Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Январь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Русская суть языка

  2007 год - Год русского языка

Президент России предложил объявить 2007 год Годом русского языка. Об этом российский лидер заявил 4 ноября на государственном приёме, посвящённом Дню народного единства

В Комплексной целевой среднесрочной программе "Патриотическое воспитание молодёжи Москвы на 2007-2009 гг.", принятой правительством Москвы, прямо говорится о "Воспитании языкового патриотизма в процессе обучения русскому языку и чтению (смена знания языка на любовь к родному языку)". - Благодатная смена, если современная сфера бытования языка от СМИ до издающейся литературы поможет эту любовь воспитать.

Памятник Бояну в Трубчевске

В России 2007 год станет Годом чтения. Об этом сообщил глава Книжного союза России, председатель Счётной палаты Сергей Степашин, выступая на X Всемирном Русском Народном Соборе. Россия входит в первую пятёрку по количеству издаваемых книг, отметил Степашин. Вместе с тем, первые места по этому показателю, а также по количеству прочитываемых книг занимают Китай и Индия. Напомним, что согласно проведённым опросам, 37 % россиян вообще не читают книг, 52 % - никогда их не покупают, и только 23 % считают себя активными читателями. Любопытен комментарий информационного агентства: "Опрос показал, что люди предпочитают детективные и любовные романы классике типа Льва Толстого, Пушкина, Достоевского и Чехова". Разве это стиль - "классика типа…"? Сленг и стёб переполняют печатные и электронные СМИ.

Журнал "Русский Дом" открывает новую постоянную рубрику "Год языка и чтения" (или - В защиту русского языка") и напоминает стихи Ярослава Смелякова:

Владыки и те исчезали

Мгновенно и наверняка,

Когда невзначай посягали

На русскую суть языка.

Журнал "Русский Дом" и Международный фонд славянской письменности и культуры снова обращаются к истории, к нашим языковым корням, к истоку национальной поэзии - великому "Слову о полку Игореве" и начинают духовно-патриотическое движение.

По замышлению Боянову

Безвестный автор великого памятника древнерусской литературы и устной, гусельной поэзии - "Слово о полку Игореве" с первых же строк ссылается на опыт своего предшественника и учителя Бояна, которого, как явствует из текста, он знал лично: "Пусть начнётся песнь эта по былям нашего времени, а не по замышлению Бояна". Но при всей самобытности автора поэмы-плача он признаёт, что вещий Боян первым возвысился до идеи единения Русской земли и познакомил автора "Слова" с родной стариной, внушил любовь к ней, а ещё - идеализацию Владимира Красное Солнышко и всей эпохи единства Руси. По-видимому, об этом свидетельствует и долго сохранявшаяся память о Бояне. В "Задонщине" (поэма конца XIV века) говорится: "восхвалим вещаго Бояна, в городе Киеве гораздо(го) гудца" (по Кирило-Белозёрскому списку). Заветы, замышления Бояна - нужны сегодня и нам.

На западе Брянской области, на границе России с Черниговской областью Украины, раскинулся над рекой Десной славный город Трубчевск, где установлен в парке памятник Бояну, который, как считают местные краеведы, родился в этом древнем городе Черниговского княжества. В мае здесь проходит праздник в честь Бояна и Дня славянской письменности.

Международный фонд славянской письменности и культуры в мае 2007 года даст в Трубчевске старт первого Всероссийского праздника литературы и культуры, который станет не разовым торжеством, а двухлетней акцией, посвящённой 220-летию обретения величайшего памятника национальной литературы. В 1788 году собиратель древних рукописных книг А.И. Мусин-Пушкин приобрёл у бывшего архимандрита упразднённого Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского рукописный сборник (так называемый "хронограф"), в конце которого находилось "Слово о полку Игореве".

Следующий адрес праздника сразу становится понятен: древний Ярославль, город самобытной культуры и славных литературных традиций от Трефолева и Некрасова до Суркова и Розова. Далее маршруты праздника лягут по холмам и градам "Слова", по местам Игорева похода - от Новгород-Северского на Черниговщине до Белой Калитвы и притока Донца - реки Калитвы, которую исследователи принимают за Каялу из поэтического текста, от Галича до Киева, который встречает Игоря, вернувшегося из плена. Кстати, по преданию, и Боян окончил свой жизненный путь в Киеве.

Следует также особо выделить такие города и места проведения праздника, как Путивль, на стенах которого плакала Ярославна, Свислочь и Немига в Минске, которые упоминаются на страницах повести, Полоцкая земля и Владимиро-Суздальское княжество, которым правил четвероюродный брат Игоря "Великий княже Всеволод", как обращается он к могущественному современнику, который первым из владимирских князей принял титул великого князя. Наконец, Курск, потому что младший брат Игоря Буй Тур Всеволод был князем трубчевским и курским.

И на все эти театрализованные праздники Слова и Песни будет являться сам оживший Боян с гуслями, с горячими заветами великих предков, с готовностью выслушать новые поколения поэтов, сказителей и певцов. Ну а завершится двухлетняя череда праздников, фестивалей, литературно-музыкальных вечеров торжествами 24 мая 2009 года в Москве и в Подмосковье, где жил и творил Александр Пушкин, который прочитал "Слово" ещё в детстве, хранил перевод своего учителя Василия Жуковского и всегда отстаивал оригинальность и первозданность великого памятника, развивая традиции родной старины и легендарного Бояна.

Здесь названы только главные адреса праздника, обозначенные в тексте "Слова", в истории его обретения и бытования, но, конечно, к празднику первозданного слова, к истокам нашей культуры будут приобщаться все, кому дорога национальная литература и культура, кто ждёт песен, как вещих соколов Бояна.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы