Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Апрель 2007
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

Содержание номера       Главная страница номера

Он понял Россию, как никто

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ

Константин Сергеевич Аксаков.
Рис. П.Ф. Борель с литографии А. Мюнстера

190 лет со дня рождения Константина Сергеевича Аксакова, русского философа, публициста - 10 апреля 1817 года

Вспоминая те далёкие времена, когда мы строили коммунизм, я задаю себе вопрос: почему тогда так широко были распространены антисоветские настроения, почему многие граждане ненавидели существующий режим? Ведь в те годы "было дело, и цены снижали, и текли куда надо каналы, и в конце куда надо впадали". Вы скажете: как же можно было любить власть, при которой "в срока огромные брели этапы длинные"? Нет, такое объяснение не проходит. Если бы оно было верно, то при сокращении сроков и уменьшении длины этапов неприязнь к "системе" ослабела бы, а она постоянно росла. А когда посаженных в тюрьму инакомыслящих почти не было, недовольство стало всеобщим, и режим рухнул. Видимо, неприемлемыми были не репрессии, а то, другое, что досаждало нам всё сильнее, и наконец сделало жизнь просто невыносимой. Этим "другим" была, всё сильнее пропитывавшая наше общество официальная ложь, достигшая при последнем генсеке откровенного цинизма.

Как мы жаждали освободиться от унизительной необходимости постоянно лицемерить: на собраниях говорить одно, в рабочем коллективе - другое, а на кухне - третье. Не надеясь, что доживём, мечтали о том дне, когда можно будет открыто высказывать и даже публиковать то, что думаешь. И вот дожили: воцарилась гласность. Говори и пиши, что хочешь, даже книги издавай, если наскребёшь денег или найдёшь спонсоров. И предложения, как обустроить Россию, посыпались, будто из прорванного мешка. Но вот незадача: среди этого вороха идей не было ни одной, которая могла бы стать для нас нитью Ариадны, выводящей нас из коммунистического лабиринта. А мы всё ждали и ждали, то одного автора, то другого принимая за пророка. Шли годы, а он всё не являлся, и мало-помалу начало формироваться и укрепляться осознание того, что не надо ждать мудрецов, чьи идеи спасут отечество, а надо искать их в нашем прошлом. И когда мы обратили взор не вперёд, а назад, первыми среди истинных мыслителей увидели славянофилов. Ранее увлекались деяниями и Флоренского, и Бердяева, и Сергея Булгакова, но все они, как и Владимир Соловьёв, оказывались не теми, кто был нам нужен. А славянофилы были именно теми.

Мыслители "серебряного века", такие как Соловьёв, завораживающе красноречивы, блестящи, многословны, изысканны, изящны. И что же могут дать нам сегодня эти толстенные тома умственной гимнастики? Почти ничего.

Совсем другое дело - небольшой кружок единомышленников, сложившийся в первой половине XIX века, в который входили Хомяков, Киреевский, два брата Аксаковы и Самарин, - так называемые "старшие славянофилы". Их концепция оспаривалась "западниками", они их высмеивали и этим нечестным способом победили в споре. Однако, идеи славянофилов были услышаны общественностью. Их продолжателями стали Данилевский, Леонтьев и Тихомиров - гордость не только русской, но и мировой культуры. Достаточно сказать, что Данилевский совершил "коперниканскую революцию" в историософии; Тихомиров привёл неопровержимые исторические и философские аргументы в пользу высказанного ещё Аристотелем мнения, что монархическое жизнеустроение является самым совершенным из всех возможных. В последнее время интерес к этим мыслителям, а следовательно и к их прямым предшественникам, славянофилам, неуклонно возрастает: мы начинаем понимать, что именно у них надо искать ответы на стоящие перед нами вопросы. О славянофилах сегодня много пишут, неоднократно писал о них и "Русский Дом", посвятивший отдельные статьи Хомякову, Киреевскому и Самарину. Теперь настало время рассказать и о Константине Аксакове, - потому что в настоящий момент он самый интересный для нас член этого кружка.

Константин Аксаков был сыном знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора книг "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова внука" (в последней - потрясающая сказка "Аленький цветочек").

Внешне его биография очень проста. Он так горячо любил своего отца и так сильно был к нему привязан, что отказался от того чтобы завести собственную семью, и жил с родителями. Смерть отца была для него таким горем, что он пережил его всего на год. По иронии судьбы эта нежная трепетная душа заключалась в богатырском теле. Погодин называл Константина Аксакова "печенегом", а историк Сергей Соловьёв дал ему такую характеристику: "Могучее существо, с громким голосом, откровенное, чистосердечное, талантливое, но чудаковатое". Чудаком он воспринимался как раз из-за чистосердечия и искренности. Учась в Московском университете, Аксаков вначале примкнул к западникам и близко сошёлся с их главным идеологом Белинским, но когда понял, что они предлагают нашему обществу ложные ориентиры, пришёл к Белинскому, расцеловал его и сказал: "Я тебя люблю, но мы никогда больше не будем видеться, ибо я с тобой решительно не согласен". Надо сказать, что и у "неистового Виссариона" при этом на глаза тоже навернулись слёзы. И они расстались навсегда.

Главным предметом интереса Аксакова был сложившийся веками уклад жизни русского народа. Говоря нынешним языком, он хотел понять суть русской православной цивилизации. И думается, это ему удалось. В этом ему помогло произведённое им тонкое различение понятий "страна" и "государство". Он сделал первый шаг в направлении современного взгляда на цивилизацию, согласно которому она состоит из трёх составляющих: ядра, представляющего собой тип верования, питательной мякоти, каковой является порождённая этим ядром культура, и защитной скорлупы - армии, полиции, правоохранных учреждений, пограничной и таможенной служб и других институтов, которые в развитой цивилизации объединяются термином "государство". Две первые составляющие - тип верования и культура - Аксаков объединил словом "страна", понимая под ним внутреннюю жизнь нации, а всё то, что призвано оберегать эту жизнь, - назвал "государством". Соотношение, которое установилось между ними в нашей цивилизации, он очень чётко обрисовал в "Записке о внутреннем состоянии России", которую подал в 1855 году только что взошедшему на престол Императору Александру II: "Русский народ государствовать не хочет... Он хочет оставить для себя свою не политическую, а свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт - жизнь мирную духа... Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной - народной жизни внутри себя. Как единственный, может быть, на земле народ христианский (в истинном смысле слова), он помнит слова Христа: "воздадите кесарево кесареви, и Божие Богови", и другие слова Христа: "Царство Мое не от мира сего", и потому как народ христианский избирает для себя иной путь, путь к внутренней свободе и духу, к Царству Христову: "Царство Божие внутрь вас есть".

Насколько нам известно, царь никак не отреагировал на эту "Записку", что совершенно естественно. Её великую мудрость не мог в то время оценить никто. Чудак, удивлявший Москву крестьянскими сапогами, расшитой рубашкой и окладистой бородой, с прозорливостью юродивого раскрыл сущность нашего культурно-исторического типа за двадцать лет до того, как Данилевский установил само существование этого типа как объективной реальности. То, о чём писал Государю Аксаков, - есть основной отличительный признак нашей цивилизации. Он заключается в том, что "страна", т. е. народ, отдавая все свои творческие силы созданию духовно-нравственной культуры, не склонен отвлекаться от этой своей задачи и активно участвовать в решении организационных и кадровых вопросов, связанных с созданием "защитной скорлупы". "Мы будем платить какие скажете подати и подчиняться вам, лишь бы было обеспечено главное для нас: ''тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте''". Этот принцип неписаного соглашения о разделении функций между "страной" и "государством" Аксаков выразил фразой: "Наш народ государствовать не хочет".

В середине XIX века истина, возвещённая Константином Аксаковым, не могла быть услышана. Божиим Промыслом нам суждено было испытать на себе эксперимент следования западным цивилизационным началам, в частности, вовлечения народа в государственную политическую жизнь. Кончилось это гражданской войной и привело бы к гибели России, если бы народ не спохватился и у самого края бездны не воссоздал бы мощное государство.

Сегодня Россия снова в опасности, ибо опять насаждается мысль, что мы должны быть копией Запада. Средства массовой информации непрерывно вовлекают наш народ в политические дискуссии, в обсуждение экономических и дипломатических проблем. Его заставляют выходить на улицу и кричать. Не пора ли нам раз и навсегда понять то, что 150 лет назад понял Константин Сергеевич Аксаков: что немцу здорово, то русскому смерть?

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы