Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Февраль 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Операция "Молния"

Михаил Иванович Руденко

Неизвестная миру история захвата советской разведгруппой германского ракетного перехватчика Me-163B, наводившего ужас на экипажи англо-американских "летающих крепостей", на испытательном аэродроме под Прагой в самом конце войны.

Идея этой машины созрела давно

...Ноябрь далекого 1920 года. Советский инженер Фридрих Цандер впервые предлагает использовать в авиации свой проект ракетного двигателя. Но при всем его великом энтузиазме дело двигается с места только в 1928 году, когда он разрабатывает, а позднее строит и испытывает свой первый "малый ракетный мотор ОР-1".

В 1930 году создает "бесхвостку" с треугольным крылом германский коллега Цандера, Александр Липпиш, талантливый конструктор планеров. Проходит еще несколько лет, и вот уже газеты Германии пестрят заголовками: "Небо Европы становится немецким!" "Гений Липпиша покоряет пространство и время!.." Для такого признания и триумфа имеются веские основания: Александр Липпиш, рвущийся к звездам, ставит на свой очередной планер "летающее крыло" батарею пороховых ракет и свечой взмывает в зенит на глазах у тысяч изумленных берлинцев. И после приземления в ответ на поздравления аса Первой мировой войны Германа Геринга заверяет:

- Это парение, мой генерал, - пусть даже с ракетными двигателями - лишь начало нашего прорыва в стратосферу!

Свой первый полет на планере с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) Липпиш совершает в апреле 1941 года, в момент, когда в Германии на выходе уже находятся несколько проектов цельнометаллических ракетных летательных аппаратов, и прежде всего - уникальный ракетный перехватчик Ме-163...

В этот момент фронт работ по ракетной авиации в рейхе расширяется столь стремительно, что к 1939 году опытные ЖРД создаются также фирмами "Юнкере", "Хейнкель" и другими. К этому времени опытная машина Мессершмитта развивает невиданную скорость: 750 км/час!

Решение о полномасштабной разработке и организации массового производства Ме-163 принимается в 1940 году, после просмотра фюрером фильма об испытательных полетах этого перехватчика. Геринг, когда в кинозале зажигается свет, заявляет Мессершмитту:

- Фюрер верит в вас, мой дорогой Вилли! Германия ждет от вас прорывных результатов!..

Но конструктора, похоже, подстегивать не надо: уже в мае его детище летает, как планер, а в августе выполняет свой первый полет в серийной модификации... Одновременно десятки тысяч военнопленных лихорадочными темпами сооружают подземные авиазаводы, на которых вскоре будут собираться не единичные ракетные истребители, а сотни таких машин...

Справедливости ради следует сказать: энтузиасты ракетной авиации в Советском Союзе тоже не дремали! Тот же Цандер в 1933 году успевает создать Ор-2 - ракетный двигатель на бензине и жидком кислороде. У него в заделе имеется еще более мощная модель "10"... Но скоропостижная смерть обрывает его планы... В 1935 году зуд нетерпения одолевает также планериста Сергея Королева, который не только пишет труд "Ракетный полет в стратосфере", но и иллюстрирует его собственным фото, на котором Сергей Павлович восседает в кабине планера своей конструкции, стоящем на грешной земле, но сопровождает его многозначительной подписью: "Конструктор ракетоплана С. Королев в полете". Хотя у его детища на тот момент никакого "ракетного мотора" нет вообще.

В конце 30-х годов, когда ведущие советские авиаконструкторы и двигателисты в большинстве своем оказываются в цепких лапах НКВД, - планер Королева с опытным ЖРД Леонида Душкина в хвосте все-таки поднимает в воздух летчик Гражданской авиации Владимир Федоров. После нескольких полетов эту "новинку советской авиатехники" безразличные к ее судьбе граждане задвигают за ненадежность в простенок между ржавыми железными боксами на полевой площадке в подмосковных Подлипках, гордо именуемой "испытательным аэродромом", на пресловутое "вечное хранение"...

