Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Февраль 2007

Содержание номера       Главная страница номера

"Возьми Крест свой…"

Людмила Владимировна КУЛИКОВА

Иерей Василий Носов

11 февраля - Собор новомучеников и исповедников Российских

Судьба священника Василия Носова и его семьи - всего лишь одна страничка в трагической истории Русской Православной Церкви XX века.

Скорее всего, полностью эта история на земле никогда не напишется. Но веруем, что она живёт, по Слову Божию, на небесах.

Иерей Василий Носов ради Бога оставил и жену, и детей своих. А было их у священника девять…

Родился и вырос он в простой казачьей семье на Кубани. Однажды в юности в пророческом сне он увидел будущую революцию, все ужасы гражданской войны, победу варваров в "остроконечных шлемах со звёздочками", рабство, воцарившееся в стране.

Подобные видения посылались Василию Носову довольно часто, он рассказывал о них в концлагере архимандриту Гавриилу (Игошкину), ныне прославленному как новомученик. Архимандрит вспоминал о своём товарище по несчастью так: "Это был кроткий, смиренный и благочестивый человек, глубоко верующий и весьма рассудительный. Безропотно он нёс свой тяжёлый крест. Он был избранник Божий, и много чудесных событий, произошедших с ним по воле Божией, он нам рассказывал. Мы беседовали в свободное время, и это было для нас великой поддержкой".

Вся священническая жизнь отца Василия Носова связана с Челябинской областью. Матушка Анастасия была под стать ему: красивой, любящей, преданной, настоящей русской женой. Их семья для всех стала образцом любви и верности.

Всё у них шло во славу Божию. Семья росла, прихожане любили. Самоотверженное отношение отца Василия к службе ценилось не только простыми людьми. В архивной ведомости за 1916 год сохранилась оценка его поведения со стороны благочинного надзора: "отлично".

Вот таким и застал его Октябрьский переворот 1917 года, который он когда-то видел в пророческом видении. Начались гонения на Православную Церковь.

Патриарх Тихон вступил в борьбу с властями за сохранение Православия. Иерей Василий Носов остался верным Патриарху Тихону до конца своих дней.

Город Миасс, где служил отец Василий, относился к епархиальному управлению, глава которого возглавлял на Урале обновленческий раскол. От отца Василия требовали принять позицию обновленцев. Но, как свидетельствует Екатерина Васильевна Колюбакина, родная дочь о. Василия Носова, её отец принял твёрдое решение: не изменять Патриарху и Церкви Христовой. Расплата последовала тут же. В 1923 году его арестовали и без всякого суда продержали полгода в тюрьме. Мы в Челябинском архиве нашли анкету ОГПУ, заполненную рукой отца Василия. Там написано: "Арестован в 1923 году органами ГПУ за непризнание обновленчества". И, по найденным нами документам, храм Петра и Павла, в котором служил отец Василий, к обновленческому расколу никогда не принадлежал.

Через полгода его освободили и разрешили служить. О том, как это было трудно, свидетельствует такой факт. Обновленцы, стремясь захватить власть в епархиях, организовали т.н. институт уполномоченных. Эти уполномоченные пользовались большими правами, они открыто служили ГПУ. А это значит, что и в Миассе, и в Петропавловском храме - везде были их люди. И каждое слово в проповедях отца Василия бралось ими "на заметку". Конечно, он знал об этом. Наверное, старался быть осторожным. Семья-то росла! И он был единственным кормильцем. Но лгать пред Богом и людьми не мог.

Иерей Василий Носов и матушка Анастасия с детьми

Так же он воспитывал своих детей. И какая это была счастливая семья! Пять сыновей и четыре дочери. В короткие промежутки, когда батюшка был на свободе, как радостно они жили! Много читали вслух, вместе молились, всей семьёй дружно ходили в храм. Была, конечно, и строгость к детям, но воспитывали здесь любовью.

В начале 1929 года последовала очередная волна репрессий. К уже упомянутому уполномоченному пришёл секретный циркуляр от обновленческих лидеров: "К священникам, отказывающимся от перехода в обновленчество, применять административные меры, отправлять их на принудительные работы по заготовке леса, содержать под арестом. В случае необходимости обращаться за помощью в ГПУ".

Отец Василий снова арестован. Начались допросы. Отец Василий держался мужественно, у него даже хватало сил для юмора. Его уголовное дело читается, как захватывающий роман.

9 апреля 1930 года т. н. судебная "тройка" приговорила Василия Михайловича Носова к 8 годам исправительных работ в концлагере. Отправили его этапом в Пермскую область. Работали на заготовке леса, за невыполнение нормы избивали. Наказывали по-всякому. Например, так. Выводили на сорокаградусный мороз босиком, держали по 2-3 часа, да ещё под ноги лили холодную воду.

Вот в таких условиях возникла дружба между архимандритом Гавриилом и иереем Василием Носовым.

В 1932 году началось строительство Беломоро-Балтийского канала. Василия Носова как физически крепкого человека отправили туда. 20 месяцев строился этот канал, а погибли здесь более 300 тысяч человек.

Совсем несложные расчёты дают страшную цифру - 500 человек в день! Рядом с батюшкой каждый день погибали 500 узников. А он проработал здесь от начала строительства до его конца. Замёрзшие за ночь трупы надзиратели собирали и, как брёвна, бросали в телеги. Говорят, их бетонировали в дно и стены канала. Каким сильным духом надо было обладать, чтобы всё это выдержать…

В соответствии со сталинским указом, всех заключённых, которые здесь выжили, "за добросовестный труд" досрочно освобождали. Так досрочно был освобождён и батюшка, отбыв 5 лет из 8.

А в доме Носовых незадолго до его возвращения с каторги, неизвестно почему, начал куриться ладан. Был сильный запах и голубые струйки по всему дому. И старший Георгий сказал:

- Папа скоро вернётся!

Сколько радости было в доме, когда это случилось...

Последний период свободы и семейного счастья длился два года, с 1935 по 1937 год.

Официально служить в церкви ему не разрешили, но работы хватало и так. Батюшку любили, и совершать требы на дому приглашали постоянно. Шёл 37 год, страшный для всей страны. А в отношении Церкви решение с самого верха богоборческой системы было такое: уничтожить её как организацию. 17 февраля 1937 года отец Василий был опять арестован. Его обвинили в том, что он состоит членом контрреволюционной организации церковников тихоновской ориентации и ведёт борьбу с Советской властью. Были арестованы 20 человек, почти все священники, не принявшие обновленческого раскола.

12 апреля арестованным был зачитан приговор. Главным в этой группе был объявлен епископ Омский и Челябинский Антоний (Миловидов), его приговорили к расстрелу, а остальным вначале, казалось, подарили жизнь, присудили разные сроки заключения. Отцу Василию по этому первому приговору дали 10 лет. А дальше получилось так. Они рискнули написать жалобу в Верховный Суд РСФСР.

Но дело в том, что в НКВД выполняли т. н. "расстрельный приказ" от 30 августа 1937 года. Его суть, в отношении Челябинской области, заключалась в следующем: органам было приказано репрессировать 6000 человек, и из них 1500 человек - расстрелять! Эти цифры нами не придуманы, они взяты из рассекреченных архивных документов НКВД. Кто сомневается в истинности сказанного, может сам обратиться к книге "Памяти жертв политических репрессий", изданной в Ульяновске в 1996 году.

4 октября 1937 года 20 священнослужителей были расстреляны. Среди них и иерей Василий Носов. Это произошло в Челябинске на заброшенной шахте с романтическим названием "Золотая горка"...

У Василия Носова осталась огромная семья. И вряд ли она бы выжила в стране Советов без помощи Божией. Ведь речь шла о детях врага народа! Но Бог поругаем не бывает. Он не оставил без попечения жену и детей Своего угодника.

Вспоминает Екатерина Васильевна: "Мама старалась заработать где могла. И Господь во всём нам помогал. И добрые люди оказывали нам помощь, без этого ей было бы трудно поставить нас на ноги. Всем детям мама дала высшее образование, а, главное, воспитала нас верующими людьми. Мы никогда не слышали от неё ропота на судьбу. Часто вспоминала папу, как он любил повторять: "Это счастье, что я священник. И как бы трудно мне ни было, от Господа я никогда не откажусь. Пусть меня замучают, но я Господа не предам. А вас Он не оставит".

Анастасия Павловна много раз обращалась в органы с просьбой найти мужа. И всегда получала лживый ответ, что он осуждён на 10 лет.

И только в 1958 году, после обращения к Н.С. Хрущеву, в КГБ признались, что Василий Носов был расстрелян ещё в 1937 году. Пересмотрели его уголовное дело, признали невиновным. Василий Носов был полностью реабилитирован.

Анастасия Павловна умерла в день убийства мужа, 4 октября 1993 года, на 98 году жизни…

Судьба священника Василия Носова и его семьи - всего лишь одна страничка в трагической истории Русской Православной Церкви XX века. Скорее всего, полностью эта история на земле никогда не напишется. Но веруем, что она живёт, по Слову Божию, на небесах. В той жизни, которую мы себе и представить не можем. Можем только веровать, что истинно каждое Божее слово, к нам обращённое. "И всякий, кто оставит… дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную".

Собранные материалы о священномученике Василии Носове представлены на рассмотрение в Синодальную комиссию по канонизации святых Русской Православной Церкви.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы