500 лет назад, в 1507 году, появился на свет младенец Никон - будущий преподобный
Никандр
По заброшенной и разбитой лесовозами старой монастырской дороге, в глубь глухого леса, предстоит пройти
километров десять-двенадцать.
Узнав, в каком направлении надлежит двигаться, пускаюсь в путь к месту подвигов преподобного Никандра
Псковского, пустынножителя...
О Никандровой пустыни я слышал давно, читал и о самом преподобном Никандре, и о других псковских святых:
преподобном Савве, сербе, пришедшем спасаться среди псковских болот и основавшем здесь знаменитый Крыпецкий
монастырь, о пустыннике Евфросине, положившем начало не менее знаменитой Спасо-Елеазаровской обители...
Святой Евфросин и преподобный Никандр - из одного села. Евфросин родился за 130 лет до того, как в
1507 году появился на свет младенец Никон - будущий преподобный Никандр. Рассказы о подвигах святого односельчанина,
передаваемые из уст в уста, с младенчества возгревали в сердце Никона стремление к такому же чистому и
спасительному житию. Юноша, по слову летописца, "радостию и надеждою спасения весь окрылател".
...Когда едешь по дороге из Пскова в Порхов, видишь дорожный указатель: "Виделебье". Высящийся недалеко
от дороги каменный храм - и есть тот самый храм "во имя великого архиерея и Чудотворца Христова Николы",
где возносил свои первые молитвы ко Господу отрок Никон. Возле храма похоронены родители преподобного
Филипп и Анастасия, о чём говорит надпись на могильном кресте...
А пустынное место, где обрёл место для своих подвигов святой Никандр, находится не так уж и далеко
(в пятидесяти километрах) от его родного села, но в такой глуши, что даже теперь ближайшее селение отстоит
на семь километров от обители. А во времена, когда жил преподобный, только дикие животные и лютые разбойники
наведывались в эту пустынную местность, затерянную среди густых лесов и болот...
Она и сейчас пустынна, эта местность, где спасался преподобный. Когда идёшь по неширокой, когда-то
ухоженной монастырской дороге, то удивляешься необычайной тишине, наполняющей Никандровский лес. Иногда
скрипнет старое дерево, с шумом подымется тетеревиный выводок. Вот - небольшая деревенька Веснино, а дальше
- до самой пустыни, не встретишь ни одного человека...
В этом самом лесу преподобный Никандр просиял подвигами и чудесами в то время, когда Русская Церковь
испытывала нестроения, связанные с упадком монашеской жизни. Монастыри усваивали мирские обычаи и порядки,
всё больше удалялись от пустынного монашеского делания...
Душа юного Никона горела великим дерзновением к Богу. После смерти отца он в семнадцать лет уговорил
мать раздать имущество бедным и на церковь, а самой - принять монашество, что та с радостью исполнила.
Не имея никаких уз, связывающих его с мирской жизнью, Никон обошёл псковские обители, беседуя с монахами
и поклоняясь мощам святых, изучал Священное Писание, после чего отправился вместе с благоговейным человеком
Феодором в глухое непроходимое место на реке Демянке между Порховым и Псковым. Здесь они построили келью
и стали проводить жизнь в суровом подвиге поста и молитвы. Через некоторое время приняли постриг в Крыпецком
монастыре. Так Никон стал Никандром. Пройдя в монастыре искус общежития в тяжёлых послушаниях, преподобный
Никандр вновь удалился в лесную пустынь, оставив по себе в Крыпецах память как о необыкновенно строгом
подвижнике, обладающем кротким и любвеобильным сердцем.
Не один десяток лет провёл монах Никандр в пустыни, в аскетических подвигах, которые могут сравниться
с подвигами древних святых отцов. В безмолвии и уединении отшельник жил в молитве к Господу и уповании
на Него. Питался дикой горчицей, называемой в народе "ужевником", и другими травами, мужественно претерпевая
скорби пустынного жития.
Однажды разбойники напали на келью преподобного, отняли у него книги и иконы, а самого жестоко избили,
проколов ему бок копьём. Еле живой, преподобный Никандр молился за своих врагов. И так случилось, что
разбойники заблудились, три дня блуждали вблизи кельи преподобного. Один из них, который дерзко поносил
пустынножителя, упал в реку и утонул. Двое же других, устрашённые участью своего товарища, с покаянием
пришли к преподобному Никандру, который принял их ласково, простил всё и, дав назидание, отпустил с миром.
Он обладал даром прозрения и чудотворений. Одного пришедшего к нему помещика, никогда не видав прежде,
святой назвал по имени и предсказал чадородие его бесплодной супруге. Другого предупредил о скорой кончине.
Крестьянин Назарий, полтора года лежавший больным, велел нести себя в пустынь к Никандру. Преподобный
осенил его крестом, и больной крепко уснул, а на другой день встал совершенно здоровым.
Святой Никандр блаженно отошёл ко Господу на 76-м году жизни, приняв схиму, за 8 лет до своего преставления.
Его нашли в благоухающей келье, лежащим на рогожке, с крестообразно сложенными на груди руками. Произошло
это 24 сентября 1582 года, во время вторжения на псковскую землю войска польского короля Стефана Батория.
Это предсказал порховскому диакону Петру; святой, который часто приходил к старцу и подолгу беседовал
с ним о спасении души. Диакон похоронил святого возле дуба, и до сих пор в пустыни растут дубы, посаженные
возле того самого места...
...Ещё в начале пустынного жительства святому Никандру было откровение от Бога о том, что место его
подвигов станет местом спасения душ для многих людей. Первым, кто поселился в пустынной келье старца,
был инок Исайя, основавший здесь обитель с церковью Благовещения. От гроба святого стали истекать многочисленные
чудеса, росла и множилась слава о них. 29 июня 1687 года мощи святого были обретены нетленными. Вскоре
в Москве состоялось общецерковное прославление преподобного Никандра. И всё больше людей стало приходить
в поисках утешения и исцеления от болезней в Никандрову пустынь.
На протяжении столетий пустынь обустраивалась трудами многих настоятелей и усердием благочестивых жертвователей.
Царь Алексей Михайлович пожертвовал монастырю большие земельные угодья.
Одним из великих благодетелей обители был Государь Император Павел I. Преподобный Серафим Саровский,
родившийся в один год (1754) с Государем, говорил про него: "Император Павел Петрович как любил Церковь
святую, как чтил святые уставы Ея и сколько сделал для блага Ея, не многие из Царей Русских подобно Ему
послужили Церкви Божией...". Среди многих благодеяний убиенного Императора в отношении Русской Церкви
было восстановление монастырей, которые были закрыты или выведены за штат в правление Екатерины II. Коснулась
монаршая милость и обители святого Никандра. Многие тысячи богомольцев собирали крестные ходы с иконой
преподобного из Никандровой пустыни в Порхов.
К началу ХХ века пустынь представляла собой прекрасный архитектурный ансамбль, центром которого был
пятиглавый Благовещенский собор с голубыми куполами, сияющими позолоченными звёздами. Белая каменная монастырская
ограда состояла из двухэтажных братских келий, расположенных по периметру обители, с четырьмя жилыми башнями
по углам. Над монастырскими воротами высилась массивная колокольня с часами, на втором этаже которой размещалась
монастырская библиотека. Внутреннее пространство обители украшали плодовые сады.
Никандрова пустынь славилась великолепным внутренним убранством храмов и богатой ризницей.
Кроме чудотворных мощей святого Никандра, обитель была известна своими целебными источниками, которые
существуют и поныне.
За стенами монастыря были расположены несколько обширных гостиниц для паломников, вмещавших в свои
просторы до 4 тысяч человек, а также конный двор, разные хозяйственные постройки и мастерские, в частности,
кузница и квасоварня...
Безбожное лихолетье стёрло с лица земли всё, что создавалось поколениями православных русских людей
на этом святом месте.
Ныне пустынь восстанавливается.
Как и в прежние благословенные времена, стремятся православные люди в эту обитель, чтобы молитвой и
покаянием очистить свою душу и попросить у заступника и молитвенника нашего, преподобного Никандра, милости,
помощи и исцеления от недугов души и тела.
Дорогие братья и сестры!
Если вы можете оказать помощь в возрождении Никандровой пустыни, сообщаем реквизиты обители:
Псковское ОСБ № 8630 г. Псков, к/сч. 30101810300000000602, БИК 045805602,
р/сч. 40703810651010100937, ИНН 7707083893, Код ОКОНХ: 96130; код ОКПО: 02810364
или почтовым переводом:
182648, Псковская обл., Порховский р-н, Дубровенская волость, п/о Загоска, д. Любовей.
Свято-Благовещенский Никандровский монастырь.
Проезд на машине:
Псков - Лопатовские кресты - Загоска, (поворот направо) - Любовей - Никандрова пустынь.
Паломничество пешком: доехать из Пскова до Хилово, оттуда пешком до Веснине и 10 км по
старой монастырской дороге.