Сразу после нападения Германии на СССР тема ракетного самолета в Советском Союзе снова становится актуальной. Уже 9 июля 1941 года конструкторы Александр Березняк и Алексей Исаев обращаются в ЦК ВКП(б) с инициативным предложением не теряя времени построить такой аэроплан. Чиновники в Наркомате авиапрома вопрос о срочности проекта воспринимают буквально, и принимают волевое решение о создании невиданного летательного аппарата... за 35 суток(!).

Вполне очевидно, что в реальных условиях осени 41-го года выдержать этот абсурдно короткий срок было в принципе невозможно, несмотря на идущий из Москвы поток увещеваний, приказов разработчикам и откровенных угроз; в режиме круглосуточной гонки горстке энтузиастов за 10 месяцев удается создать аппарат, который, преодолев массу немыслимых тупиков, препятствий и трудностей, в 7 часов вечера 15 мая 1942 года поднимает в сумрачное уральское небо отозванный с фронта капитан Григорий Бахчиванджи. Совершив позднее еще несколько полетов, он в одном из них 23 марта 1943 года срывается в штопор и погибает. До самого конца войны в серию эта во всех отношениях "сырая" машина так и не идет.

С 1944 по 47-й год предпринимается еще попытка создать самолет с двухкамерным ЖРД тягой 1,15 тонн и прямоугольным крылом. Конструктор И.Фролов, преодолев отчаянные трудности, доводит дело до изготовления летного образца машины, которую испытывают Герои Советского Союза А.Пахомов и И.Якубов. На этом короткая история самолета обрывается. Почему именно - автору ответ на этот вопрос найти не удалось...

Тем временем программа создания Me-163 быстро набирает обороты. Уже 10 мая 1941 года в горизонтальном полете он достигает скорости 850 км/час, а 2 октября - даже 1 тыс. км/час! Работы по перехватчику имеют высший приоритет в рейхе и не сталкиваются с "тормозящими факторами", столь типичными для кратко упомянутой выше истории создания под Свердловском советского ракетного "ястребка" БИ-1.

Вилли Мессершмитт лично неоднократно докладывает о ходе работ и испытаний рейхсмаршалу Герингу и министру вооружений Шпееру. А несколько раз - даже лично фюреру. Однажды после очередного визита к Гитлеру сопровождающий Мессершмитта Геринг замечает ему:

- Как только ваш перехватчик будет готов, мы изготовим их тысячи и испепелим армады бездарных аэропланов Рузвельта и Черчилля! И рассеем прах западной авиации над Европой!..

 

Хватит заниматься мелочёвкой! Приказываю угнать новейший самолёт"!

...В одну из ночей конца 1943 года на стол Берии ложится шифровка от советского агента а австрийских Альпах по кличке "Риф". Содержание текста сначала вызывает у "чекиста № 1" шок, а следом переходит в неописуемую ярость. Еще бы ему не возмутиться: агент сообщает, что в Германии, оказывается, на протяжении всей войны широким фронтом ведутся работы не только по реактивной, но и по ракетной авиации! Называется и идеолог данного направления - А. Липпиш. А далее приводится убористый перечень разработок, находящихся на выходе и "не имеющих аналогов в мировой авиатехнике":

- перехватчик "Швальбе" (Me-163B);

- аппарат "Натер" разового действия с ЖРД, несущий в носовой части фюзеляжа 24 пороховые ракеты;

- истребитель дальнего действия Ю-263, способный находиться в крейсерском полете в стратосфере 10 минут при скорости 800 км/час;

- ракетные аппараты "Вилли" и "Юлия" скороподъемностью 26 и 40 тыс. футов/мин, соответственно, первый из которых стартует вертикально, а второй - с разгонной тележки...

Едва дочитав текст до конца, разъяренный Лаврентий Павлович по "вертушке" соединяется с наркомом авиапромышленности Алексеем Шахуриным и после выдачи в его адрес лошадиной дозы мата переходит на визг:

- Спите, мать вашу так? Клепаете развалюхи У-2 и прочую бездарную дребедень?! Товарища Сталина обманываете? А у Адольфа на потоке - новые самолеты, которые в два счета сметут весь ваш хваленый мусор с небес, а затем добьют на земле оставшуюся без прикрытия армию. Так это надо понимать?

Несколько поостыв под утро, Берия вызывает к себе начальника отдела "С" (управления специальных операций) генерал-майора госбезопасности Павла Судоплатова и после ознакомления с шифровкой поручает ему осуществление одной из самых тайных операций советской разведки за всю войну:

- Хватит заниматься мелочевкой, не дающей нам никакого реального преимущества в войне! Приказываю захватить на территории Германии либо одного из ее сателлитов летный образец ракетной авиатехники! Список возможных объектов нашего острейшего интереса прилагается!..

В конце беседы с соратником Берия вкладывает полученную шифровку в папку и на ее обложке размашисто выводит: "Операция "Молния""...

Сегодня можно с уверенностью признать: именно с этого самого момента Лаврентий Павлович заряжается лютой ненавистью к Шахурину и начинает подлинную охоту за любыми, включая самые мизерные и несущественные, его ошибками и просчетами. И к началу 1946 года опальный нарком гремит в печально известную Бутырку...

Выйдя из мрачного кабинета, Судоплатов поручает помощнику немедленно разыскать майора Р., кавалера семи боевых орденов, многократно проверенного забросками со спецзаданиями за линию фронта. Вывозит его в ближнее Подмосковье и популярно объясняет ему свой оперативный замысел. С поражающей майора прямотой Судоплатов лепит накипевшее:

- Нет, ты только представь себе: перед самой войной, в 39-м году, немцы пригласили наших корифеев-авиаторов к себе, позволили все, что те пожелали, осмотреть, отобрать любые боевые самолеты для закупки и оценочных испытаний здесь, под Москвой. Ну "лопухи" из наших "гениев" и купились на эту мякину, стопроцентную дэзу! И, вернувшись оттуда, внушили товарищу Сталину идиотскую мысль о том, что "теперь они знают о фрицах все". А на самом-то деле у немцев уже тогда были летающие самолеты, имевшие огромный отрыв по всем характеристикам от захудалых поршневых, которыми наши конструкторы до сих пор (всю войну!) пудрят мозги товарищу Сталину! И эта подлая игра против нас обернулась тем, что сейчас, когда мы о новинках немцев по-прежнему ни хрена не ведаем, - те поставили свои реактивные и ракетные самолеты на поток и клепают огромными сериями!! Так ты, майор, теперь понимаешь, что именно от тебя требуется?!

Закурив папиросу и сделав несколько глубоких затяжек, Судоплатов перешел к изложению сути своего замысла:

- Сейчас, по нашим сведениям, у немцев в работе штук триста "163"-х; все они задействованы на западе, против союзников, и для нас, следовательно, недоступны: через территорию рейха с ее сверхмощной плотной ПВО до них тебе не добраться! Под Берлином, где у них главный авиаполигон, тебе тоже делать нечего: там сейчас невиданная концентрация войск!

Выразительно посмотрев на майора, Судоплатов понизил голос:

- Твой шанс - на периферии! Смотри сюда... Расправив на колене карту, генерал указал на отметки, сделанные красным карандашом юго-западнее Вены и восточнее Праги:

- Здесь и здесь - еще две испытательные "точки" "Люфтваффе". На них гонялись именно высотные машины, в том числе и интересующий нас Me-163. Ставка наша на то, что там еще что-нибудь из этой техники осталось...

Позднее было еще множество инструктажей майора Р. в различных службах разведки, а главное - изнурительных тренировок, на которых отрабатывались все детали предстоящей операции. К январю 1945 года "группа захвата", наконец, была укомплектована, экипирована в униформу СС, обучена, до зубов вооружена трофейным стрелковым оружием и готова к действию.

В одну из темных ночей, стоя рядом с облезлым, без опознавательных знаков "Дугласом" и стараясь перекричать тарахтенье моторов, генерал Судоплатов в последний раз наставлял майора Р.:

- Можешь не сомневаться: в случае чего я похоронку на тебя вручу твоей жене лично! И детишек твоих мы пристроим, дадим образование... Но будет куда лучше, если ты уцелеешь, и мы, когда вы вернетесь назад с трофеем, выпьем с тобой за нашу Победу!..

О том, что было дальше, автору через годы после войны рассказал бывший военный переводчик Александр Драчук:

- Настал момент, когда я присоединился к разношерстной команде из 20 человек, собранных на подмосковной базе НКВД, и принял участие в подготовке перед заброской во вражеский тыл. Моей главной обязанностью было неотступное сопровождение во время грядущей операции молодого бравого "полковника СС" (как догадались читатели - "того самого" майора Р. - прим, автора), призванного сыграть там, за линией фронта, роль командира спецгруппы, якобы направленной из Берлина в Австрию и Чехословакию для уничтожения там новинок авиатехники рейха "во избежание их захвата славянскими ордами". Мы сутками гоняли под Москвой по перелескам внутри закрытой зоны на "опель-капитане", а наша команда - следом за нами, на двух крытых грузовиках "даймлер-бенц"; я тогда вдоволь настрелялся навскидку из "Вальтера" и "шмайсера", а наши ребята часами долбили из фауст-патронов по превращенному в решето довоенному танку Т-26...

Когда придирчивой комиссии из чекистов показалось, что мы действительно полностью перевоплотились в бравую "зондеркоманду", "Дуглас", дребезжа и проваливаясь в воздушные ямы, взял курс на запад...

С дозаправками на площадках подскока и массой приключений добрались, наконец, до неприметного городка на австрийской границе, на окраине которого тогда, в конце марта 45-го, располагался какой-то штаб 3-го Украинского фронта. Идея заключалась в том, чтобы за сутки - двое до прорыва наших передовых частей на Вену высадиться на испытательном аэродроме в ее пригороде и попытаться там захватить ракетный истребитель Мессершмитта. Подполковник из фронтовой разведки, сопровождавший нас почти до передовой, посоветовал делать решающий рывок к цели не ночью, а среди белого дня, на бреющем, причем не вокруг Вены, а прямо над ней! Что и было ювелирно исполнено нашим опытным, видавшим за войну всякое экипажем.

Сели, как учили, выскочили на бетонку, оцепили ангары... В приземистом здании аэродромных служб перехватили несколько растерянных "геноссе", приготовившихся драпать к американцам. Те сбивчиво рассказали нам, что все способное летать еще неделю назад было переброшено под Прагу, поближе к границе рейха.

За честное признание и важные сведения немцев мы отпустили, а сами связались по рации с Центром. Оттуда посоветовали "осмотреться и действовать по обстановке". С прицелом, ясное дело, на Прагу! Что именно мы пережили тогда на своем "наблюдательном пункте" в ближнем немецком тылу - не описать: ведь именно через нас фрицы плотным потоком выдавливались Красной Армией в западном направлении!..

После взятия Вены 13 апреля мы смотались туда, осмотрели город, отоспались в шикарной гостинице, после чего стали подтягиваться к чешской границе. Валентин Телятников, ветеран нашей компании, кавалер Ордена Славы всех трех степеней, успевший обнаружить в городе публичный дом "на ходу", предложил нашему командиру "заглянуть и туда для проверки морального состояния девушек-наложниц", но тот не дрогнул:

- Успокойся, сержант: могу поспорить на ящик коньяку, что комсомолок среди них не водится! Но идея хороша: на обратном пути мы твою гипотезу обязательно проверим!..

В ночь на 5 мая, когда в эфире открытым текстом пошли призывы восставшей Праги о помощи, мы поняли: пора! Снова набились в "Дуглас" и уже через полчаса лета, на рассвете, плюхнулись на посадочную полосу испытательного аэродрома в восточном предместье Праги. По дороге нас несколько раз продырявили с земли, а в момент посадки пришлось пережить и вовсе невообразимое: едва "Дуглас" чиркнул лысыми покрышками по бетонке, как навстречу нам с диким ревом пронеслась и свечой ушла в зенит пара самолетов невиданной нами конфигурации: со стреловидными крыльями и языками оранжевого пламени в торцах фюзеляжей. И в момент растворилась в сизой дымке. От неожиданности наши пилоты так рванули на себя штурвал, что "Дуглас" едва не стал вертикально...

Приземлившись и не выключая моторы, мы мигом развернули самолет поперек полосы и, как оказалось, не напрасно: оказывается, следом за первой парой собирался взлететь еще один Me-163, который замешкался на минуту потому, что его пилот забыл в штабном домике портфель с секретными документами.

Растерянного летчика мы схватили и на нашем самолете без пересадки перебросили в Вену; его машину закупорили в глубоком боксе, выставив вокруг него плотную охрану из наших с пулеметами. И запросили по радио подмогу. Которая вскоре и прибыла в лице роты бравых ребят из фронтовой разведки...

Чуть раньше описанного события в марте в Советском Союзе организуется Особый Комитет с чрезвычайными полномочиями и задачей: приступить немедленно к демонтажу военных заводов поверженной Германии в нашей оккупационной зоне и в странах Восточной Европы, освобожденных Красной Армией. Двадцать шестого апреля в Берлин прибывает госкомиссия во главе с генералом Н. Петровым. Вскоре в ее руки попадает бесценная документация на десятки типов немецких самолетов (главным образом реактивных и ракетных) и ракет, тысячи отчетов о всевозможных продувках и испытаниях моделей и натурных образцов, а также двигателей; образцы наземных, морских и самолетных локаторов и многое другое; архивы сотен институтов, КБ и фирм... В июле в Германию прибывает еще одна комиссия; в ее составе - генерал-майор Василий Сталин и заместитель Берии генерал Иван Серов. Через месяц работы комиссия докладывает "вождю народов" трагический вывод о том, что "современную, большую авиацию мы просто прозевали"...

В 1946 году в немецком гор. Галле СМЕРШ собирает под одной крышей более тысячи тамошних инженеров авиационного профиля с задачей воспроизведения многочисленных образцов германской авиационной (реактивной и ракетной) техники. В качестве приоритетной задачи им предписывается создать сверхзвуковой самолет с двумя ЖРД Вальтера от Me-163B. Прототипом для конструкторов служит "тот самый" самолет, который год назад был захвачен группой майора Р. в ходе операции "Молния". И чудо свершается: 29 сентября 1946 года со стапеля в строго охраняемом цехе скатывается аппарат с короткими стреловидными крыльями, герметичной пилотской кабиной (в ней он располагается лежа лицом вниз и головой - вперед по курсу), а также с лыжей вместо привычного шасси. Вся информация об этом самолете строго засекречивается. Что касается дальнейшей судьбы созданной модели, то она так и осталась неизвестной автору, хотя судьба в конце 80-х годов и свела его с ее испытателем. Да еще где: на окраине Москвы, в Теплом Стане, где тогда, в 1947- 1948 гг. располагался испытательный аэродром Минавиапрома. Но рассказ этого непревзойденного аса, Героя Советского Союза Ивана Федорова автору об этой эпопее - это совсем иная история... Мессершмит-163В

Примечание: Техническая справка о ракетном перехватчике Ме-163В:

- 1943 год - совершение первого полета;

- ЖРД - один, тягой 1,7 тонны;

- длина самолета 5,7 м;

- высота - 2,74 м;

- размах крыла 9,32 м;

- взлетная масса 4,3 т;

- масса пустого самолета 2,0 т;

- дальность полета 80-100 км;

- максимальная скорость полета 900 км/час;

- "потолок" 12 км;

- вооружение - 2 пушки калибром 30 мм.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы