Неизвестная миру история захвата советской разведгруппой германского ракетного перехватчика Me-163B, наводившего ужас на экипажи англо-американских "летающих крепостей", на испытательном аэродроме под Прагой в самом конце войны.
Идея этой машины созрела давно
...Ноябрь далекого 1920 года. Советский инженер Фридрих Цандер впервые предлагает использовать в авиации свой проект ракетного двигателя. Но при всем его великом энтузиазме дело двигается с места только в 1928 году, когда он разрабатывает, а позднее строит и испытывает свой первый "малый ракетный мотор ОР-1".
В 1930 году создает "бесхвостку" с треугольным крылом германский коллега Цандера, Александр Липпиш, талантливый конструктор планеров. Проходит еще несколько лет, и вот уже газеты Германии пестрят заголовками: "Небо Европы становится немецким!" "Гений Липпиша покоряет пространство и время!.." Для такого признания и триумфа имеются веские основания: Александр Липпиш, рвущийся к звездам, ставит на свой очередной планер "летающее крыло" батарею пороховых ракет и свечой взмывает в зенит на глазах у тысяч изумленных берлинцев. И после приземления в ответ на поздравления аса Первой мировой войны Германа Геринга заверяет:
- Это парение, мой генерал, - пусть даже с ракетными двигателями - лишь начало нашего прорыва в стратосферу!
Свой первый полет на планере с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) Липпиш совершает в апреле 1941 года, в момент, когда в Германии на выходе уже находятся несколько проектов цельнометаллических ракетных летательных аппаратов, и прежде всего - уникальный ракетный перехватчик Ме-163...
В этот момент фронт работ по ракетной авиации в рейхе расширяется столь стремительно, что к 1939 году опытные ЖРД создаются также фирмами "Юнкере", "Хейнкель" и другими. К этому времени опытная машина Мессершмитта развивает невиданную скорость: 750 км/час!
Решение о полномасштабной разработке и организации массового производства Ме-163 принимается в 1940 году, после просмотра фюрером фильма об испытательных полетах этого перехватчика. Геринг, когда в кинозале зажигается свет, заявляет Мессершмитту:
- Фюрер верит в вас, мой дорогой Вилли! Германия ждет от вас прорывных результатов!..
Но конструктора, похоже, подстегивать не надо: уже в мае его детище летает, как планер, а в августе выполняет свой первый полет в серийной модификации... Одновременно десятки тысяч военнопленных лихорадочными темпами сооружают подземные авиазаводы, на которых вскоре будут собираться не единичные ракетные истребители, а сотни таких машин...
Справедливости ради следует сказать: энтузиасты ракетной авиации в Советском Союзе тоже не дремали! Тот же Цандер в 1933 году успевает создать Ор-2 - ракетный двигатель на бензине и жидком кислороде. У него в заделе имеется еще более мощная модель "10"... Но скоропостижная смерть обрывает его планы... В 1935 году зуд нетерпения одолевает также планериста Сергея Королева, который не только пишет труд "Ракетный полет в стратосфере", но и иллюстрирует его собственным фото, на котором Сергей Павлович восседает в кабине планера своей конструкции, стоящем на грешной земле, но сопровождает его многозначительной подписью: "Конструктор ракетоплана С. Королев в полете". Хотя у его детища на тот момент никакого "ракетного мотора" нет вообще.
В конце 30-х годов, когда ведущие советские авиаконструкторы и двигателисты в большинстве своем оказываются в цепких лапах НКВД, - планер Королева с опытным ЖРД Леонида Душкина в хвосте все-таки поднимает в воздух летчик Гражданской авиации Владимир Федоров. После нескольких полетов эту "новинку советской авиатехники" безразличные к ее судьбе граждане задвигают за ненадежность в простенок между ржавыми железными боксами на полевой площадке в подмосковных Подлипках, гордо именуемой "испытательным аэродромом", на пресловутое "вечное хранение"...
