Для меня Новый 2007 год - только ещё одно подтверждение, что "нет ничего нового под солнцем", как сказал Экклезиаст, и "всё - суета сует". Как будто время остановилось. Как будто Новый Завет никогда не начинался.
Алла Николаева, г. Москва
"Нет ничего нового на земле, и всё - суета сует" - без Бога. А с Богом - непрестанная новизна.
Интересно, что даже женщина в Евангелии - странница. Её почему-то редко можно увидеть как хозяйку дома. Чаще евангельские женщины - в пути, они внезапно появляются и быстро исчезают. Всё Евангелие - повествование о странствованиях. Дороги, переходы, города, встречи. И Христос - Странник. Он приходит в мир с небес - на землю. С самого Своего рождения Он бежит в Египет. Ещё не родившись, Он спешит со Своей Пречистой Матерью "в горнюю страну, во град Иудов" на встречу с Предтечей. И смерть Его наполнена того же движения, что и Рождество. Он не остаётся во гробе. Воскреснув из мертвых, Он велит жёнам-мироносицам пойти и сказать, что Он продолжает далее Свой путь в Галилею. Его можно видеть везде: Он с путниками Эммаусской дороги, и нет таких дверей и запоров, через которые Он не мог бы пройти. Он - Сын Божий, Он Бог, ставший человеком, и Он всюду, - на всех дорогах, по которым идёт человек.
Показывая Господа странствующим, слово Божие обращает наше внимание на неожиданность и внезапность того, что происходит в нашей жизни, на важность событий, меняющих неподвижность наших представлений - о себе, о мире, о всей человеческой истории. Евангелие прославляет Божественную благодать в движении. Она - ослепительный дар, а не норма. Она действует непредвиденно. Истина открывается внезапно, на повороте к пути, который есть Христос, и мы исполняемся изумления. Истина - не то, что мы думали. "Сказано древним… - говорит Христос. - А Я говорю вам…". Откройте Евангелие от Матфея, прочитайте главу 5, стихи с 21 по 48. "Странники и пришельцы мы на земле".
"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня". Какие суровые слова говорит Христос! Бесчеловечные слова - кто может понять их, особенно в наше время, столь тяжёлое для родителей в их трудных отношениях с детьми? Кажется просто невероятным, чтобы Господь советовал детям перестать любить своих родителей!
В. Демченко, г. Одесса
Нет, пятая заповедь Божия - священное Божие установление: "Чти отца и мать". Сам Христос дал пример послушания и верности Своей Матери. Он напоминает также, что конкретная забота о родителях идёт даже впереди "жертвы на Храм". Что же хочет сказать Господь этими суровыми словами?
Здесь Христос касается самого священного нашего долга, чтобы сказать с предельной ясностью, что мы должны предпочитать Его самым любимым, тем, кого мы должны любить больше всех. Следовать за Христом, быть верующим в Него, может иногда вызывать противостояние наших самых близких. Но Господь требует от нас быть способными предпочесть Его всему. И мы знаем, особенно в наше время, как часто это бывает. Слово Божие предлагает решительный выбор, в котором - вся наша жизнь. Вследствие требования радикальных перемен, Христос часто может быть причиной разделений даже внутри семей, соединённых самой большой естественной привязанностью. Через две тысячи лет после того, как эти слова были впервые произнесены, это противостояние - не такое новое, как может кому-то показаться. Всё заключается в том, как обрести нам мужество остаться верными Христу даже ценой крови нашего сердца.
"Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня", - утверждает Господь. Эти слова абсолютно созвучны предыдущим. После отношения детей к родителям следуют отношения родителей к детям. Христос требует, чтобы Ему было отдано первое место в нашей любви к кому бы то ни было. Кто может иметь право на такое неприемлемое, непостижимое требование, кроме Бога?
Обычно мы говорим, что, только любя друг друга, мы любим Бога. И это так. Бог хочет, чтобы наши отношения были основаны на любви. Было бы ужасно, если бы мы стали употреблять эти слова Спасителя для оправдания нашей нелюбви, нашей эгоистической неспособности заботиться о близких, нашей сосредоточенности на личных интересах.
Любить отца своего и мать. Любить сына своего или дочь. Это касается не только узкого семейного круга. Здесь - основание наших наследственных, культурных, общечеловеческих связей. Хотим ли мы этого или нет, мы зависим друг от друга, и мы создаём эту зависимость. Мы - часть "среды", того целого, что составляет нашу жизнь. Но в том-то и дело, что любовь к родным и близким, к "своим", тоже может быть эгоистической, явным или скрытым самоутверждением под видом единства с другими. Это единство, сколь бы ни было оно важным, не может быть для нас извинением, что мы не идём вслед Христу. Кто любит свою среду больше Меня, говорит Христос, не достоин Меня. Кто любит своих друзей больше Меня, говорит Христос, не достоин Меня. Кто любит то, что с ним происходит, дело своей жизни, больше Меня, не достоин Меня!
