305 лет назад Пётр I издал Манифест "О вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы
вероисповедания" - 27 апреля 1702 года
Пётр I, стремясь сделать Россию более могущественной и, как бы мы сейчас сказали, конкурентоспособной
на международном торговом рынке, 305 лет назад издал Манифест "О вызове иностранцев в Россию...". Тем
самым он не только "прорубил окно", но и "настежь распахнул дверь" в Европу. Иностранцы получили в нашу
страну свободный доступ и гарантированный ряд прав и привилегий. Цель у Государя была благая... Но благо
ли для России иностранцы? Не сквозит ли нам в дверь? Перед вами - две статьи на тему "Россия и иностранцы".
Думаем, в них вы найдёте ответы на эти вопросы.
"Народ собрался в дорогу; ждали вождя. Вождь появился. Этим вождём был Пётр Великий, который, по выражению
Пушкина, на троне был работником…", - писал историк Сергей Михайлович Соловьёв.
Итак, явился вождь и учитель русского народа. "Западничество" для Петра было не целью, а средством.
Разве таковы нынешние западники? В нашем понимании это, прежде всего, те, кто служит государственным интересам
Запада. А Пётр I служил России.
Иные говорят: "Пётр I презирал русский народ". Отчего же он тогда радовался победам русского оружия?
Почему он своим духовным покровителем считал святого благоверного князя Александра Невского, отразившего
западную экспансию, и явно находил промыслительным совпадение, что бил он шведов в тех же местах, что
и князь Александр? И если он был столь невежествен в русской истории, как утверждают порой, отчего при
взятии Дерпта (Юрьева), Пётр I вспомнил, что это "праотеческий город", то есть основанный киевскими князьями?
Но верно и то, что у людей, привыкших к власти, появляется склонность считать свои субъективные убеждения
чуть ли не откровением свыше. Русские бороды, длиннополые кафтаны, высокие шапки бояр казались Петру I
порождением того неспешного, благодушного, размеренного уклада жизни, который никак не мог сочетаться
с укладом жизни энергичных, хватких, прагматичных врагов России. Поэтому и рубили топорами рукава и полы
русских одежд: не работайте, дескать, спустя рукава, не путайтесь в кафтанах…
Очевидно, во время поездки по Европе у Петра исподволь, а не по какому-то злому умыслу, сформировалось
убеждение, что эпоха требует "немецкой" деловитости и практичности, а русские слишком беспечны, чтобы
противостоять, как сейчас говорят, "требованиям времени". Техническая проблема (привлечение иностранных
специалистов в Россию) представлялась Петру ещё и идейной. Сначала, мол, станем, как "немцы", а потом
их превзойдём. И вот 27 апреля 1702 года Царь издал Манифест о привлечении иностранцев на службу в Россию.
Им гарантировалось сохранение прежнего подданства, право на свободный въезд и выезд, освобождение от налогов
и пошлин. На государевой службе иностранцам предоставлялось высокое жалованье, казённые квартиры и прочее
материальное обеспечение (одежда, дрова, свечи), а "вольные" ремесленники, в отличие от наших, почти не
платили податей и не несли повинностей.
В Россию хлынул поток людей самых всевозможных и далеко не всегда необходимых для государства профессий
- цирюльники, портные, сапожники, гробовщики, предсказатели судеб, алхимики, проститутки, содержатели
притонов и питейных домов и т. д., и т. п., причём большинство из них считались на своей родине неудачниками.
Позже они появились в произведениях русской литературы: сапожник Готлиб Шульц и его друзья в "Гробовщике"
Пушкина, жестянщик Шиллер и сапожник Гофман в "Невском проспекте" Гоголя, бандерша Луиза Ивановна и домовладелица
Амалия Липпевехзель в "Преступлении и наказании" Достоевского и многие другие. И уж конечно, немало среди
"гостей" было жуликов, авантюристов, любителей лёгкой наживы, не говоря уже о банальных шпионах, которым
всегда удобно прятаться в толпе мигрантов.
Никто не учил этих людей (главным образом, протестантов) уважать обычаи, нравы и верования русского
народа. Напротив, на них возлагалась задача "учить" русских людей. Все без исключения иностранцы в России
- от генералов до жестянщиков - ощущали себя привилегированной кастой, оказавшей милость "туземцам" уже
одним фактом своего появления. Нежданно-негаданно открылся для европейцев на востоке волшебный край, изобилующий
должностями, деньгами, контрактами, привилегиями…
Наиболее преуспевали немцы: ведь они, с присоединением к России земель остзейских баронов, Эстляндии
и Лифляндии, ехали не совсем в чужую страну, их повсюду встречали соплеменники, обладавшие весьма привилегированным
статусом, - не подданных России, а подданных короны, т. е. лично русского Императора.
Обосновывались на новом месте пришельцы уверенно и корпоративно. Исследователь "германской россики"
профессор Л.А. Маркина писала: "Штелин (директор художественного департамента Петербургской Академии наук
- А.В.) планомерно осуществлял программу по привлечению в Россию своих соотечественников. Так, приглашая
в Петербург гравёра И. Штенглина, он писал: "Я всегда стараться буду своих господ земляков, которые по
своему искусству достойными себя показали, здесь в хорошее состояние привесть".
Мы не будем здесь выяснять, оказали ли существенное влияние приглашённые немецкие художники на собственно
русскую живопись, отметим лишь, что племенная взаимовыручка гостей вовсе не ограничивалась принципом Штелина:
"господ земляков в хорошее состояние привесть". С немецкой основательностью под неё незамедлительно подводилась
идейная база. Знаете, почему Михаилу Васильевичу Ломоносову было так трудно дискутировать с немецкими
историками в Академии наук, приверженцами "норманнской теории"? - Тема "германского происхождения" русской
государственности была весьма на руку приезжим господам…
Они развернулись вовсю уже после смерти Петра, при Анне Иоанновне и её всесильном фаворите Эрнсте Иоганне
Бироне. При Петре I немецкие порядки насаждались всё же русскими руками. Бирон же привёз немецких костоломов,
и застонала Русь в импортных пыточных станках… Не стоит наивно полагать, что расправлялись только с политическими
или национально-ориентированными противниками. Нет, Бирон, подобно творцам "норманнской теории", смотрел
глубже. Он понимал, что, пока есть Русская Православная Церковь, Россия едва ли станет немецким протекторатом
вроде Чехии и Богемии. Уже в 1730-1740 гг. церковного управления в России практически не существовало.
Священный Синод бездействовал: в нём не было ни одного митрополита, лишь один архиепископ.
Положение изменилось при императрице Елизавете Петровне. Свободнее вздохнула и Русская Церковь, и русское
дворянство. Именно в эту пору расцвёл талант Ломоносова. А в Семилетней войне недавние кумиры, немцы,
во главе с самим Фридрихом Великим, потерпели сокрушительное поражение от русских войск, отдали нам Берлин…
Но век Елизаветы Петровны был, увы, недолог. После её смерти Пётр III лишил нас плодов победы в Семилетней
войне, а Екатерина II выплатила немцам своеобразные репарации. 22 июля 1763 года она издала новый Манифест
о "вольностях иностранцев", по которому разорённые войной немцы могли селиться в России где угодно. Переселенцам,
как и при Петре I, полагались значительные льготы: свобода вероисповедания, самоуправление, освобождение
от податей, налогов и всякого рода повинностей. Русские солдаты, ветераны Семилетней войны, таких прав
не имели…
После разделов Польши в России оказались миллионы бывших польских граждан, в основном евреев. Именно
тогда появился пресловутый "еврейский вопрос"… Вообще же при Екатерине немецкое влияние сменилось на французское.
В каком-то смысле оно было сильнее немецкого, - русское дворянство заговорило по-французски. В эпоху крушения
монархии во Франции в моду входили не только французские писатели и художники, гувернёры и гувернантки,
парикмахеры и рестораторы, портные и кондитеры, но и идеи французского масонства. Глубина этого влияния
до сих пор до конца не исследована. Наполеон начал свой поход в Россию в июне, всего на 10 дней раньше,
чем Гитлер, примерно с тех же границ, но как же он, не имея ни авиации, ни автотранспорта, ни танков,
успел подойти к Москве в ту пору, когда Гитлер ещё ковырялся под Смоленском? А может, это "братья" французских
масонов столь быстро очищали дорогу Бонапарту?
Ну, а потом появились декабристы, которые, как известно, разбудили Герцена… Революционеры в основном
были из среды разночинной интеллигенции, сменившей в XIX в. иностранные "кадры", но взявшей от них всё,
что было чуждо России. В эпоху Николая II нашлись и "подсказчики", особенно мусолившие тему "нерусскости"
государыни Александры Фёдоровны. Горько, но когда династия Романовых пала, народ не воспринял это как
национальную катастрофу, последствия которой мы переживаем и поныне, задыхаясь в том идейном вакууме,
что образовался после развала коммунистического государства.
А ведь не исключено, что бомба замедленного действия была заложена под русскую государственность именно
27 апреля 1702 года. Но что самое противное: бомба давно взорвалась, а потомки "перелётных немцев" - всякие
Кохи, Грефы, Миллеры - как ни в чём не бывало сидят на хлебных местах! Удивительно, но за 305 лет они
не очень-то и обрусели и всё так же гнут свою линию - линию Бирона.
А пора бы уже и нам, земляки, свою линию гнуть.