Сразу после нападения Германии на СССР тема ракетного самолета в Советском Союзе снова становится актуальной. Уже 9 июля 1941 года конструкторы Александр Березняк и Алексей Исаев обращаются в ЦК ВКП(б) с инициативным предложением не теряя времени построить такой аэроплан. Чиновники в Наркомате авиапрома вопрос о срочности проекта воспринимают буквально, и принимают волевое решение о создании невиданного летательного аппарата... за 35 суток(!).
Вполне очевидно, что в реальных условиях осени 41-го года выдержать этот абсурдно короткий срок было в принципе невозможно, несмотря на идущий из Москвы поток увещеваний, приказов разработчикам и откровенных угроз; в режиме круглосуточной гонки горстке энтузиастов за 10 месяцев удается создать аппарат, который, преодолев массу немыслимых тупиков, препятствий и трудностей, в 7 часов вечера 15 мая 1942 года поднимает в сумрачное уральское небо отозванный с фронта капитан Григорий Бахчиванджи. Совершив позднее еще несколько полетов, он в одном из них 23 марта 1943 года срывается в штопор и погибает. До самого конца войны в серию эта во всех отношениях "сырая" машина так и не идет.
С 1944 по 47-й год предпринимается еще попытка создать самолет с двухкамерным ЖРД тягой 1,15 тонн и прямоугольным крылом. Конструктор И.Фролов, преодолев отчаянные трудности, доводит дело до изготовления летного образца машины, которую испытывают Герои Советского Союза А.Пахомов и И.Якубов. На этом короткая история самолета обрывается. Почему именно - автору ответ на этот вопрос найти не удалось...
Тем временем программа создания Me-163 быстро набирает обороты. Уже 10 мая 1941 года в горизонтальном полете он достигает скорости 850 км/час, а 2 октября - даже 1 тыс. км/час! Работы по перехватчику имеют высший приоритет в рейхе и не сталкиваются с "тормозящими факторами", столь типичными для кратко упомянутой выше истории создания под Свердловском советского ракетного "ястребка" БИ-1.
Вилли Мессершмитт лично неоднократно докладывает о ходе работ и испытаний рейхсмаршалу Герингу и министру вооружений Шпееру. А несколько раз - даже лично фюреру. Однажды после очередного визита к Гитлеру сопровождающий Мессершмитта Геринг замечает ему:
- Как только ваш перехватчик будет готов, мы изготовим их тысячи и испепелим армады бездарных аэропланов Рузвельта и Черчилля! И рассеем прах западной авиации над Европой!..
Хватит заниматься мелочёвкой! Приказываю угнать новейший самолёт"!
...В одну из ночей конца 1943 года на стол Берии ложится шифровка от советского агента а австрийских Альпах по кличке "Риф". Содержание текста сначала вызывает у "чекиста № 1" шок, а следом переходит в неописуемую ярость. Еще бы ему не возмутиться: агент сообщает, что в Германии, оказывается, на протяжении всей войны широким фронтом ведутся работы не только по реактивной, но и по ракетной авиации! Называется и идеолог данного направления - А. Липпиш. А далее приводится убористый перечень разработок, находящихся на выходе и "не имеющих аналогов в мировой авиатехнике":
- перехватчик "Швальбе" (Me-163B);
- аппарат "Натер" разового действия с ЖРД, несущий в носовой части фюзеляжа 24 пороховые ракеты;
- истребитель дальнего действия Ю-263, способный находиться в крейсерском полете в стратосфере 10 минут при скорости 800 км/час;
- ракетные аппараты "Вилли" и "Юлия" скороподъемностью 26 и 40 тыс. футов/мин, соответственно, первый из которых стартует вертикально, а второй - с разгонной тележки...
Едва дочитав текст до конца, разъяренный Лаврентий Павлович по "вертушке" соединяется с наркомом авиапромышленности Алексеем Шахуриным и после выдачи в его адрес лошадиной дозы мата переходит на визг:
- Спите, мать вашу так? Клепаете развалюхи У-2 и прочую бездарную дребедень?! Товарища Сталина обманываете? А у Адольфа на потоке - новые самолеты, которые в два счета сметут весь ваш хваленый мусор с небес, а затем добьют на земле оставшуюся без прикрытия армию. Так это надо понимать?
Несколько поостыв под утро, Берия вызывает к себе начальника отдела "С" (управления специальных операций) генерал-майора госбезопасности Павла Судоплатова и после ознакомления с шифровкой поручает ему осуществление одной из самых тайных операций советской разведки за всю войну:
- Хватит заниматься мелочевкой, не дающей нам никакого реального преимущества в войне! Приказываю захватить на территории Германии либо одного из ее сателлитов летный образец ракетной авиатехники! Список возможных объектов нашего острейшего интереса прилагается!..
В конце беседы с соратником Берия вкладывает полученную шифровку в папку и на ее обложке размашисто выводит: "Операция "Молния""...
Сегодня можно с уверенностью признать: именно с этого самого момента Лаврентий Павлович заряжается лютой ненавистью к Шахурину и начинает подлинную охоту за любыми, включая самые мизерные и несущественные, его ошибками и просчетами. И к началу 1946 года опальный нарком гремит в печально известную Бутырку...
Выйдя из мрачного кабинета, Судоплатов поручает помощнику немедленно разыскать майора Р., кавалера семи боевых орденов, многократно проверенного забросками со спецзаданиями за линию фронта. Вывозит его в ближнее Подмосковье и популярно объясняет ему свой оперативный замысел. С поражающей майора прямотой Судоплатов лепит накипевшее:
- Нет, ты только представь себе: перед самой войной, в 39-м году, немцы пригласили наших корифеев-авиаторов к себе, позволили все, что те пожелали, осмотреть, отобрать любые боевые самолеты для закупки и оценочных испытаний здесь, под Москвой. Ну "лопухи" из наших "гениев" и купились на эту мякину, стопроцентную дэзу! И, вернувшись оттуда, внушили товарищу Сталину идиотскую мысль о том, что "теперь они знают о фрицах все". А на самом-то деле у немцев уже тогда были летающие самолеты, имевшие огромный отрыв по всем характеристикам от захудалых поршневых, которыми наши конструкторы до сих пор (всю войну!) пудрят мозги товарищу Сталину! И эта подлая игра против нас обернулась тем, что сейчас, когда мы о новинках немцев по-прежнему ни хрена не ведаем, - те поставили свои реактивные и ракетные самолеты на поток и клепают огромными сериями!! Так ты, майор, теперь понимаешь, что именно от тебя требуется?!
Закурив папиросу и сделав несколько глубоких затяжек, Судоплатов перешел к изложению сути своего замысла:
- Сейчас, по нашим сведениям, у немцев в работе штук триста "163"-х; все они задействованы на западе, против союзников, и для нас, следовательно, недоступны: через территорию рейха с ее сверхмощной плотной ПВО до них тебе не добраться! Под Берлином, где у них главный авиаполигон, тебе тоже делать нечего: там сейчас невиданная концентрация войск!
Выразительно посмотрев на майора, Судоплатов понизил голос:
- Твой шанс - на периферии! Смотри сюда... Расправив на колене карту, генерал указал на отметки, сделанные красным карандашом юго-западнее Вены и восточнее Праги:
- Здесь и здесь - еще две испытательные "точки" "Люфтваффе". На них гонялись именно высотные машины, в том числе и интересующий нас Me-163. Ставка наша на то, что там еще что-нибудь из этой техники осталось...
Позднее было еще множество инструктажей майора Р. в различных службах разведки, а главное - изнурительных тренировок, на которых отрабатывались все детали предстоящей операции. К январю 1945 года "группа захвата", наконец, была укомплектована, экипирована в униформу СС, обучена, до зубов вооружена трофейным стрелковым оружием и готова к действию.