В этой заповеди Христа - один из основополагающих законов нашей жизни. Человеческое существо, не способное отвергнуться себя ради другого, неспособно любить. Наша жизнь каждый день убеждает нас, что необходимо жертвовать собой, чтобы подлинно осуществить себя в любви другого. Парадокс, который раскрывается по-настоящему только в свете пасхальной тайны Христовой. Потерять свою жизнь - чтобы обрести её! Слово Христа твёрдо и радостно. Речь идёт о бесценном приобретении. Господь предлагает нам умереть для себя, чтобы жить подлинной жизнью. "Я пришёл, чтобы имели жизнь, и жизнь с избытком", - говорит Он. Здесь не может быть ничего общего с тем нигилистическим героизмом, с тем самоубийственным помутнением разума, который насаждается ныне. Господь говорит о каждодневном подвиге любви, требующем от нас самоотречения ради других, - это и есть высший расцвет человеческой личности. А уход в себя, в свой мелочный эгоизм, в свои амбиции - самый надёжный способ, как говорит Христос, погубить свою жизнь.
Меня удивляет, когда я читаю Евангелие, что некоторые поучения Господа насчёт того, как себя надо вести, очень напоминают советы из какого-нибудь учебника правил хорошего тона. Например, не садиться на первое место, когда тебя пригласят в гости. Это элементарная вежливость. И, конечно же, в этом можно усмотреть обыкновенное благоразумие и расчётливую осторожность: какой стыд, если придёт кто-то более достойный, и мы должны будем занять единственное место - последнее. Всё объяснимо с чисто человеческой точки зрения. В чём же здесь Божественная мудрость?
Д. Величутина, г. Клин
Вы правы. С точки зрения мирского благоразумия такой расчёт оправдан: лучше второе или третье место среди первых, но только не последнее. Однако совет, который даёт Господь в Евангелии, идёт гораздо дальше элементарных правил приличного поведения. Ученик Христов более, чем другие люди, предупреждён. Слова, которые Господь повторяет в заключение притчи, звучат как рефрен во всём Новом Завете: "всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".
В самом деле, речь не идёт о том, чтобы из тактических соображений предпочесть второе или третье место, чтобы потом не пришлось со стыдом занять последнее. Речь идёт о том, чтобы всегда и всюду, почти инстинктивно, искренне предпочитать последнее место. Чтобы достигнуть этого, никакого кодекса вежливости, никакого эгоистического расчёта будет недостаточно. Господь зовёт к совершенно другому.
"Унижающий, себя возвысится". Не может быть никаких сомнений - Господь говорит прежде всего о Самом Себе. Это Он, будучи Богом, уничижил Себя среди людей до последнего места среди них. Но от этого последнего места, от Креста и от ада среди умерших, Он возвысился, воскрес и стал Перворождённым из мёртвых и Спасителем многих. Избрать последнее место, чтобы таинственно явиться на первом, возвысившись любовью Отчей, - вот путь Сына Божия и спасение мира. Путь, который отныне открывается в Нём для всех людей, чтобы все, следуя за Ним, могли избрать его. Быть вместе с самыми нищими, обнищать ради них - значит последовать за Христом по единственному пути, ведущему к Небесному Отцу.
Именно в этом обычаи Божии нисколько не похожи на то, что принято у людей. Для верующего человека выбрать последнее место не есть благоразумный расчёт, чтобы невзирая ни на что и не подавая вида, достигнуть первого места, всегда самого желанного. Выбрать последнее место - значит, просто научиться нравам Божиим, оказаться под воздействием Его любви. Приобщая тайне Своей любви, Бог возносит смиренных, приемлет нищих и спасает грешников.
По этой же самой причине Церковь Христова так мало напоминает любые, самые лучшие общества этого мира, которые тщательно отбирают и отсеивают своих членов. Ибо Церковь в свою очередь сочетается с обычаями и нравами Божиими. Она - знамение Его милосердия. Она причастна щедрости Бога. Она не ждёт никакого воздаяния, кроме одного только Бога.
За Божественной Литургией каждый из нас занимает последнее место. Потому что Бог пришёл спасти не праведников, а грешников, "от них же первый есмь аз". "Никто же да рыдает своего убожества", как говорит святой Иоанн Златоуст среди Пасхи. Каждый, кто сознаёт свою греховность и приходит с покаянием, оказывается достойным. И Сам Сын Божий сажает его рядом с Собой, и соединяется с тем, кто исполнен решимости следовать за Ним всюду, куда бы Он не пошёл.