Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Апрель 2007
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

Содержание номера       Главная страница номера

Работа души или прагматизм?

Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ

2 апреля - Международный день детской книги

По инерции нашу страну продолжают называть одной из самых читающих в мире. Увы, это далеко не так, а перспективы - ещё грустнее: снижается общий тираж издаваемых книг

Вот самые последние цифры исследований, приведённые на круглом столе "Детское чтение": по исследованиям "Левада - Центр" 37 % жителей Москвы не читают книг вообще, а читают только то, что раскладывается по почтовым ящикам, читают от случая к случаю - 40 %, постоянно читают - 23 % опрошенных. Если так читают в столице, то что же тогда говорить о глубинке?

Население выбирает дамский любовный роман или женский детектив, который и сегодня царит на всех прилавках. Так какие книги смогут порекомендовать своим детишкам подобные читатели-родители?

На встрече с журналистами председатель Совета федерации Сергей Миронов сказал со вздохом: "Вынужден согласиться, у нас нет государственной издательской политики".

Группа писателей обратилась к первому заместителю председателя правительства Д.А. Медведеву с письмом о проблемах преподавания литературы в школе. Куратора национального проекта по образованию спросили:

1) Почему вопреки постановлению Совета по русскому языку при правительстве РФ от 23 сентября 2003 года количество часов на изучение литературы в школе уменьшается - по сравнению с советскими временами - ровно в два раза?

2) Почему творится полная чехарда с так называемыми стандартами по литературе? Сегодня в школе действуют уже два разных списка обязательного минимума знаний по литературе, готовится третий. Никто не знает, что изучать и какие учебники писать.

3) Наконец, писатели поставили вопрос о нецелесообразности отмены такой формы итоговой аттестации выпускников IX и XI (XII) классов, как сочинение.

В документе, полученном из Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, содержится чиновничья отписка: предложение о "конструктивном сотрудничестве" и "участии в обсуждении", которое "приведёт к решению проблемы". В итоге получится как всегда: приглашают, вежливо выслушивают; и... делают прямо противоположное тому, что мы говорили. На Российском съезде учителей-словесников учителя не приняли идею ЕГЭ по русскому языку и литературе. Тем не менее Министерство образования и науки продавило Закон об ЕГЭ через Госдуму и окончательно утвердило общество в мысли, что власти нужен прагматичный человек-функция без души.

Честно говоря, при нынешнем положении дел в школах остаётся самая большая надежда на преподавание предмета "Основы православной культуры". На Рождественских чтениях-2007 Церковь устами Святейшего Патриарха, в присутствии руководителей сферы образования и многих СМИ, выразила своё отношение к этой проблеме: "В некоторых регионах крещёные дети составляют около 90 %. Почему они лишены права знать основы родной культуры?". Неслучайно в своём обращении к юным участникам творческого конкурса "Гренадёры, вперёд!". Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "…Очевидно, что нельзя быть подлинным сыном своего Отечества, своей страны, не зная её истории, будучи чуждым её религиозно-культурному наследию. Убеждён, именно с Православием связана будущая судьба России и потому перед лицом тех, кого именуют "нашим будущим", я обращаюсь к Вам с пожеланиями быть добрыми преемниками традиций своих великих предков".

Праздник в Котеревской
школе Истринского района

Недавно проводился конкурс школьных сочинений. Ученики из 30 регионов России от Амурской области до Пскова, от Архангельска до Краснодара прислали полторы тысячи своих работ. На вечере в Центральном доме литераторов, где награждали талантливых ребят, я познакомился с Оксаной Притыка из Котеревского военного городка Истринского района Московской области. Сочинение Оксаны "Я молюсь!" стало победителем конкурса. Мне захотелось понять: почему? Что это - знания и способности отдельной старшеклассницы или итог многолетней краеведческой и военно-патриотической работы всей школы, которая воплотилась в лучшем сочинении? Я поехал за Вельяминово, в сельскую школу, где ещё раз убедился, что многое, если не все, зависит от Учителя!

Директор школы Маргарита Ивановна Иванова рассказала, как тесно и трудно работать в типовом здании сельской школы-восьмилетки. Но небольшой и дружный коллектив (172 ученика и 20 педагогов) принимает участие и часто побеждает во всех районных смотрах и конкурсах, творческих, краеведческих и военно-патриотических.

Во внеклассной работе директор опирается на двух Ирин: Ирину Сергеевну Федорову - учителя истории и краеведения, и Ирину Викторовну Романенко - учителя русского языка и литературы. Именно последняя, родом из Белоруссии, из опалённого страшными боями Мозыря, много рассказывала ребятам об огненных деревнях. От неё и из книг, из множества стихов Оксана Притыка и узнала, как 22 марта 1943 года не стало Хатыни. Вот за этих погибших, за мир на русской, славянской земле и молилась в своём сочинении Оксана. Но не только по книгам узнают ученики Ирины Викторовны о войне. Она проводит с ними уроки мужества, но подкрепляет вычитанное и услышанное от взрослых и от ветеранов - экскурсией в Питер, походами в соседние Снегири и Ленино. Старшеклассники рассказали, какое впечатление произвёл на них совсем, вроде, недальний поход в соседнее Вельяминово, где Надежда Сергеевна Конова - свидетельница оккупации в декабре 41-го - хранит памятник павшим солдатам от посягательства вандалов и новых собственников, и на Баево болото, где только недавно обозначили место захоронения советских солдат. На уроки краеведения в школе - тоже огромная надежда: их без умной книги, без проверенной классики - не проведёшь. Как возьмёшь тему: "Чехов на Истринской земле", так и проникнешься творчеством этого подвижника.

Значит, сегодня вся надежда - на школу, на уроки литературы, на курс "Основы православной культуры и краеведения". На духовных наставников и подвижников.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы