Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Январь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

  Как-то одна моя неверующая знакомая, когда я рассказывала ей о подвигах святых, сказала мне: "Совсем не обязательно быть христианином, чтобы совершать подобные подвиги и иметь такие добродетели. Я знаю много благородных людей, не верящих в Бога, но способных к самопожертвованию ради других. Докажи мне, что они уступают в чём-то христианам". Я не смогла найти подходящего ответа. Действительно, не по делам ли нас будут судить? А если так, то не являются ли такие люди христианами, сами не зная того?

М. Белокурова, г. Александров

Какая разница между героем и святым, между благородным человеком и настоящим христианином? Существует много видов человеческого благородства и героизма, но это всё ещё не делает нас учениками Христовыми. Даже язычники, говорит Христос, могут вести себя точно так же, не становясь от этого христианами. Они отдают порой свою жизнь за правое дело, являют необыкновенную широту и щедрость. Более, порой, чем верующие, они вызывают восхищение у всех. Но совсем не факт, что, поступая так, они уже идут вслед Христу.

Чего же им недостает? Где проходит граница между гуманистической добродетелью, достигаемой похвальными усилиями, и чудом, которое Бог совершает в Своих святых, между добром, которое всякий человек может сам осуществить, и добром, которое Бог может осуществить в человеке?

Можно подумать, что разница - количественная: христианская добродетель идет всегда дальше, до полной самоотдачи. Но это не обязательно так. Некоторые подвиги неверующих в Бога людей и аскеза, сопутствующая им, превосходят подвиги даже самых великих святых, которым, разумеется, и в голову не приходило превзойти других в какой-либо области.

Так где же проходит эта граница? Какая добродетель является неотъемлемым свойством ученика Христова, о которой даже не подозревают те, кто никогда не имел общения с Ним? В том-то и суть, что она предполагает встречу со Христом и узнавание хотя бы в самой малой степени Его Божественной любви. Это узнавание не обязательно сразу расширяет границы нашей любви, но оно самым коренным образом меняет ее качество. Отныне это совершенно иная любовь, она - за пределами всего, что может представлять подвиг самого выдающегося из людей. Это качество - по образу и подобию Бога, Который заповедует нам: "Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас".

То, что Бог добр по отношению к добрым, - в этом нет ничего удивительного; то, что Он согревает солнцем достойных людей, - и язычники поступали бы так же. Но то, что Он добр по отношению к злым, что Сын Божий умер за людей, когда они еще были грешники, что Он дарит солнце равным образом для тех, кто любит Его и для тех, кто отвергает Его, - это то, что не может вместить естественный человеческий разум. Это то, что Бог утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам (Мф. 11, 25).

Как достигнуть такой любви? Как научиться благословлять проклинающих нас? Как ударившему тебя по щеке вместо того, чтобы нанести ему ответный удар за личную обиду, подставить и другую щеку, предавая свою жизнь суду Божию? Как не быть слишком настойчивыми в защите наших личных прав, когда нас лишают их? "Отнимающему у тебя верхнюю одежду, не препятствуй взять и рубашку". Как предпочесть уступить обидчику, вместо того, чтобы сражаться за своё? И как от взявшего у тебя твоё не требовать назад? Если Промысел Божий испытывает наши личные отношения с людьми на такой глубине - вместо того, чтобы воспользоваться тем, что закон на нашей стороне и употребить его против других, - не лучшели сказать вместе с первыми учениками Христовыми: "Вот мы оставили все, и последовали за Тобой"? (Мф. 18, 28).

Единственный путь для достижения такой любви - в том, что мы любимы Богом такой любовью. Жизнь дается для того, чтобы мы поверили этой любви, узнали её и последовали за нею. Так поступая, человек уподобляется Богу, ибо только Бог, ставший человеком, поступает так. Только Он даёт нам силы жить по этой любви. И потому самое главное в жизни - вера во Христа и вера Христу, Победителю ада и смерти. Уберите Христа, и всё наше добро и зло будут иметь относительное значение, потому что никто не сможет победить грех и смерть.

На каком основании христиане, постоянно говорящие о своей благожелательности ко всем, не допускают, чтобы рядом со Христом стояли Будда, Магомет, Конфуций? Ну, пусть не рядом, но ведь они тоже - гении духовности. И у них последователи - миллионы, среди которых немало выдающихся учёных, писателей. Что же, они все погибнут? Мне кажется, в современном плюралистическом мире христианам следовало бы поучиться у великого философа-атеиста Спинозы, который называл Христа "величайшим из философов"

С. Мостовой, г. Кривой Рог

"Спасение тех, кто не уверовал во Христа, - говорит святитель Феофан Затворник, - тайна Божия". И вера Церкви - в том, что спасающиеся спасаются Христом. Не потому, что они Его познали, но потому что Он познал их, и дал Свою жизнь "за многих". Снова и снова мы слышим, что христианство не означает знание о Христе, оно означает знание Христа. И для этого требуется не земная мудрость, а небесная благодать. Трудность для современного человека в исповедании того, что составляет центральный пункт нашей веры, не объясняется только боязнью явиться нетолерантным, чуть ли не сектантом. Она происходит часто из-за отсутствия личного благодатного опыта веры. Многие, несомненно, готовы наградить Христа золотой медалью, отдавая серебряную и бронзовую другим основателям мировых религий, которые выработало человечество. Но для христиан с самого начала Христос далёк от того, чтобы быть просто первым - по отношению ко второму и третьему. Он - "Первый и Последний", свидетельствует Откровение (Откр. 21, 6). Он - всё.