В одну из темных ночей, стоя рядом с облезлым, без опознавательных знаков "Дугласом" и стараясь перекричать тарахтенье моторов, генерал Судоплатов в последний раз наставлял майора Р.:
- Можешь не сомневаться: в случае чего я похоронку на тебя вручу твоей жене лично! И детишек твоих мы пристроим, дадим образование... Но будет куда лучше, если ты уцелеешь, и мы, когда вы вернетесь назад с трофеем, выпьем с тобой за нашу Победу!..
О том, что было дальше, автору через годы после войны рассказал бывший военный переводчик Александр Драчук:
- Настал момент, когда я присоединился к разношерстной команде из 20 человек, собранных на подмосковной базе НКВД, и принял участие в подготовке перед заброской во вражеский тыл. Моей главной обязанностью было неотступное сопровождение во время грядущей операции молодого бравого "полковника СС" (как догадались читатели - "того самого" майора Р. - прим, автора), призванного сыграть там, за линией фронта, роль командира спецгруппы, якобы направленной из Берлина в Австрию и Чехословакию для уничтожения там новинок авиатехники рейха "во избежание их захвата славянскими ордами". Мы сутками гоняли под Москвой по перелескам внутри закрытой зоны на "опель-капитане", а наша команда - следом за нами, на двух крытых грузовиках "даймлер-бенц"; я тогда вдоволь настрелялся навскидку из "Вальтера" и "шмайсера", а наши ребята часами долбили из фауст-патронов по превращенному в решето довоенному танку Т-26...
Когда придирчивой комиссии из чекистов показалось, что мы действительно полностью перевоплотились в бравую "зондеркоманду", "Дуглас", дребезжа и проваливаясь в воздушные ямы, взял курс на запад...
С дозаправками на площадках подскока и массой приключений добрались, наконец, до неприметного городка на австрийской границе, на окраине которого тогда, в конце марта 45-го, располагался какой-то штаб 3-го Украинского фронта. Идея заключалась в том, чтобы за сутки - двое до прорыва наших передовых частей на Вену высадиться на испытательном аэродроме в ее пригороде и попытаться там захватить ракетный истребитель Мессершмитта. Подполковник из фронтовой разведки, сопровождавший нас почти до передовой, посоветовал делать решающий рывок к цели не ночью, а среди белого дня, на бреющем, причем не вокруг Вены, а прямо над ней! Что и было ювелирно исполнено нашим опытным, видавшим за войну всякое экипажем.
Сели, как учили, выскочили на бетонку, оцепили ангары... В приземистом здании аэродромных служб перехватили несколько растерянных "геноссе", приготовившихся драпать к американцам. Те сбивчиво рассказали нам, что все способное летать еще неделю назад было переброшено под Прагу, поближе к границе рейха.
За честное признание и важные сведения немцев мы отпустили, а сами связались по рации с Центром. Оттуда посоветовали "осмотреться и действовать по обстановке". С прицелом, ясное дело, на Прагу! Что именно мы пережили тогда на своем "наблюдательном пункте" в ближнем немецком тылу - не описать: ведь именно через нас фрицы плотным потоком выдавливались Красной Армией в западном направлении!..
После взятия Вены 13 апреля мы смотались туда, осмотрели город, отоспались в шикарной гостинице, после чего стали подтягиваться к чешской границе. Валентин Телятников, ветеран нашей компании, кавалер Ордена Славы всех трех степеней, успевший обнаружить в городе публичный дом "на ходу", предложил нашему командиру "заглянуть и туда для проверки морального состояния девушек-наложниц", но тот не дрогнул:
- Успокойся, сержант: могу поспорить на ящик коньяку, что комсомолок среди них не водится! Но идея хороша: на обратном пути мы твою гипотезу обязательно проверим!..
В ночь на 5 мая, когда в эфире открытым текстом пошли призывы восставшей Праги о помощи, мы поняли: пора! Снова набились в "Дуглас" и уже через полчаса лета, на рассвете, плюхнулись на посадочную полосу испытательного аэродрома в восточном предместье Праги. По дороге нас несколько раз продырявили с земли, а в момент посадки пришлось пережить и вовсе невообразимое: едва "Дуглас" чиркнул лысыми покрышками по бетонке, как навстречу нам с диким ревом пронеслась и свечой ушла в зенит пара самолетов невиданной нами конфигурации: со стреловидными крыльями и языками оранжевого пламени в торцах фюзеляжей. И в момент растворилась в сизой дымке. От неожиданности наши пилоты так рванули на себя штурвал, что "Дуглас" едва не стал вертикально...
Приземлившись и не выключая моторы, мы мигом развернули самолет поперек полосы и, как оказалось, не напрасно: оказывается, следом за первой парой собирался взлететь еще один Me-163, который замешкался на минуту потому, что его пилот забыл в штабном домике портфель с секретными документами.
Растерянного летчика мы схватили и на нашем самолете без пересадки перебросили в Вену; его машину закупорили в глубоком боксе, выставив вокруг него плотную охрану из наших с пулеметами. И запросили по радио подмогу. Которая вскоре и прибыла в лице роты бравых ребят из фронтовой разведки...
Чуть раньше описанного события в марте в Советском Союзе организуется Особый Комитет с чрезвычайными полномочиями и задачей: приступить немедленно к демонтажу военных заводов поверженной Германии в нашей оккупационной зоне и в странах Восточной Европы, освобожденных Красной Армией. Двадцать шестого апреля в Берлин прибывает госкомиссия во главе с генералом Н. Петровым. Вскоре в ее руки попадает бесценная документация на десятки типов немецких самолетов (главным образом реактивных и ракетных) и ракет, тысячи отчетов о всевозможных продувках и испытаниях моделей и натурных образцов, а также двигателей; образцы наземных, морских и самолетных локаторов и многое другое; архивы сотен институтов, КБ и фирм... В июле в Германию прибывает еще одна комиссия; в ее составе - генерал-майор Василий Сталин и заместитель Берии генерал Иван Серов. Через месяц работы комиссия докладывает "вождю народов" трагический вывод о том, что "современную, большую авиацию мы просто прозевали"...
В 1946 году в немецком гор. Галле СМЕРШ собирает под одной крышей более тысячи тамошних инженеров авиационного профиля с задачей воспроизведения многочисленных образцов германской авиационной (реактивной и ракетной) техники. В качестве приоритетной задачи им предписывается создать сверхзвуковой самолет с двумя ЖРД Вальтера от Me-163B. Прототипом для конструкторов служит "тот самый" самолет, который год назад был захвачен группой майора Р. в ходе операции "Молния". И чудо свершается: 29 сентября 1946 года со стапеля в строго охраняемом цехе скатывается аппарат с короткими стреловидными крыльями, герметичной пилотской кабиной (в ней он располагается лежа лицом вниз и головой - вперед по курсу), а также с лыжей вместо привычного шасси. Вся информация об этом самолете строго засекречивается. Что касается дальнейшей судьбы созданной модели, то она так и осталась неизвестной автору, хотя судьба в конце 80-х годов и свела его с ее испытателем. Да еще где: на окраине Москвы, в Теплом Стане, где тогда, в 1947- 1948 гг. располагался испытательный аэродром Минавиапрома. Но рассказ этого непревзойденного аса, Героя Советского Союза Ивана Федорова автору об этой эпопее - это совсем иная история...
Примечание: Техническая справка о ракетном перехватчике Ме-163В:
- 1943 год - совершение первого полета;
- ЖРД - один, тягой 1,7 тонны;
- длина самолета 5,7 м;
- высота - 2,74 м;
- размах крыла 9,32 м;
- взлетная масса 4,3 т;
- масса пустого самолета 2,0 т;
- дальность полета 80-100 км;
- максимальная скорость полета 900 км/час;
- "потолок" 12 км;
- вооружение - 2 пушки калибром 30 мм.