160 лет со дня рождения Николая Егоровича Жуковского, "отца русской авиации" 17 января
1847 года
Выдающийся русский учёный, математик, гидромеханик, аэроинженер Николай Егорович Жуковский родился
в январе 1847 года в деревне Орехово Владимирской губернии. Он с детства наблюдал и за полётом поднебесных
птиц, и за земными работами отца - инженера на строительстве Московско-Новгородской дороги.
Основоположник современной гидро- и аэромеханики учился, а потом и преподавал в Московском университете.
Жуковский никогда не был чистым теоретиком. Он не только писал сложные математические работы, но и очень
живо интересовался насущными техническими проблемами.
В 1898 году он выпустил работу "О гидравлическом ударе в водопроводных трубах", которая вскоре была
переведена на основные европейские языки. Выведенные в ней формулы с тех пор неизменно используются при
расчёте любого водопровода. Так что, открывая кран, мы ежедневно пользуемся плодами открытий Жуковского.
Но, конечно, имя его связывают в первую очередь с аэродинамикой. Можно сказать, что до Жуковского теоретической
аэродинамики как самостоятельной науки вообще не существовало. В 1891 году Жуковский выпустил первую работу
по аэродинамике "О парении птиц", где был описан механизм парения с набором высоты. Затем в статье "О
крылатых пропеллерах" (1898) он рассмотрел общие вопросы тяги винта. Но самые важные открытия были сделаны
Жуковским в начале XX века. В 1906 году, 100 лет назад, появился его фундаментальный труд "О присоединённых
вихрях". Здесь был объяснён принцип образования подъёмной силы крыла, то есть той силы, которая удерживает
аэроплан в воздухе. Только после этого у авиаконструкторов появилась возможность на строго научной, математической
основе рассчитывать форму и профиль крыла.
Академик Алексей Николаевич Крылов вспоминал: "Величайший в Европе богач, миллиардер Василий Васильевич
Захаров, фактический владелец знаменитой фирмы "Виккерс", владелец казино и рулетки в Монако и бесчисленного
множества разных предприятий во всём мире, пожертвовал 2 млн франков на учреждение кафедры воздухоплавания
при Сорбонне. Как-то я ему говорю:
- Вот вы пожертвовали миллионы для Сорбонны, но вы даже не знаете, что высший авторитет в области аэродинамики
- Н.Е. Жуковский у нас в Москве имеет какую-то самодельную картонную трубу, через которую дует старым,
на Сухаревской толкучке купленным и им самим исправленным вентилятором, и делает открытия мировой важности.
Поверьте, что в его руках один рубль принесёт больше пользы делу, нежели сотни и тысячи - в других. Через
день или два я получил от В.В. Захарова чек Московского купеческого банка на 2500 рублей, выписанный на
имя Н.Е. Жуковского. На эту сумму он и устроил в своей лаборатории большую аэродинамическую трубу и образовал
те кадры талантливой и ревностно преданной делу молодёжи, которая составила затем ядро работников ЦАГИ".
Вот что такое русский талант: получив в сотни раз меньше, чем Сорбонна, Жуковский сумел стать движителем
русской и мировой авиации. Член-корреспондент Академии наук теоретически предсказал ряд возможных
криволинейных траекторий полёта, в частности "мёртвую петлю", осуществлённую в августе 1913 года русским
лётчиком Петром Нестеровым. В годы Первой мировой войны он провёл первое в России аэродинамическое исследование
авиационных бомб. Результатом исследования стала статья "Бомбометание с аэропланов". Много сил отдал Жуковский
подготовке инженеров-авиаконструкторов и лётчиков, при каком бы государственном строе они ни взращивались.
В 1918 году решением советского правительства был образован Центральный авиационный гидродинамический
институт - ЦАГИ в нынешнем подмосковном городе Жуковский. Костяк его составили ученики Жуковского, а сам
он стал первым председателем научной коллегии этого института. Основанные в годы Первой мировой войны
при МВТУ курсы для военных лётчиков были преобразованы в 1920 году в Институт инженеров Красного Воздушного
флота, первым ректором которого тоже стал Жуковский. (В 1922 году институт был преобразован в Академию
воздушного флота им. Жуковского). Умер Жуковский в марте 1921 года, оставив после себя гениального ученика
- Андрея Николаевича Туполева, который тоже родился в русской глубинке - на хуторе Пустомазово Тверской
губернии в семье небогатого нотариуса. В 1908 году Туполев поступил на механический факультет Московского
высшего технического училища. Здесь и произошло его знакомство с "дедушкой русской авиации", во многом
определившее его дальнейшую судьбу. Но это уже - другой рассказ о создателе могучих птиц и подрезанных
ныне крыльях Родины.