325 лет со дня казни виднейшего идеолога старообрядческого раскола - протопопа Аввакума
- 14 апреля 1682 года
14 апреля 1682 года в огне закончил своё земное странствование огненный проповедник антицерковного
восстания, призывавший и других к массовым самоубийствам. Его имя до сих пор с благоговением повторяется
не только апологетами бесчисленных староверческих сект (бывало, число их доходило до 800!), но и многими,
искренно считающими себя православными христианами, патриотами России. Даже презрительное прозвище Аввакума
"неистовый" ("буйно-помешанный" - в переводе со славянского) многие считают чуть ли не похвальным титулом.
Почему-то даже совершенно хамское поведение бывшего протопопа воспринимается с трогательным пиететом.
Священник во время службы кидает в лицо законному Патриарху фелонь - и раздаётся восхищённый вздох: "какой
подвиг!" Пастырь покрывает матерной бранью царя и епископов - "и какой он смелый!". Заключённый Аввакум
сдаёт на избиение своего же сотоварища, с которым не сошёлся в богословском споре - "ну устал человек,
с кем не бывает!".
Удивительное у нас отношение к людям и к Заповедям Божиим! Ради "линии партии" мы готовы оправдать
даже явное преступление. - "Ведь Аввакум - первый русский диссидент. Ему всё прощено. Он же за Христа
пострадал". Но пострадал он не за Христа, а за оскорбление Помазанника Божия.
Сейчас, по прошествии стольких лет, рассмотрим мифы, которые окружают и казнённого расстригу, и само
явление староверия.
Миф первый. Аввакум и другие староверы стояли за исконное православие
Это представление обычно звучит так: "Преподобный Сергий Радонежский и все другие святые Древней Руси
крестились двумя перстами, двоили аллилуию, Христа именовали не Иисусом, а Исусом, а патриарх Никон и
Московский Собор 1666-1667 гг., осудив эти обряды, осудил и этих святых и таким образом отпал от веры.
Древнее Православие отстаивали и сохранили только старообрядцы".
На это должно ответить просто. - Ни преподобный Сергий Радонежский, и никто из других святых Древней
Руси не верил в обряд - старый ли то, или новый. Изменения обряда в богослужении Церкви происходили уже
много раз. В том числе и в Русской Церкви богослужебные реформы происходили неоднократно. При том же преподобном
Сергии в России произошла куда более радикальная реформа богослужения - переход от Студийского устава
и устава Великой Церкви к Иерусалимскому Типикону, действующему и поныне. Но никакого протеста богослужебная
реформа у преподобного Сергия Радонежского и других святых не вызвала.
Все святые православной Церкви верили не в обряд, а в Триединого Бога, исповедали воплощение Господа
Иисуса Христа и были верны Вселенской Православной Церкви. А вот как раз староверы, в отличие от них,
верят в земные вещи. Вера, по словам апостола Павла, есть "уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). А что
невидимого в двоеперстии, двойной аллилуие и в неверном написании имени Господа? Неслучайно Катехизис
определяет убеждение старообрядцев в спасительности обрядов и старых книг как суеверие.
Мы можем сказать, что старые книги сохранили некоторые более древние обряды, которые исчезли из практики
новейшей Церкви (например, Чин отречения от дьявола в Великую Пятницу). Но разве такая точность хоть как-то
оправдывает смертный грех раскола? С другой стороны, не стоит забывать, что факт ошибок в старопечатных
книгах не отвергался, в том числе и лидерами староверия. Сам Аввакум участвовал в книжной справе в Вонифатьевском
кружке, и раскол во многом объясняется его личной обидой за отстранение от дела исправления книг.
Сами пресловутые обряды тоже никак не могут претендовать на древность. Реально двойное пение "аллилуия"
было принято в XIV веке, а уже в начале XV - с ним боролся святитель Московский Фотий. Двоеперстие фиксируется
в практике несториан XII века, а в России - только в XIV (думаю, что не без влияния центрально-азиатских
еретиков, бежавших на Русь от ислама). Добавление в Символ веры (категорически запрещённое Вселенскими
Соборами) было сделано во второй половине XVI века. Ничего даже особо древнего в обрядах староверов нет.
Я уже не говорю, что даже если бы эти обряды и были реально древними, то они никак не оправдывали бы раскола
и не делали староверов православными. Например, Армянская Церковь до сих пор сохраняет практику празднования
Рождества и Богоявления в один день, как это было до IV века, но этот обычай не делает её православной.
Да и сами обряды никто не осуждал. Московский Собор 1666-1667 гг. осудил не обряды, а тех, кто следует
им вопреки воли Церкви. А Поместный собор 1971 года подтвердил, что само по себе следование старому обряду
не является грехом, если оно не отторгает человека от Церкви. Неслучайно ещё в 1800 году Церковь создала
институт единоверия, где православные христиане могут служить по дореформенным книгам, пребывая в единстве
с канонической церковной иерархией.
Что до реальной веры староверов, то православной назвать её нельзя никак. Самое главное в Православии
- это вера в Единосущную и Нераздельную Троицу. Но Аввакум, почитаемый за великого святого в раскольных
согласиях, проповедал трибожие. Он писал: "трисущную Тройцу, несекомую секи по равенству, - небось! -
едино на три существа, тожде единства и образы три равны". В другом месте он же писал: "на Небе Три Царя
сидят на трёх престолах, а одесную их Иисус Христос". С точки зрения православного учения это - тягчайшая
ересь, фактически вводящая многобожие и при этом по-несториански отделяющая Сына Божия от Человека Христа.
Это не было случайной оговоркой, а внутренним убеждением расколоучителя, но ради его "заслуг" в деле раскола
Церкви ему прощают всё - даже то, что своими выступлениями он подпал анафемам всех семи Вселенских Соборов.
Но и другие старообрядцы тяжко согрешили, похулив Вселенскую Православную Церковь. До сих пор они считают
Церковь преподобного Серафима и новомучеников - вавилонской блудницей, изменницей, предавшейся антихристу.
Чудовищные хулы воздвигают раскольники и на святое Причастие, называя Его пищей демонов. Как могут считаться
после этого православными те, кто сочувствуют или восторгаются деятельностью богохульников?
Староверы, отцеживая комара обрядовых отличий, поглощают верблюда ереси. Они утратили священство и
после этого занялись "самоделками". Одни из них - "беспоповцы" стали обычными сектантами, со всеми особенностями
протестантских сект - бесконечным дроблением, институтом наставников, включая "женское священство", введённое
в старообрядчество на два столетия раньше, чем в самых радикальных сектах Европы; отвержением необходимости
всех Таинств, кроме Крещения, хулой на таинство Брака. Другие - "поповцы" попытались создать самочинное
священство, воруя у Церкви запрещённых в служении или лишённых сана священников. Спустя 185 лет после
начала раскола часть "поповцев" за деньги сманила греческого митрополита Амвросия, который единолично
(вопреки 1 правилу св. апостолов) рукоположил им "епископов". Так возникло Белокриницкое согласие, а другие
"поповцы" получили иерархию от обновленцев (Новозыбковское согласие). Какое это Древнее Православие? Разве
Сергий Радонежский был трибожником? Разве он отвергал св. Причастие? Разве русские святые утверждали,
что только в России сохранилась вера? Нет.
В XX веке архивные исследования подтвердили то, о чём говорили противораскольнические полемисты XVII-XVIII
вв. На самом деле старообрядческий раскол обязан своим существованием еретической деятельности манихея
Капитона, хулившего материальный мир и осуждавшего историческую Церковь. Именно идеи Капитона и подвигли
первых расколоучителей на бунт против Церкви.
Да и сейчас разве не появляются вновь в церквах идеи Капитона о "духовном антихристе", о "духовной
печати антихриста" (староверы находили антихристову печать в двуперстии, четырёхконечном кресте, паспорте,
новых деньгах, переписи и многом другом).
Миф второй. Все старообрядцы были патриотами России
Среди патриотов почему-то принято восхищаться бытом старообрядцев, их крепким хозяйством и якобы образцовой
нравственностью, которая будто бы должна стать примером для современных граждан России. Но перед тем как
восхищаться, надо всё же задуматься: почему староверием восхищаются не только патриоты, но и явно враждебные
исторической России силы.
Утверждение о прирождённом патриотизме старообрядцев верно с точностью до наоборот. С начала раскола
страну сотрясает ряд страшных восстаний, почему-то называемых классовыми, хотя на самом деле это были
классические религиозные войны, такие же как в Западной Европе. Староверами было инспирировано восстание
Стеньки Разина, который убивал священников и грабил храмы под руководством раскольников. Но часто забывают,
что он убил святителя Иосифа Астраханского. Неслучайно Разин, вместе с Пугачёвым, были преданы Церковью
анафеме.
Огромную роль сыграли старообрядцы в Пугачёском бунте. Они финансировали восстание и активно участвовали
в боевых действиях. Неслучайно Пугачёв, захватив город, первым делом уничтожал антиминсы в храмах.
