Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Февраль 2007

Содержание номера       Главная страница номера

"На седьмомъ веце Трояни"

Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ

190 лет со дня кончины Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, нашедшего список "Слово о полку Игореве" † 12 февраля 1817 года

Сколько уже написано о "Слове о полку Игореве", а это произведение по-прежнему загадочно от первого слова до последнего. Дело даже не в так называемых "тёмных местах": есть основания предполагать, что они и образованным людям древней Руси были не очень понятны. Если сравнить "Слово" с произведением, созданным по его образцу, с буквальным повторением многих "припевок", - "Задонщиной", мы обнаружим, что автор его, Софоний Рязанец, "тёмных мест" вроде "Трояновой тропы", загадочных "Жли" и "Карны" вообще не повторяет, из чего можно сделать вывод, что он уже в XIV веке знал о них не больше, чем мы.

Да и вообще, чувствуется, ратная тема в "Слове" - не главная. Поход новгород-северского князя Игоря и его брата Всеволода против половцев - это не освободительная война, как в "Задонщине", а дальний рейд по тылам враждебных Руси степных кочевников. Честолюбивые князья решили добить хана Кончака, за год до того потерпевшего сокрушительное поражение от соединённого русского войска во главе с князем Святославом Киевским. Игорь и Всеволод задумали совершить поход в духе своего легендарного предка Святослава, с глубоким проникновением на вражескую территорию. Разбив авангард половцев, они с увлечением занялись привычным в ту пору делом победителей - захватом добычи: "... помчаша красныя девкы Половецкыя, а съ ними злато и паволокы и драгыя оксамиты...".

Надо сказать, что цель похода князя Игоря с самого начала была недостаточно ясна: "поискати града Тьмутороканя, а либо испити шеломомъ Дону". Тьмутаракань (искаженное греческое Таматарха) - древнейшее русское княжество, вотчина Ольговичей, пришедшая в запустение. Очевидно, к 1185 году русские князья утратили контроль над этой территорией, занимавшей Таманский полуостров и восток Крыма. Да это и немудрено: Тьмутаракань была единственным "анклавом" Киевской Руси, то есть не имела с ней сухопутной границы. Степные дороги в азово-черноморское княжество перерезали в конце XII века половцы, а морские, - очевидно, греки-византийцы, вытеснявшие русских из Крыма. Похоже, новгород-северские князья толком и не знали уже, где находится "град Тьмуторокань", если требовалось его "поискати".

Судя по всему, первая лёгкая победа над половцами изменила планы Игоря. Он хотел славы, а военно-географическая экспедиция на Таманский полуостров её не гарантировала. Никто не знал, что ждало его на берегах Керченского пролива, а в половецких степях он уже отведал вкус удачи и набил телеги богатой добычей. Возникает другая цель: "скоро будем за Доном и далее в странах приморских, где никогда не бывали отцы наши; истребим варваров и приобретем славу вечную", как говорится в Ипатьевской летописи. Тьмутаракань, впрочем, в этих планах не исключалась, но под занавес. Игорь и Всеволод, если верить диву, который, сидя на дереве, предупреждает "земли незнаеме, Влъзе и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню и тебе, тьмутороканьскый блъван" о движении русского войска, были намерены повторить волжский поход князя Святослава на хазар, а после - крымский поход князя Владимира Великого на греков-византийцев. Воистину наполеоновский размах!

Что же в итоге? Войско Игоря разбито во второй битве, сам он вместе с братом Всеволодом и сыном Владимиром пленён. Потом он удачно бежит из плена, причём не без помощи вмешательства свыше. Через два года возвращаются Всеволод и Владимир. И всё? "Княземъ слава, а дружине аминь!"? Это и есть содержание "Слова"? Не маловато ли для героического эпоса? Даже гневное осуждение удельной раздробленности: "И начяша князи про малое "се великое" млъвити; а поганш съ всех странъ прихождаху с победами на землю Рускую" - несколько "зависает" в контексте описанных событий. Ведь не очень понятно, о ком эти слова сказаны: о северских князьях, всегда живших наособицу и алкавших "славы вечной", или об остальных князьях, не пославших им на помощь свои дружины? Сам автор вроде бы осуждает "самоуправство" Игоря и Всеволода, но относится с явным сочувствием к их стремлению "побить поганых". Прямого ответа на вопрос, как, собственно, добиться единства Руси, мы у него не найдём. Получается, весь пафос "Слова" сводится к необходимости выбора русскими князьями правильной политической стратегии и тактики? Едва ли. Даже поверхностному читателю ясно, что поэма проникнута сильным мистическим духом. Но каким именно?

Языческим? Для такого вывода, как известно, немало оснований. Однако герои "Слова" - христиане и, что называется, уже не в первом поколении. Странствия Игоря заканчиваются тем, что он "едет по Боричеву ко святей Богородице Пирогощей". Раньше на Боричеве было языческое капище. Что это - символическая дань героя или автора официальной религии? Допустим, но князь Игорь едва ли бы бежал из плена, если бы не содействие крещёного половца Овлура (Лавра). А может быть, суть поэмы в том, что Игорь начал свой поход, будучи ещё наполовину язычником, а вернулся из языческого плена окончательным христианином?

В последние годы ряд исследователей "Слова" - поэт Александр Поверин, архитектор Александр Колчин (создатель монумента Героям космоса у метро "ВДНХ"), прозаики и критики Пётр Ткаченко, Борис Агеев и другие - нашли немало убедительных доказательств, что поэма - это, прежде всего, духовный памятник раннего христианства на Руси, а уж потом - героический эпос. "Тропа Трояна", как пишет А. Поверин из подмосковного Нахабина, "это путь, ход, сюжет всей поэмы, то есть, во-первых, путь от язычества к христианству; во-вторых, путь от Царьграда до Киева "черес поля на горы" (...); в-третьих, это ход во времени, в которое развиваются события, описываемые в "Слове", то есть время между Пасхой и Троицей". И А. Поверин, и А. Колчин считают, что "Троян" - это мужская форма слова "Троица" (ведь ипостаси Троицы: "Бог Отец", "Сын", и "Святой Дух" - мужского рода). Если так, то многие "тёмные места" проясняются. Колчин предполагает, что "на седьмомъ веце Трояни" - это на седьмой неделе по Пасхе, а Поверин думает, что "это означает: на седьмом веке Троицы", так как "догмат христианской Троицы окончательно был утверждён на II Вселенском Константинопольском соборе в 381 году". Прибавим 700 лет, и получится, что упомянутый "на седьмомъ веце Трояни" князь Всеслав бросил жребий "о девицю себе любу" (речь идёт о захвате им власти в Киеве) в XI веке, что полностью соответствует историческим реалиям: он взошёл на великокняжеский престол в 1068 году.

Краснодарец П. Ткаченко и курянин Б. Агеев утверждают, что изначально Игорь и Всеволод преследовали цель восстановить пошатнувшееся христианство в Тьмутаракани, повергнуть в прах загадочного "тьмутороканьскаго блъвана" (предположительно, огромную фаллическую колонну в честь языческого бога-оплодотворителя Санерги, воздвигнутую близ Таматархи). Б. Агеев видит в форме и содержании "Слова" много общего с обличительными ветхозаветными Книгами пророка Иеремии, который призывал своих соотечественников претерпеть вавилонский (языческий) плен за грехи. Не менее интересную версию выдвигает А. Поверин: трагическая эпопея князя Игоря и его дружины напоминает ему драматические обстоятельства жизни и служения Святого Апостола Петра, изложенные в новозаветной книге "Деяния святых апостолов". Он пишет о князе Игоре: "Как и Петр, он становится "первым камнем", на котором будет заложено единство Святой Руси. И кажется, что всей своей поэмой автор "Слова", как и евангелист Лука, говорит нам: "Ты еси Игорь - Камень, и на этом камне мы построим единство Руси"...". Духовное единство.

А будет духовное единство, - придёт и политическое, чему мы не раз становились свидетелями в нашей истории.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы