25 июня - День памяти преподобного Онуфрия Великого
На живописном берегу Буга, в плодородной долине, поросшей вековыми дубами, неподалеку от
небольшого польского села Яблечна стоит мужской монастырь преподобного Онуфрия Великого. Это единственный
монастырь в Польше, ни разу не отступивший от Православия!
Церковное предание гласит, что в начале XV века на берегу Буга явился изумлённым рыбакам удивительный
старец: истощённый, полуобнажённый, c огромной белоснежной бородой, заплетённой в длинную косу. Благодатный
лик его сиял так, что больно было смотреть. Потрясённые рыбаки упали наземь: перед ними стоял Онуфрий
Великий, знаменитый подвижник веры, живший в IV веке в Фиваидской пустыне.
Святой сказал рыбакам: "В этом месте будут славить имя моё!" - и мгновенно исчез. Вернувшись домой,
они поведали о чудесном явлении односельчанам. Местный священник разыскал в служебных книгах изображение
преподобного Онуфрия и прочёл его житие, написанное прп. Пафнутием, повстречавшим подвижника в Фиваидской
пустыне, где преподобный Онуфрий прожил в полном одиночестве 63 года.
Вскоре на то же место приплыла по Бугу огромная, почти в человеческий рост икона прп. Онуфрия. Приплыла
и встала у берега. Весть о чудесном событии облетела близлежащие деревушки. К месту явления образа отправилась
торжественная процессия во главе с православным священником и владельцем окрестных земель.
И по воле Божией построили храм и монастырь в честь пустынника. И в маленьком Яблечне началась высокая
духовная жизнь…
Вначале местные жители срубили деревянную часовенку и поместили в ней образ святого. Множество людей
получало у чудотворной иконы преподобного Онуфрия исцеление от душевных и физических недугов. В Яблечну
потянулись сотни людей. Вскоре на месте часовни возникла пустынька, которая выросла в большой мужской
монастырь Онуфрия Великого. Это один из самых древних памятников Православия в Польше. И один из самых
древних монастырей в мире, посвящённый этому святому.
Обитель располагалась на землях, принадлежавших богатому православному роду Забережинских. Именно Ян
и Анна Забережинские стали основателями монастыря. Первое монастырское рукописное Евангелие было датировано
1498 годом… В самые тяжкие времена как зеницу ока хранили монахи свою главную святыню - древний образ
преподобного Онуфрия в серебряном окладе, написанный в Византии в XII веке. На нём преподобный изображён
в полный рост, со свитком в руке. Фигура святого несколько затемнена. Это каноническое изображение древнего
отшельника, но вот что удивительно: вместо типичных пейзажей египетских пустынь - редких кустарников,
горных кряжей, позади святого выписаны контуры вековых деревьев, растущих на берегах р. Буга. На этой
иконе нет житийных клейм. А посему немногие верующие знали, что святой происходил из царского рода.
Почитание прп. Онуфрия Великого в православном мире велико. Иконы с его изображением украшают ныне
монастырь святой великомученицы Екатерины на Синае, храмы в Иерусалиме, в Египте, на Афоне, на о. Патмосе,
в Троице-Сергиевой лавре и в Соловецком монастыре. Он был покровителем русских цариц.
Вера в силу его молитвы укрепляется "обещанием" самого преподобного, записанным в его житии: "Всякому,
кто в память мою приношение какое к святой церкви сотворит, просфору ли или свечи, или подаст милостыню
нищим, или напитает убогого, или молитву некую к Богу сотворит, простятся его согрешения!" О ревностном
почитании святого рассказывал в своей книге "Сказания о святых" архиепископ Димитрий (Самбикин): "Во многих
местах народ молится угоднику об избавлении от внезапной смерти. В Польше, на Украине, в Юго-Западной
России преподобный Онуфрий пользуется особым почитанием. Часто прибегали к нему женщины в трудных родах
и в безнадёжных случаях при детских болезнях. Это было побуждением для русских цариц в XVII веке устроить
в домовой своей церкви великомученицы Екатерины придел Онуфрия Великого. Причиной воздвижения престола
являлось и то, что мать Царя Алексея Михайловича, Евдокия, родилась в день памяти преподобного".
В 1596 году в Бресте была принята уния, согласно которой часть православных иерархов признавала над
собой главенство папы римского и католическую догматику, оставляя только привычные для Православия восточные
церковные обряды. Униатскую церковь поддерживали вельможи. Её влияние быстро распространялось в Западной
Украине и Юго-Восточной Польше. Православный Восток сопротивлялся унии всеми силами. Но несмотря на то
что в Польше в это время было почти двенадцать тысяч православных приходов, король Сигизмунд III Ваза
объявил Православие вне закона. Монастырь в Яблечне остался единственным оплотом Православия в Речи Посполитой.
Это был настоящий подвиг. Столетиями жила и молилась святая обитель в кольце враждебно настроенных католиков
и униатов.
В 1753 году монастырь был разгромлен, униаты осквернили его святыни, похитили книги и церковные ценности,
забрали документы, касающиеся истории и имущественных прав.
Только в 1837 году началось возрождение обители. В то время эта территория входила в состав Российской
империи. В Яблечне построили каменную церковь преподобного Онуфрия, братский корпус, возвели монастырскую
стену. Обитель стала крупнейшим просветительским и духовным центром, открылась церковно-приходская школа,
работала школа иконописи и рисунка, в обители бесплатно лечили и кормили сотни людей. В 1914 году в монастыре
жили 80 монахов, было пять различных школ, в которых учились 430 человек!
В августе 1915 года, во время Первой мировой войны, забрав свои главные святыни - чудотворные иконы
Онуфрия Великого и Успения Божией Матери, отправились монахи в скорбный путь в глубь России. В обители
остался всего один инок.
Только в августе 1919 года с невероятными трудностями братия вернулась домой, и под сводами православной
обители вновь зазвучала молитва. Но беды не отступали. Принадлежащую монастырю приходскую церковь в Яблечне
новые власти отдали католикам, в 1922 году выслали из Польши настоятеля монастыря, русского епископа Сергия
(Королёва). Монахи голодали, но не покинули родную обитель.
Никогда не забудут в Яблечне страшный день 9 августа 1942 года, когда в монастырь нагрянули фашисты.
Прекрасно владевший немецким языком епископ Тимофей тщетно пытался объясниться с непрошеными гостями.
Войдя в главный храм обители, пьяные солдаты дали автоматную очередь по иконам. Подожгли дом настоятеля.
Только церковь чудом уцелела. Но сгорели уникальные книги в библиотеке и огромный монастырский архив.
Весь монастырь мог сгореть, но старейший насельник обители брат Игнатий бросился к звоннице и ударил в
набат. Ему было уже за восемьдесят. С четырёх лет он, круглый сирота, жил в этой обители, была она ему
дороже жизни. Короткая автоматная очередь оборвала земную жизнь праведника, но к монастырю уже со всех
сторон спешили люди. Пожар потушили. 7 июня 2003 года монах Игнатий был причислен к лику новомучеников
Холмско-Подлясской земли.
Окончание войны не принесло желанного мира обители, она неоднократно подвергалась нападениям кочующих
по лесам фашиствующих банд. Количество верующих в Яблечне уменьшилось, а в пятидесятом году у монастыря
отобрали все земли и хозяйственные постройки. Но все трудности и несчастья померкли перед великой радостью:
в 1953 году в обитель вернулись вывезенные в Россию чудотворные иконы прп. Онуфрия Великого и Успения
Божией Матери.
Подлинное возрождение монастыря началось только в 70-х годах прошлого века при архимандрите Савве.
Ныне он - первоиерарх Польской Православной Церкви, митрополит Варшавский и всея Польши. С 1999 года обитель
прп. Онуфрия Великого становится став- ропигиальным монастырём.
…Сейчас уже невозможно представить её бедной, униженной, разорённой: сияет свежая позолота куполов
надвратной церкви, вокруг - огромный сад.
У каждой обители, как у человека, своё уникальное лицо, неповторимый характер. Монастырь в Яблечне
преисполнен радости и жизнелюбия. Владения его расширяются, поставили свечной заводик, построили новый
странноприимный дом. Процветанию монастыря способствовало и то, что последние шесть лет наместником его
был архимандрит Георгий (Паньковский).
За монастырской оградой стоит небольшая, дивной красоты церковь Успения Божией Матери. Неподалеку,
над быстрым извилистым Бугом, возвышается деревянная часовня Святого Духа. До границы с Белоруссией от
неё всего несколько десятков метров. На территории монастыря на высоченном шесте - гнездо аистов. Монахи
по дедовскому методу вкопали в землю крепкий столб, на вершине его укрепили колесо от телеги, на котором
птицы и свили своё гнездо.
Аисты привыкли к монастырскому образу жизни, не боятся громкого колокольного звона и спокойно взирают
на сотни паломников, притекающих из разных концов Польши, Белоруссии, России и Украины в эту обитель,
за пять с половиной веков ни разу не отступившую от нашей святой православной веры.