Можно назвать и другие восстания, инспирированные раскольниками, - это Булавинское восстание (1707-1709
гг.), Московский холерный бунт (1771 г.) и многие другие, начиная со знаменитого Соловецкого сидения.
Колоссальную роль сыграл старообрядческий капитал и в подготовке Русской Революции. Известно, что финансирование
боевиков осуществляли не только еврейские банки, но и старообрядцы (например, Морозовы, Рябушинские).
Да и к отречению от престола Государя принудил старовер А.И. Гучков.
Во всех войнах, которые вела Россия начиная с XVII века, старообрядцы старались выступить против нашей
страны. Некрасовцы воевали на стороне исламской Турции. Во время горской войны множество старообрядцев
из казаков перешли на сторону Шамиля и даже составили особое подразделение его армии.
В 1812 году только старообрядцы поддержали Наполеона, и их представители преподнесли ему ключи от города
Москвы. Старообрядцы помогали Наполеону печатать фальшивые деньги. Взамен он дал им право грабить московские
храмы - многие старинные иконы были похищены из церквей и переместились к раскольникам.
Староверы сотрудничали с враждебной России католической Австро-Венгрией, где и находился один из главных
центров староверия - Белая Криница.
Миф третий. Старообрядцы всегда стремились к укреплению моральных устоев общества
Но и с личным благочестием у староверов было не всё так замечательно, как многие думают. Да, внешний
быт у староверов поражает своей обрядовой цельностью: все дела делаются с молитвой, строго сохраняются
все старые народные обычаи… Даже те, которые сохранять совсем не надо. Неслучайно этнологи, желающие изучить
языческие пережитки, едут именно в старообрядческие районы. Дело в том, что там, где было сильно влияние
т. н. "никонианской" Церкви (например, в Москве и Подмосковье), почти не осталось ничего связанного с
древним демонопоклонством. А в староверческих деревнях вплоть до революции был нормой блуд в день Ивана
Купалы, гадания и прочие богопротивные деяния. И это неслучайно! В корнях раскола таилась древняя ересь
манихейства, поддерживавшего любой разврат.
Именно оттуда возникла страшная язва самосожжения и самоуморения. Страшный, непрощаемый грех самоубийства
был объявлен Аввакумом "самовольным мученичеством". В кострах конца XVII - начала XVIII века погибло более
20000 человек! Неслучайно миссионеры сообщали, что над гарями видели бесов, кричавших: "наши, наши есте!"
До сих пор апологеты староверия утверждают, что таким образом староверы "спасались" от насилия православных.
При этом игнорируются свидетельства очевидцев (как православных, так и раскольников), что идеологи самосожжения
убегали из горящих изб, прихватив с собой имущество несчастных.
Что касается крепких староверческих семей, - то, ведь именно староверы впервые выступили против церковного
брака. Ещё Аввакум называл венчавшихся в церкви прелюбодеями. Его последователи утверждали, что лучше
блудить, чем повенчаться. И делали это староверы весьма охотно. Неслучайно у "беспоповцев" возникла проблема
- что делать с "новоженами". Одни выступали за полное безбрачие, другие накладывали на них епитимии. Наконец,
среди федосеевцев фиксировались страшные случаи детоубийства, когда ребёнка топили в купели ("чтобы праведником
был").
Как православным относиться к расколу?
Думаю, что всего вышесказанного достаточно, чтобы мы береглись раскола.
Не надо обольщаться мнимыми подвигами и строгой жизнью тех, кто пребывает вне Церкви. Спасение наше
- не в обряде, а в Боге, и приводит нас к Нему не строгое следование обрядам, а православная вера, действующая
любовью. Хорошо молиться по новым книгам, нет греха и в молитвах по старым, лишь бы не было среди нас
разделения, но чтобы были мы соединены в одном Духе и в одних мыслях (1 Кор. 1, 10).
Одно является непрощаемым злом, которое не смывается и мученической кровью - это грех раскола, разрывающего
нешвенный хитон Христов. Будем беречься его, призывать живущих раскольников к примирению с Богом и Церковью,
а на примере умерших расколоучителей остережёмся страшного греха гордыни, увлекающего в сатанинскую бездну.
Примечание вебмастера: Эта статья вызвала широкий и неоднозначный отклик среди наших читателей.
Предлагаем новую публикацию "Не настало ли "…время собирать
камни"? на ту же тему в №6 2007 год. Священнику Даниилу СЫСОЕВУ оппонирует священник Иоанн МИРОЛЮБОВ,
кандидат богословия, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.