2 апреля - Международный день детской книги
По инерции нашу страну продолжают называть одной из самых читающих в мире. Увы, это далеко
не так, а перспективы - ещё грустнее: снижается общий тираж издаваемых книг
Вот самые последние цифры исследований, приведённые на круглом столе "Детское чтение": по исследованиям
"Левада - Центр" 37 % жителей Москвы не читают книг вообще, а читают только то, что раскладывается по
почтовым ящикам, читают от случая к случаю - 40 %, постоянно читают - 23 % опрошенных. Если так читают
в столице, то что же тогда говорить о глубинке?
Население выбирает дамский любовный роман или женский детектив, который и сегодня царит на всех прилавках.
Так какие книги смогут порекомендовать своим детишкам подобные читатели-родители?
На встрече с журналистами председатель Совета федерации Сергей Миронов сказал со вздохом: "Вынужден
согласиться, у нас нет государственной издательской политики".
Группа писателей обратилась к первому заместителю председателя правительства Д.А. Медведеву с письмом
о проблемах преподавания литературы в школе. Куратора национального проекта по образованию спросили:
1) Почему вопреки постановлению Совета по русскому языку при правительстве РФ от 23 сентября 2003
года количество часов на изучение литературы в школе уменьшается - по сравнению с советскими временами
- ровно в два раза?
2) Почему творится полная чехарда с так называемыми стандартами по литературе? Сегодня в школе действуют
уже два разных списка обязательного минимума знаний по литературе, готовится третий. Никто не знает, что
изучать и какие учебники писать.
3) Наконец, писатели поставили вопрос о нецелесообразности отмены такой формы итоговой аттестации
выпускников IX и XI (XII) классов, как сочинение.
В документе, полученном из Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования
в сфере образования, содержится чиновничья отписка: предложение о "конструктивном сотрудничестве" и "участии
в обсуждении", которое "приведёт к решению проблемы". В итоге получится как всегда: приглашают, вежливо
выслушивают; и... делают прямо противоположное тому, что мы говорили. На Российском съезде учителей-словесников
учителя не приняли идею ЕГЭ по русскому языку и литературе. Тем не менее Министерство образования и науки
продавило Закон об ЕГЭ через Госдуму и окончательно утвердило общество в мысли, что власти нужен прагматичный
человек-функция без души.
Честно говоря, при нынешнем положении дел в школах остаётся самая большая надежда на преподавание предмета
"Основы православной культуры". На Рождественских чтениях-2007 Церковь устами Святейшего Патриарха, в
присутствии руководителей сферы образования и многих СМИ, выразила своё отношение к этой проблеме: "В
некоторых регионах крещёные дети составляют около 90 %. Почему они лишены права знать основы родной культуры?".
Неслучайно в своём обращении к юным участникам творческого конкурса "Гренадёры, вперёд!". Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II сказал: "…Очевидно, что нельзя быть подлинным сыном своего Отечества, своей страны,
не зная её истории, будучи чуждым её религиозно-культурному наследию. Убеждён, именно с Православием связана
будущая судьба России и потому перед лицом тех, кого именуют "нашим будущим", я обращаюсь к Вам с пожеланиями
быть добрыми преемниками традиций своих великих предков".
Праздник в Котеревской
школе Истринского района |
Недавно проводился конкурс школьных сочинений. Ученики из 30 регионов России от Амурской области до
Пскова, от Архангельска до Краснодара прислали полторы тысячи своих работ. На вечере в Центральном доме
литераторов, где награждали талантливых ребят, я познакомился с Оксаной Притыка из Котеревского военного
городка Истринского района Московской области. Сочинение Оксаны "Я молюсь!" стало победителем конкурса.
Мне захотелось понять: почему? Что это - знания и способности отдельной старшеклассницы или итог многолетней
краеведческой и военно-патриотической работы всей школы, которая воплотилась в лучшем сочинении? Я поехал
за Вельяминово, в сельскую школу, где ещё раз убедился, что многое, если не все, зависит от Учителя!
Директор школы Маргарита Ивановна Иванова рассказала, как тесно и трудно работать в типовом здании
сельской школы-восьмилетки. Но небольшой и дружный коллектив (172 ученика и 20 педагогов) принимает участие
и часто побеждает во всех районных смотрах и конкурсах, творческих, краеведческих и военно-патриотических.
Во внеклассной работе директор опирается на двух Ирин: Ирину Сергеевну Федорову - учителя истории и
краеведения, и Ирину Викторовну Романенко - учителя русского языка и литературы. Именно последняя, родом
из Белоруссии, из опалённого страшными боями Мозыря, много рассказывала ребятам об огненных деревнях.
От неё и из книг, из множества стихов Оксана Притыка и узнала, как 22 марта 1943 года не стало Хатыни.
Вот за этих погибших, за мир на русской, славянской земле и молилась в своём сочинении Оксана. Но не только
по книгам узнают ученики Ирины Викторовны о войне. Она проводит с ними уроки мужества, но подкрепляет
вычитанное и услышанное от взрослых и от ветеранов - экскурсией в Питер, походами в соседние Снегири и
Ленино. Старшеклассники рассказали, какое впечатление произвёл на них совсем, вроде, недальний поход в
соседнее Вельяминово, где Надежда Сергеевна Конова - свидетельница оккупации в декабре 41-го - хранит
памятник павшим солдатам от посягательства вандалов и новых собственников, и на Баево болото, где только
недавно обозначили место захоронения советских солдат. На уроки краеведения в школе - тоже огромная надежда:
их без умной книги, без проверенной классики - не проведёшь. Как возьмёшь тему: "Чехов на Истринской земле",
так и проникнешься творчеством этого подвижника.
Значит, сегодня вся надежда - на школу, на уроки литературы, на курс "Основы православной культуры
и краеведения". На духовных наставников и подвижников.