425 лет назад началось летоисчисление по ныне действующему григорианскому календарю 24
февраля 1582 года
Советская Россия перешла на григорианский стиль с 14 февраля 1918 года, через 336 лет после Европы. Все даты, попавшие в этот трёхвековой период, подверглись пересчёту, уточнению, приносящему путаницу. Русская Православная Церковь до сих пор пользуется юлианским календарем, но механическая привязка к церковному календарю тоже не уточняет светских дат. А вот народный месяцеслов испокон веку не меняется.
В новой календарной реформе таилось не просто хаотическое смешение, а новое мировоззренческое потрясение. В 1918 году по декрету, подписанному В.И. Лениным, сразу после 1 февраля наступило 14-е число. Мы "догнали" Европу и окончательно "сдвинули крышу" в календаре. Учёные, историки, писатели логично порешили считать все даты до 14 февраля 1918 года - по старому стилю, а после ленинского рубежа - по новому. Но рвению революционеров не было предела, и Большая Советская энциклопедия взялась пересчитывать даты. Конец! - Мы очутились в безумном, бессистемном календаре. Ведь 13 дней разницы пригодны для пересчёта дат ХХ и ХХI веков. В ХIХ веке разница составляет 12 дней, а в ХIII и ХII - 7 дней и т.д. От этого происходят невообразимые вещи. Дмитрий Донской вывел свои войска для решающей битвы на Куликово поле в день Рождества Богородицы (8 сентября по церковному календарю или 21 сентября по новому стилю). Составители некоторых календарей, например "Военного календаря", добросовестно пересчитывают даты, и Куликовская битва приходится на... 16 сентября. Но день Рождества Богородицы считается ещё и днём рождения Русского государства, что и запечатлено на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде.
Ну, это, так сказать, теоретические календарные заморочки, которые, впрочем, внесли такую путаницу в умы, что люди блуждают в собственной истории, которая и без того искажена политически. Но последние вмешательства Думы в календарь и объявление новогодних каникул в разгар Рождественского поста смутили душу и вконец всё запутали.
"Вот и канун Рождества - Сочельник. В палево-дымном небе зеленовато-бледно проступают рождественские звёзды. Вы не знаете этих звёзд российских: они поют. Сердцем можно услышать только: поют и славят", - так писал в эмиграции мой замоскворецкий земляк Иван Шмелёв. Очерк тоскующего по России писателя "Рождество в Москве" читается сегодня как фантастика, грёза о неведомой жизни. Каково читать про поющие небесные звёзды, когда терзают слух по всем программам искусственно сконструированные телевизионные "звёзды" с их бесовским репертуаром. Но на телевидении каникулы понимают только так, и пока их навязывают - антипост обеспечен.
Постоянный и въедливый читатель "Русского Дома", слушатель моих теле- и радиопрограмм пенсионер В.Г. Носов поучает меня: "Вероятно, лучше придерживаться какой-нибудь одной выбранной системы пересчёта ".
Могу согласиться и тоже склоняюсь к этому, особенно, когда дата ясно привязана к православному календарю, как Куликовская битва - к празднику Рождества Богородицы, но как может придерживаться единой системы увлекающийся Бобров или даже скрупулёзный Носов, если нет единой государственной системы! И потом, твёрдый совет пенсионера хорош для клерикального государства, потому что, придерживаясь только православного календаря, мы внесём разночтения в другие официальные даты, включая международные события. У турок Измаил пал 22 декабря 1790 года, а в нашем календаре Дней славы России - 24 декабря. Почему-то к нецерковному событию просто прибавили 13 дней, как в ХХ веке. Уж лучше было бы оставить 11 декабря.
И так можно спорить до бесконечности по поводу любой даты, пока не будет предпринята хотя бы попытка унификации и логического подхода на общероссийском уровне. Что же надо сделать, чтобы прекратить эту безумную раздвоенность, вернуться к нормальному календарному циклу, поставить мозги и душу на место? Безусловно, провести ещё одну реформу календаря. Ну, раз Дума что хочешь с ним делает, а президент утверждает: мол, привыкнут! - надо чтобы к чему-то разумному привыкали. Например, к единообразию дат, форме и сути праздников. Лучше всего, если бы государство вернулось к историческому, более близкому и подходящему для нашего природного цикла, для вековых традиций юлианскому календарю. Даже самобытно получится: будет нас весь мир на Обрезание Господне, 14 января, с Новым годом поздравлять, как поздравляем мы Запад с Рождеством 25 декабря, а Китай - с Новым годом в феврале. И уж во всяком случае, надо было бы Федеральному собранию в поправках к трудовому кодексу, в разделе о праздничных днях или в другом документе сделать поправку, вернуться к логическому использованию дат: до 14 февраля 1918 года - только по старому стилю, как и запечатлено это в документах, исторических трудах, художественной литературе. Чего уж проще! Тем более, исторические примеры есть.
Но, сдаётся, в больной и разворованной стране многие не хотят ясности и гармонии, начиная с краеугольных законов о земле, лесе и воде до земного и обоснованного национального календаря. Так что, не в папе Григории и в его булле дело, а в самой России.