Но во все времена это остаётся сокрытым "от мудрых и разумных" и "открывается младенцам". "Посмотрите, братия, - говорит Апостол, - кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных" (1 Кор. 4, 26). Мы знаем, что это не означает приглашение к невежеству или посредственности. Это означает призыв ко всем выйти из ограниченного представления о мудрости, чтобы войти в мир не знающей границ мудрости Божией. Существует Откровение, дающее возможность людям видеть мир так, как Бог его видит. И для того, кто достигает его, - это взгляд истины, которой нет цены.

Почему в книге родства Иисуса Христа, которая читается в храме за неделю до Рождества, упоминаются предки праведного Иосифа, а не Божией Матери? И почему среди них называются те, чья жизнь не была образцом праведности?

Кирилл Огуреев, Калужская обл.

Эта родословная заканчивается именем праведного Иосифа, "мужа Марии", - как сказано в Евангелии, - "от Которой родился Иисус, называемый Христос". И далее мы слышим в Евангелии, какое место занимает праведный Иосиф в родословной Христа. Она действительно не есть в полном смысле родословная Христа. Однако Господь принимает праведного Иосифа и всех людей, имена которых мы слышали, за Своих предков.

Тем более мы не являемся Его наследством по крови. Однако Он называет нас Своими родными и Своими чадами. Это совершается по дару Его благодати. Как избрание Избранной от всех родов Пречистой Его Матери и как избрание праведного Иосифа быть Её обручником. Мы не можем сравнивать себя с кем-либо из великих избранников Божиих, но Рождеством Христовым мы все вступаем с Богом в родство.

Эти имена родословной говорят, что Христос восхотел воспринять всех предков праведного Иосифа, тех, от кого Он не родился, но которых Своей Божественной благодатью Он возводит в достоинство Своих предков, предков Христа Мессии. В этой родословной мы встречаем имена достойнейших святых людей, возлюбивших более всего Бога, Божие добро. Таких как Авраам, Исаак, Иаков, Вооз, Езекия и Иосия. И имена людей, о которых, по существу, ничего не сказано, потому что о них ничего не известно. Людей, которые не оставили в истории никакого яркого следа - ни плохого, ни хорошего. Таких большинство. Большинство таких людей в истории рода человеческого. И в этой родословной большинство таких. Следует череда неизвестных людей, о которых Священное Писание ничего не сообщает, кроме их имён. Мы знаем, что эти Елиаким, Азор, Садок, Аким, Елеазар, Матфан - люди из какой угодно среды и какого угодно происхождения.

Но самое поразительное, что в родословной Спасителя мы находим имена людей, совершивших тяжкие постыдные грехи, прелюбодеяния, убийства и идолопоклонства. Однако и они, - оттого что Бог был для них единственным смыслом и надеждой в жизни, - несмотря на свои падения, продолжали, падая и вставая покаянием, - и с ними всё человечество - свой путь к Богу. Здесь начало Евангелия, поистине благой вести для всех людей. Бог, ставший человеком, принимает их в Своё родство. Из какой бы то ни было среды, с какими бы то ни было грехами. Всех без единого исключения принимает Христос. И мы знаем, что Он будет постоянно называть Себя Сыном Давидовым не только за любовь Давида к Богу и за кротость Его, но и потому что Давид не уберёг себя от страшных грехов. Горе было бы нам, если бы в родословной Христа были только безупречные по чистоте и вере люди, если бы Бог наш был только Богом Авраама, Исаака и Иакова. Мы понимали бы, что Его жизнь - не наша жизнь. Но это не так, и надежда наша велика.

Как хорошо, что Церковь напоминает нам об этом накануне Рождества Христова! Он плоть от нашей плоти, Он от нас, От берёт на Себя грехи Своих предков и наши грехи. Со слезами любви и благодарности приблизимся к источнику нашей радости. Будем читать и перечитывать в Библии историю мужей и жён, описанных в этой книге, и находить в них свою жизнь. Это история нашего усыновления Богу, история нашего прощения. Приготовиться к Рождеству Христову значит приготовиться к тому, чтобы принять дар от Бога - Его любовь, Его прощение, Его родство. Принять Того, Кого никакой человек не отпугивает, никакой грех не отталкивает, никакой грешник не приводит в отчаяние. И только этой Его любовью может измеряться наше покаяние. Придя в мир, Он взял на Себя судьбы всех людей, грехи всех людей, жизнь и смерть всех людей. Принесём новорождённому Богомладенцу, как воспевает Церковь непрестанно в своих стихирах, золото, ладан и смирну - нашу веру, надежду и любовь. И наше благодарение и хвалу за Его родословную от лица всех тех, с кем Он восхотел быть в вечном родстве.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы