи Курской области в 1939 году... Хвала Господу Богу за то, что мне довелось так счастливо родиться в этой маленькой деревеньке в самом сердце России. Мармыжи многое определили в моей судьбе. Например, я ни разу не ошибся в выборе масштаба, увязывая свои работы с пространственной средой. Исток точности глаза находится в степи детства, где одинокая травинка в поле, и плавные овалы холмов, и лошадь, которую узнал бы в самом огромном табуне, и люди, уважительно относящиеся к детям, - всё это окружение немало поведало о жизни, а также о премудростях формы и содержания. Село наше было равноудалено от всех проезжих дорог и железнодорожных линий и скорее напоминало хуторок с ярко выраженным казачьим бытом и укладом", - так говорил сам Вячеслав Михайлович о родном селе.

Храм, построенный по проекту
и на средства В.М. Клыкова,
у которого он и упокоен

Его путь в искусство не был прямым и лёгким. В своём становление Клыков как бы проходил исторические художественные традиции различных эпох. Учась в Суриковском институте в Москве, он увлёкся первобытным искусством: древняя степь (Стрелецкий заповедник), каменные идолы, олицетворявшие освоение человеком этого огромного пространства... Быть может, убеждающая сила их цельности, нерасторжимое единство объёма и пространства привели к созданию целой серии фигур, обнаженных в камне. Такое обращение к архаике было необычно для скульптура тех лет. Потом было увлечение античной пластикой. Отрываясь от законов монолита, художник создавал иную формулу единения образа с пространством. Фигура раскрепощалась и завоёвывала пространство, подобно тому как в древней Элладе рождалась Ника Самофракийская, победоносная в своей свободе.

И то новое, что принесла пластика античности, по-особому преломилось у Клыкова в его статуе Меркурия, бога купцов и путешественников, который встал у сумрачной громады Международного торгового центра в Москве.

Василий Шукшин

"У русского человека большое, пространственное мышление, космический, вселенский взгляд на вещи. И образ только тогда становится вечным, когда в нём как бы начинает биться сердце вечности. И когда в художнике зародился образ и исполнился силой, то его очень важно удержать, запечатлеть твёрдой, волевой, холодной формой безупречности. Ибо только внешне беспристрастный, но внутренне живой образ становится символом, знаком вечности", - так писал скульптор, создавший сотни произведений: памятники, монументально-декоративные работы, портреты. Его размах творческой деятельности поражает. Всё, даже огромные многометровые произведения, Клыков лепил сам, чего не делает ни один скульптор. И те, кто видел, как из тонн серой бесформенной глины вдруг возникал зримый образ будущего памятника, понимали, что это поистине титанический труд.

С годами формировалась не только художественная, но и гражданская позиция творца. Невозможно отделить Клыкова-скульптора от Клыкова-гражданина. Всем своим творчеством он утверждал историческую основу, на которой должна стоять Россия: Православие, самодержавие, народность. "Для каждой творческой работы - я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей музыкантов, скульпторов и т. д. - необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив - моё уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Всё, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю её судьбу, как свою личную... Вы знаете, как легче всего выйти из болота - по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков - чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени".

Сергий Радонежский

 

Вячеслав Михайлович - автор многих памятников: святителю Николаю Мирликийскому, вмч. Георгию Победоносцу, игумену земли Русской прп. Сергию Радонежскому, свв. равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, преподобному Серафиму Саровскому, Царю-мученику Николаю II, воинам-инокам Пересвету и Ослябе, преподобномученице великой княгине Елизавете Феодоровне, святителю Савве Сербскому, равноапостольным княгине Ольге и князю Владимиру, князю Димитрию Донскому, святому Илии Муромцу, митрополиту Иоанну (Снычеву).

Он считал, что это ключевые фигуры христианской истории, что своим духовным подвигам они предначертали судьбу России. Памятник преподобному Сергию Радонежскому - особая веха в жизненном и творческом пути скульптора. Суровая архаика внешних очертаний монумента напоминает ранние работы его - перед нами как бы исторический прп. Сергий, отделённый от нас глубиной веков. Черты его лица не видны, размыты. На лоне святого помещено изображение юного отрока Варфоломея - это душа Сергия, с детских лет сохранявшего свою чистоту. В руках у отрока икона Святой Троицы - то зерно, откуда вырастает и питается весь мир, видимый и невидимый. Вся смысловая энергия памятника волнами расходится из этого маленького круга. Преподобный Сергий видел в Святой Троице призыв к единству и любви в мире и в земле Русской, чтобы "постоянным взиранием" на образ Таинственного Триединства "побеждать страх перед ненавистной разделённостью мира".

Георгий Жуков

 

Я помню открытие памятника преподобному Сергию Радонежскому. Это событие стало поистине праздником для тысяч людей, которые приехали в древний Радонеж в прекрасный летний праздник Святой Троицы. Это был день победы над воинствующим атеизмом и безбожием. В этот день Россия поднялась духом, пришла надежда на национальное возрождение. Она пришла с запахом скошенной травы, с колокольным звоном, в единении всех людей в добре, любви и светлой радости. И центром этой победы стал памятник игумену земли Русской.

"Я страстно хочу увидеть законного российского самодержца, порадоваться за народ наш, который через все испытания, страдания, лишения и тяготы придёт к Богу и будет жить по законам Его. Вот тогда русский народ может обрести и мир, и достойную жизнь, и согласие. Исполнению этой мечты я хотел бы посвятить жизнь", - так говорил Клыков и так он жил. Два памятника Императору Николаю II поставил скульптор, и оба были взорваны, и оба вновь восстановлены. А сколько сил было положено им на объединение монархических сил в России, на проведение Земских соборов, на воссоздание Союза русского народа. Оставалось только удивляться, когда Вячеслав Михайлович успевал творить. Днём к нему шёл бесконечный поток людей, для работы оставались только ночи. И так изо дня в день, из года в год. Он горел, как свеча. Невозможно перечислить все памятники, которые создал великий скульптор и которые посвящены лучшим представителям русского народа. И на первом месте стоят писатели. "Писатели на Руси - это пророки", - говорил Клыков. Пушкин, Бунин, Достоевский, Хлебников, Батюшков, Рубцов, Белов, Крупин и, конечно, Шукшин. Нельзя не отметить его памятники великому реформатору Петру Аркадьевичу Столыпину, Александру Васильевичу Колчаку и маршалу Георгию Константиновичу Жукову.

Тема грандиозности победы в Великой Отечественной войне пронизывает всё творчество скульптора. Самым значительным по масштабу стал памятник на Прохоровском поле под Курском, созданию которого предшествовало десять лет напряжённой работы.

В пятидесятиметровую высоту взметнулась белоснежная свеча звонницы, увенчанная золотою державою, с вычеканенными на ней словами Христа: "Больше сия любве никто же имать, да кто душу положит за други своя". А на державе - фигура Богоматери, простёршей Свой Покров над всей Россией, домом Пресвятой Богородицы. На створках звонницы - каменная летопись Великой победы: двадцать четыре огромных, многофигурных рельефа, насчитывающих до 130 образов. И встало здесь вместе с воинами земными воинство небесное. В памятнике Клыкова воплотился великий собирательный символ великой победы. Потому так цельно и монументально значимо звучит эта звонница - словно величественный гимн всем тем, кто лёг лицом к небу за други своя, и тем, кто выжил в чёрном апокалиптическом дыму страшного сражения, когда река Псёл была красной от крови, земля стонала от скрежета гусениц, и на целый год ушла вода из колодцев.

"Земной поклон вам, дорогие соотечественники, доказавшие на конкретном деле хулителям России и русского народа, что мы умеем работать; что мы неленивы, когда участвуем в праведном деле; что мы умеем хранить Веру наших предков; что мы можем отстоять Державу свою и в нынешнее смутное время; что мы можем продолжить славные отечественные традиции увековечения памяти главных исторических сражений Куликова и Бородинского, создав сей удивительный комплекс по их образу и подобию. Эта Звонница могла родиться только от Любви к этой прекрасной, многострадальной земле, к многострадальному русскому народу", - так говорил Клыков на открытии монумента.

В последний год жизни он пережил свою "болдинскую осень": поставил более 20 памятников. И самым значительным из них стал памятник киевскому князю Святославу, сыну князя Игоря и святой равноапостольной княгини Ольги. Князь Святослав сверг хазарское иго, победив Хазарский каганат.

"Дорогие братья и сестры, вы начинаете великое дело осмысления событий, связанных с разгромом князем Святославом Хазарского каганата в 965 году. Русскому народу в наше время важно знать, а главное правильно понимать суть этой судьбоносной победы. Верю, что, возжигая пламя знаний о подвигах Святослава, вы согреете миллионы русских сердец надеждою и верою в освобождение от гнёта нынешней сионистской олигархии".

Поставлен памятник в Троицком монастыре на Белгородской земле, на высокой меловой горе, - выше только храмы и небо, в котором в день открытия стояла радуга. Открыт он был на сороковой день после ухода скульптора. Прекрасный завершающий аккорд прекрасной жизни! Мне кажется, Вячеслав Михайлович сказал всем нам, кто остался жить: "Ничего не бойтесь, идите и побеждайте зло в себе и в мире".

"Народ наш русский - народ-государственник. Он - основа русской и российской государственности.

Наша беда в том, что сегодня мы разъединены и разобщены. Мы должны осознать свою силу. Наша сила в правоте и единстве. Вместе мы богаче и сильнее любого олигарха. Это должен осознать каждый русский человек. И тогда мы победим. Ведь правда за нами, за Россией правда! Она победит, и мы победим вместе с ней!"

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы