Портрет Императора Павла I |
210 лет назад, в Пасхальное воскресенье, произошла церемония коронации Павла I - 5 апреля
1797 года
После блистательной екатерининской эпохи, "золотого века" Российского дворянства, четыре с небольшим
года правления Павла I кажутся незаметными.
И тем не менее у внешне противоречивых действий Императора есть связная, цельная идеология и система
- "Павловская система" - консервативный абсолютизм, не такой, как у Екатерины II, без заигрывания с "просветителями"
Европы, типа Вольтера или Дидро.
Павел I, не в пример своей матери, являлся законным наследником Российского Престола. Ведь Екатерина
II, по сути, была узурпатором власти. Павел отлично понимал, что после убийства заговорщиками его отца,
Петра III, только он и никто иной является законным наследником Российского Престола.
Между тем Павла I не готовили к управлению страной: мать видела сына редко и предпочитала обсуждать
государственные вопросы с многочисленными фаворитами. Но он как наследник сам продумывал программу своих
будущих действий. Легкоранимый и впечатлительный, обделённый вниманием в детстве, а потому постоянно одинокий
и замкнутый в себе, Павел был искренне религиозным и глубоко верующим человеком. Воспитываясь отнюдь не
в светской среде митрополитом Гавриилом, он легко усвоил его богословские взгляды на окружающий мир и
на самого себя: "Государство - продукт божественной воли", - так он считал. Быть императором для него
было нечто гораздо больше, чем просто вершить суд или правопорядок. Во взглядах на государство и роль
монарха Павел I развивает идеи московских книжников ХV-ХVI вв., прежде всего старца Елиазарова монастыря
Филофея, который обосновал в своих посланиях предначертанное Промыслом Божиим перемещение центра христианства
из Константинополя в Москву. Павел I принял идею "Третьего Рима", суть которой в том, что новому очагу
христианского мира предстоит провиденциальная миссия. Он был уверен: историческая роль Москвы как центра
Православия предопределена. Задача Царя - помазанника Божиего, - хранить и защищать православные традиции.
Поскольку Православие на Руси отождествлялось с монархическим началом; Царь, будучи защитником Православия,
являлся и хранителем российской монархии.
Герхард фон Кюгельген. Павел I, Мария Фёдоровна и их дети |
Будучи дальнозорким политиком, Павел I неспроста возрождает некогда популярную и широко распространённую
теорию "Третьего Рима". Посредством её он не только укрепляет собственное положение, но и предотвращает
влияние на Россию республиканской Франции. В то время как Европа начинает превращаться в "пороховую бочку",
ситуация на международной арене становится совсем не простой, тем паче для монарха, которого откровенно
не любило дворянство, лишённое им некоторых привилегий. Павел повернулся лицом к простому народу. Возрождая
традиции прошлого и возвращаясь к византийско-самодержавной модели власти, он укрепляет монархию в России,
причём делает это умело и продуманно.
Необходимо отметить, что идея старца Филофея не лишена широты, с православной точки зрения она действовала
и в международных отношениях. Павел I смотрел на себя как на представителя и защитника христианства и
монархии не только в России, но и во всём мире. И не без права на то.
|
Деньги времён правления Павла I |
У Павла I появляется идея сконструировать рыцарскую модель государственного устройства, основанную
на традициях Мальтийского ордена. Так он мечтал обрести путь к "блаженству всех и каждого", к всеобщему
счастью.
Рыцарская модель устройства государства включала в себя уравнение сословий (перед Богом все равны),
отмену смертной казни и всяческих наказаний, установление личного контакта Царя и подданных, что в идеале
могло способствовать упразднению громоздкой бюрократической системы. Павел I, как истинный отец Отечества,
должен был "всё знать, всё видеть, везде награждать добродетель и наказывать порок", - так он сам говорил.
Император демонстрировал мессианский характер российской монархии, принимал на себя роль защитника всего
христианства: и Православия, и католичества.
Однако, воплощая в жизнь постулаты Мальтийского рыцарского ордена, Павел I столкнулся с рядом трудностей,
с которыми он так и не смог справиться. В первую очередь ему мешало стойкое сопротивление дворянства,
т. н. "опоры императорской власти". Избалованные в екатерининский век, они не желали подчиняться новому
Императору. Во-вторых, недовольно было духовенство, которое, естественно, не принимало веротерпимости
государя. Павел вообще ни в ком не нашёл поддержки для осуществления своих намерений. За исключением наставников,
у него не было единомышленников, любая попытка изменений ставила под угрозу саму жизнь Императора. Единственные,
кому он явно благоволил, были крестьяне. И они любили Царя-батюшку. За время екатерининского правления
крестьяне лишились своих последних прав. Указ же Павла I о трёхдневной барщине, по сути, явился первым
законодательным актом в защиту русского крестьянства. Рабство было ограничено. Дворянство - возмущено.
Судьба Павла I была решена, и он сам об этом догадывался. Дворяне посягательств на свои привилегии
простить не могли. Императору было отпущено 4 года, 4 месяца и 4 дня правления. Его убили безжалостно.
Грандиозные планы рухнули...
Несмотря на недолгую жизнь и столь короткий срок правления, Павел I внёс значительный вклад в историю
России. Его, пусть и непоследовательные, реформы в армии позволили России победить войска Наполеона. Его
перу принадлежит "Указ о престолонаследии", положивший конец узурпации власти. Этот указ будет действовать
более ста лет, вплоть до падения монархии.
Павел I открывает век XIX в истории России. В его царствование навсегда уходят в прошлое дворцовые
перевороты, правление императриц, фаворитизм и засилье иностранцев. Россия входит в новую эпоху.
История должна помнить тех, кто действовал на благо Родины. Павел I был истинным отцом Отечества, он
был при этом и защитником всего мира, был и остаётся единственным Российским Императором, имевшим подобный
статус и не побоявшимся возложить на себя столь высокую ответственность.