Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Февраль 2007

Содержание номера       Главная страница номера

СТОЙ ТВЁРДО!

Надежда Александровна ИЛЬИНА

  1900 лет со дня перенесения мощей священномученика Игнатия Богоносца 11 февраля 107 года

"Cтой твёрдо, как наковальня, по которой бьют, - писал свт. Игнатий Богоносец своему другу свт. Поликарпу, - великому борцу свойственно принимать удары и побеждать... Для Бога должны мы всё терпеть, потому что и Сам Он потерпел за нас". Этим двум ученикам апостола Иоанна Богослова претерпеть пришлось немало, но они стояли твёрдо и жизнь свою отдали за Христа. Священномученик Игнатий не просто так признан Церковью Богоносцем. Он действительно носил Самого Бога в своём сердце, - а это надо заслужить. К этому все мы призваны, но у нас, по словам преп. Серафима Саровского, решимости не хватает. Игнатий был мужественным и решительным полководцем на поле брани за стяжание благодати Святого Духа, потому и стал Богоносцем.

По преданию, Игнатий - это то самое дитя, которого обнял Спаситель и сказал: "Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное" (Мф. 18, 3). Конечно, не случайно, что именно он стоял тогда ближе всех к Богу. Юношей Игнатий неотступно следовал за ап. Иоанном Богословом, и не только каждое слово апостола принимал в своё сердце, но и дух его, дух великой любви к Богу самого любимого ученика Христа.

Учеников апостолов именуют в истории Церкви "мужи апостольские". В этом именовании - и мужество, и преемственность апостольского служения. Все они, как апостолы, отдали жизнь проповеди Евангелия, основанию Церкви Христовой, приняли мученическую кончину.

Свт. Игнатий Богоносец был епископом Антиохийским. Во епископы его поставил сам ап. Пётр. Ревностный пастырь, он защищал христиан от нападения еретиков. Уже тогда, при самом основании Церкви, их было много. Они приходили к простодушным первым христианам, называли себя тоже христианами и говорили о том, что христианство - это только дополнение к иудейству, а Христос - не Сын Божий, а один из пророков.

Малое Христово стадо было в растерянности. Ведь если Христос не Воскрес, то вера наша тщетна. - Не было нашего искупления, нет надежды на наше воскресение... Сколько и ныне таких "учителей". И, что удивительно, многие им с какой-то даже радостью верят. Впрочем, не удивительно. Трудиться над своей душой - лень. Со страстями расставаться не хочется. Решимости-то - нет. И потому, если воскресения нет - то всё дозволено: отвечать ни за что и ни перед кем не придётся...

Придётся, даже ещё и на этом свете за всё ответим. И на том, если не раскаемся. Этому-то и учил нас Христос, апостолы и мужи апостольские. Но нам легче, "для здоровья" по снегу бегать, по-язычески от деревьев "энергией заряжаться" - это ереси нашего времени. Их всё больше. Святитель Игнатий пишет свт. Поликарпу: "Умоляй всех, чтобы спасались, старайся о церковном единении, лучше которого ничего нет. Пастырь несёт ответственность за каждую душу, если она по его нерадению погибнет.., не строгостью, а любовью привлекай в ограду Матери Церкви. Ко всем снисходи, как к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви... Носи немощи всех.., где больше труда, там больше приобретения", - эти слова ведь и к нам обращены. И мы (все христиане - род царственный, освящённый) несём ответственность за души наших ближних. Не нравоучениями должны мы помогать друг другу в деле спасения, а любовью, снисхождением, терпением. Нас-то Господь терпит. Вот оно, настоящее-то христианство. Ему и учил всю жизнь свт. Игнатий Богоносец. Он писал: "Если любишь только добрых учеников, ещё нет тебе кротостью... Во всём будь мудр, как змия и незлобив, как голубь".

Покорение древнего государства даков было последним крупным завоеванием Древнего Рима при императоре Траяне. Во всей империи по случаю победы он всем повелел приносить жертвы языческим богам. В 107 году Траян прибыл в Антиохию, сам встретился со свт. Игнатием, зная о его авторитете среди христиан, которых тогда в империи было уже довольно много. Уговаривал святителя прилюдно принести жертву (ну, просто "для видимости", в душе пусть себе остаётся христианином). Но так не бывает. Если бы муж апостольский, пастырь, принёс жертву - разбрелись бы все овцы Христовы. Впрочем, такое и представить себе невозможно.

Император повелел отдать святого на растерзание львам на арене римского цирка. Недолго могло просуществовать государство, жители которого любили подобные кровавые зрелища. Это и к нам относится, к нашим хладнокровно-заворожённым посиделкам у "ящиков", где реками льётся кровь.

Мужество и готовность святителя к мученическому подвигу засвидетельствована римскими воинами, сопровождавшими его из Антиохии в Рим. Они тоже стали христианами и мучениками. На пути ему была Богом дарована встреча с другом во Христе Поликарпом, епископом Смирнским. В пути он успел написать ещё шесть посланий христианам. Бесценное для нас наследие: какая вера, какая радость духа в человеке, идущем на смерть за Христа!

Львы растерзали его, но сердце не тронули. По преданию, палачи, слышавшие от свт. Игнатия о том, что Христос - в его сердце, решили проверить: так ли это? Они разрезали сердце и увидели там золотом начертанное имя Иисуса Христа. Всё может быть по воле Божией. Во всяком случае известно, что Траян раскаялся в том, что приказал казнить праведника, и прекратил гонения на христиан. Разрешил беспрепятственно перенести мощи свт. Игнатия Богоносца из Рима в Антиохию.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы