Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Апрель 2007
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

Содержание номера       Главная страница номера

Отражённая в Москве-реке

Александр Александрович БОБРОВ

Москва-река, нам всем родная

Течёт спокойно под горой,

Своим теченьем пробуждая

Преданья старины родной.

                    Пётр Андреевич Вяземский

Первое упоминание о Москве-реке по "Пантеону Российских Государей" относится к IХ столетию. По преданию, в 880 году князь Олег, блюститель Игорева престола, пришёл на Москву-реку, которая тогда называлась Смородиною, так её называют в наших былинах. Почти через три века, 4 апреля 1147 года, князь суздальский Юрий Долгорукий, как сказано в летописи, угощал здесь своего союзника, северского князя Святослава. Городок на Москве-реке начал стремительно расти.

Историк Соловьёв точно сказал, что же является живоносной артерией, связующей нитью, природной скрепой Московии: "Область Москвы-реки была первоначальной областью Московского княжества, и первой деятельностью московских князей мы замечаем стремление получить в свою власть всё течение реки". Этого сумел добиться сын святого князя Александра Невского - святой князь Даниил Московский (память - 17 марта).

Ныне Москва-река перестала быть главной дорогой Московии, а в былые времена почти все грузы шли в растущую Москву по реке. Москва-река перестала быть главной кормилицей для прибрежных селений, хотя мясомолочные или прудовые хозяйства в пойме её ещё, конечно, есть.

Но Москва-река остаётся единственной поилицей мегаполиса. Москва - чуть ли не единственная многомиллионная столица, которая не имеет стройной альтернативной системы водоснабжения - только поверхностные воды. Москва по озеленённости и просторности застройки почти в два раза уступает Лондону. Пойма Москвы-реки - гигантский вентилятор, который "продувает" и столицу, и стоящие вплотную к ней промышленные города. И, наконец, Москва-река - связующая, сверкающая нить веков. Неслучайно ведь столько памятников истории и культуры, храмов и заповедных мест находится на её берегах.

Как сберечь всё это и передать потомкам?

По мнению многих учёных, ХХI век войдёт в историю как эпоха великого отказа от многих привычных понятий и привычек как в области технологий, так и в области морали. Кстати, в христианстве, особенно в Православии, очень силён именно спасительный постулат самоограничения. Но никакие тысячелетние заповеди, увы, не могут удержать современного человека от духа потребления. За это Господь и мать-природа могут покарать его. Нам в России, даже в столичном мегаполисе, кажется, что природа, в частности, Москва-река, - всё выдержит. Опасное заблуждение! Недавно Госдума приняла сверхлиберальные Водный и Лесной кодексы, которые сокращают водооохранные зоны и луга, разрешают строительство в поймах, амнистируют всё возведённое с нарушением законов, переводят заповедные леса в сельхозземли. Это - гибель для источников, болот, малых и больших рек, которые без того обмелели, некоторые превратились в сточные воды.

Сразу после принятия Водного кодекса грянул гром: пять дней аварии на насосной станции № 1 Можайска в речку Можайку и Москву-реку выливались нечистоты канализации. Загрязнённая вода дошла до Рублёвской водозаборной станции. Ни одна экологическая и контрольная служба не могли катастрофу предотвратить и выявить - поразительно! Воду в Москве-реке пришлось разбавить в 800 раз, открыв шлюзы Истринского и Можайского водохранилищ. Они были построены в советский период - в 1935 и в 1960 годах. Что было бы со столицей без них? Что построено гарантирующего нормальное водоснабжение сегодня? А перед этим была авария на Красногорской насосно-канализационной станции, - из-за отключения электричества вышла из строя насосная станция на западе Москвы - сточные воды пошли в Сетунь и Москву-реку. Если такие аварии станут обыденностью, то мегаполис может опрокинуться в средневековье, оставшись без питьевой воды и света. И в особняках на Рублёвке никто не спасётся - нечистоты в Можайском районе даже почву пропитали.

Когда-то Москва-река славилась своей рыбой, поставляла её к царскому столу, кормила растущий город. Ещё в конце XIX столетия, как рассказывается в книге известного русского натуралиста, охотника и рыболова Л.П. Сабанеева "Рыбы России", одним из самых её многочисленных видов в Москве-реке был подуст, - стайная рыба, обитающая на быстром течении у дна. Основные места лова подуста располагались от Каменного моста до Воробьёвых гор. Л.П. Сабанеев специально ездил в столицу ловить рыбу из своей дачи в Крылатском. А что сегодня? Состояние рыбы в столице тщательно изучалось последний раз в конце ХХ века учёными МГУ им. Ломоносова. С тех пор средств на научные наблюдения - нет, а состояние реки - ухудшилось. Ихтиолог Л.И. Соколова пишет: "В устье р. Яузы содержание нефтепродуктов в теле окуня превысило СН (санитарную норму) в 250 раз. Мониторинговые исследования в низовьях городского отрезка Москвы-реки (Бесединский мост) показали, что в результате залповых сбросов в отдельные промежутки времени концентрации солей тяжёлых металлов в воде и соответственно в теле рыб могут повышаться в десятки и даже сотни раз по сравнению со среднестатистическими данными. Так, в разовой пробе из этого участка отмечались сверхвысокие концентрации солей цинка, меди, свинца. По цинку превышение СН у карася выше 2000 раз, а по меди - в 52 раза. В теле голавля свинец превысил СН в 580 раз. Полученные результаты токсикологического анализа свидетельствуют о том, что употребление в пищу рыбы из Москвы-реки, выловленной в городской черте и ниже столицы, опасно для здоровья".

Так что же надо делать всем нам? Вывод первый: необходимо экологическое воспитание и общественное движение - то есть знание и информация в соединении со строгостью законов! Поэтому когда я узнавал об акциях "Местных", - больше, конечно, эффектных, чем эффективных (зачем 45 тысяч по формальному поводу возле модного выставочного зала "Крокус" у МКАД собирать?), то думал: если столько молодых, энергичных людей входит в движение "зелёных", почему не сделать всей громадой самое неотложное и действенное - провести массовую экспедицию "Водоохранная зона" или (чтобы избежать слова "зона") "Родные берега", "Тропа жизни"?

Надо срочно пройти по всем берегам, обследовать их, обозначить прямые и невольные нарушения природоохранных законов и требований: какие строения, предприятия вторгаются в водоохранную зону, нарушают режим, загрязняют водоём? Какие вонючие стоки и отходы свалок попадают в реку? Такой атлас, полная картотека стали бы лучшим документом времени и залогом спасения той же Москвы-реки. Ведь у экологов, инспекторов, санитарных врачей просто не хватает рук и глаз.

И ещё. Общество должно прийти или приблизиться к осознанию того, что при всех проблемах и решениях спорных вопросов надо всегда отдавать предпочтение Церкви, заповедникам, музеям и здравницам. Именно они - главные и лучшие хранители рек, заповедных земель на берегах, особенно сегодня, когда утвердилась вера не в Божеское и разумное, а во всевластие денег. Кстати, зарубежные инвестиции, коммерческие проекты, приходящие на берега Москвы-реки, тоже должны учитывать интересы населения региона, сохранять экологический и нравственный баланс.

Родина, народ, родник - слова одного корня. Родники рождают ручейки, ручьи - малые реки, речки питают Москву-реку, в которой больше восьми с половиной веков отражается историческая и православная столица.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы