Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Январь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Под покровительством воителя Димитрия

Александр Александрович АЛЕКСАНДРОВ

  900 лет назад, в середине января 1107 года, согласно "Повести временных лет", на Русь из Солуни (нынешние Солоники в Греции) была принесена великая святыня - частица мощей святого Димитрия Солунского, покровителя православного воинства и подмосковного города Дмитрова. В день памяти святого в Дмитрове было широко отмечено 1700-летие прославления великомученика в далёком 306 году

Сын воеводы Солуни, который был тайным христианином, с малых лет воспитывался в христианской вере и молился вместе с родителями. После смерти отца император Максимин сохранил юноше всё достояние и отцовскую должность, но приказал предавать смерти каждого, кто призовёт имя Христа. Однако Димитрий стал учить народ Солуни заповедям Спасителя, за что был заточён в темницу и 26 октября (8 ноября по н. стилю) пронзён копьями мучителей.

С древнейших времён духовный воевода у русских и у всех славян заслужил особое почитание; сербы и болгары молятся ему как заступнику, называют "отечестволюбцем" славянских народов. Славянский мир политически, а теперь и идеологически расколот, Черногория под влиянием Запада отошла от бывшей Югославии и создаёт свою непонятную церковь, обескровленная Сербия пытается бороться за единство страны, Болгария вступила в НАТО, но, как бы там ни было, мы должны чтить наши общие вековые святыни - последнее, что связывает славян.

В русских летописях имя св. Димитрия встречается на первых же страницах; о нём упоминает преподобный Нестор в рассказе о взятии Константинополя великим князем Олегом. По словам нашего летописца, своё поражение греки приписывали даже не храбрости славян, а заступничеству за них св. Димитрия. Русские издревле старались приобретать хотя бы малейшие частички его мощей, одежды, мира или даже персти от гроба его. Этим объясняется, почему во всех древних монастырях и церквах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или мира от святого. Особое почтение к памяти святого видно ещё потому, что наши властители часто называли своих первенцев именем святого воина. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Ивана II, Ивана Грозного, Алексея Михайловича.

"В лето 6662 родился князю Юрию сын Дмитрей, бе бо тогда в полюдье на реке на Яхроме, и со княгинею и заложи град во имя сына своего и нарече и Дмитров, а сына нарече Всеволодом". Так рассказывает летопись об основании младшего брата Москвы - Дмитрова. Другими словами, основатель города Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий назвал Дмитров в честь родившегося у него в 1154 году сына, известного в русской истории как Всеволод Большое Гнездо. По обычаю того времени при крещении Всеволод получил второе имя - Дмитрий в честь великомученика Димитрия Солунского, почитаемого на Руси.

В 1197 году, 810 лет назад, по инициативе Всеволода Большое Гнездо была привезена из Солуни в Успенский собор Дмитрова икона святого великомученика, написанная, по преданию, на его "доске гробной". Перенос иконы был внесён в святцы как праздник. В 1380 году Димитрий Донской повелел забрать святыню своего заступника в Успенский собор Московского Кремля. Но, как это часто бывало на Руси с древнейшими реликвиями, она затерялась в веках, в битвах и пожарищах. Вместе с тем, в Историческом музее сохранился список с неё, вложенный Дмитрием Годуновым в костромской Ипатьевский монастырь в 1586 году. Солунский воин в согласии с иконографической традицией XII столетия изображён в рост, опирающимся на меч и копьё. Обо всём этом узнают участники Рождественских чтений в дмитровской гимназии "Логос".

Обращаются к образу Димитрия Солунского и творцы наших дней. В одном из самых красивых городов Московии на торжествах в честь 1700-летия прославления святого, городу и миру была представлена новая картина одного из старейшин, заслуженного художника России Константина Александровича Прохорова - "Дмитровские святыни". Родился он в 1924 году в селе Караваево, до которого надо ехать из Москвы по Владимирскому шоссе, пересекая многочисленные притоки Клязьмы - Киржач, Шерну, Пекшу, Нерль, Сомшу, Воршу, Колокшу, Судогду. Какие былинные названия! Дед художника по матери Василий Федосеевич Писанов руководил церковным хором, а младшая сестра матери Полина училась рисовать у иконописца Стрюкова. Полина умерла совсем молодой, и её железные коробочки с масляными красками достались по наследству Константину.

Художник
Константин
Александрович
Прохоров

Художник не забывает своей древней Владимирской земли, мест, связанных с творчеством Исаака Левитана, создавшего здесь, на реке Пекше, 17 полотен, среди которых знаменитая картина "Омут". Но после долгих дорог, многолетней жизни в Крыму, сбылась его мечта о доме в Подмосковье, в живописном месте, у воды. В пригороде Дмитрова, в старинном селе Орудьеве, он построил свой дом и мастерскую. Светлые просторные комнаты, большое озеро под окнами. В неустанных трудах промелькнули три десятка лет. Святыни древнего Дмитрова, храмы и монастыри, цари и князья предстают перед нами сегодня на полотнах известного художника. А в центре последней работы - образ Димитрия Солунского. В давние годы слагались народные духовные стихи о помощи святого воина в битвах с Мамаем. В эти зимние дни наступления под Москвой 65 лет назад мы глядим на спасённый Дмитров, на памятники советским воинам, на возрождающиеся храмы и верим, что, несмотря на грехи наши, на вызывающе шикарную жизнь в горнолыжных отелях для новых русских, здесь, над холмами Клинско-Дмитровской гряды, простирается десница святого Димитрия, по-прежнему защищающая Русь.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы