Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Январь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Крестный путь Псковской Православной миссии

Александр Юрьевич СЕГЕНЬ

  В годы Великой Отечественной войны священники Русской Православной Церкви оказались на оккупированной территории между двух огней. Но и в этих условиях они содействовали нашей Победе. Члены Псковской Православной миссии, которых фашисты считали послушными проводниками своей идейной политики, вели подпольную борьбу с оккупантами

В последнее время открылась ещё одна святая страница в летописи Великой Отечественной войны и истории Русской Православной Церкви. Благодаря стараниям многих исследователей - Сергея Фомина, Михаила Шкаровского и других - восстановлена весьма полная картина существования так называемой Псковской Православной миссии в 1941-1944 годы.

В 1941 году пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православных приходов, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план вовлечения православных священников и монахов в борьбу с фашистскими оккупантами на оккупированных территориях. Основная ответственность была возложена на главного организатора разведывательно-диверсионной работы на оккупированных территориях Павла Анатольевича Судоплатова.

Главным действующим лицом в планах и той, и другой стороны стал митрополит Виленский и всея Прибалтики Сергий (Воскресенский). Когда наши войска покидали Ригу, Судоплатов лично спрятал его, чтобы сотрудники органов не увезли митрополита вместе с отступающими. Далее экзарх должен был действовать по плану, разработанному НКВД. Оставшись в Риге, он приветствовал вступление немцев в Прибалтику. Он же стал и организатором Псковской Православной миссии, которая внешне являлась защитницей оккупационной власти, а в тайне - поддерживала разведывательно-диверсионную работу НКВД.

Трагедия Псковской Православной миссии была в том, что священники, с одной стороны, вынуждены были в своих проповедях призывать народ к смирению и хвалить немцев за то, что они "способствуют возрождению христианства на Псковской земле". С другой стороны, те же священники прятали у себя партизан, людей, разыскиваемых гестаповцами, в том числе и евреев. В Псково-Печерском монастыре людей прятали под куполами. Никто не мог догадаться, что там можно кого-то скрывать. Все привыкли, что могут быть подпольщики, а что бывают и подкуполыцики, не могло прийти в голову!

В 1943 году, благодаря стараниям митрополита Сергия, были отпущены и отданы на воспитание в православные семьи и в семьи священников дети из концлагеря Саласпилс. Начиная с 1942 года, православные священники организовали постоянный сбор средств для поддержания советских военнопленных, находящихся в фашистских концлагерях. Невозможно без слёз читать воспоминания о том, как в таких лагерях проводились церковные службы, как проходили пасхальные литургии. При этом нередко еду и вещи, собранные для узников, гитлеровцы конфисковали и отправляли на фронт. Обычно это происходило в критические для немцев моменты войны - после разгрома под Москвой, под Сталинградом и под Курском. Впоследствии органами НКВД это было поставлено в вину членам Псковской Православной миссии: что они якобы сознательно собирали еду и вещи для фашистских солдат!

В вину ставилось и то, что православные священники агитировали народ за Гитлера. Да, в присутствии немцев священникам приходилось что-то говорить в их защиту. Но чаще всего они обращались к памяти русских воинов, сражавшихся за Родину, вспоминали священные образы Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Фёдора Ушакова, Александра Суворова, Михаила Кутузова, подспудно вселяя в сердца людей уверенность, что и нынешних захватчиков рано или поздно сметут с лица земли Русской. В 1942 году должно было бы праздноваться семисотлетие Ледового побоища. А в это время берега Чудского озера были в плену у новых псов-рыцарей. Но русские священники обнадёживали прихожан, говоря, что святой князь Александр Невский незримо явится и вновь одержит победу. Такой, к примеру, была зажигательная речь священника Георгия Бенигсена, которую он произнёс в знаменательный день, когда немцы передавали Русской Православной Церкви Тихвинскую икону Божией Матери, спасённую немецким солдатом из огня в Тихвинском монастыре. Рискуя жизнью он получил ожоги и попал в госпиталь. Вот что, в частности, сказал о. Георгий Бенигсен: "...Посланные Римским папой в крестовый поход на Русь, немцы явились огнём и мечом истреблять и выжигать Православие. Пылали города, в церквах со стен срывались иконы и потом из них делались костры. Тех, кто не хотел радоваться подобному "освобождению", рыцари Тевтонского ордена приказывали жестоко убивать. Тогда кара небесная обрушилась на тевтонцев в лице святого благоверного князя Александра Невского. Он спас Псков и Новгород от нашествия иноземцев. На льду Чудского озера, которое ныне именуется Пейпусом, богатырь Александр одолел тевтонца Андреаса, пустил под лёд лучших рыцарей ордена... В сей год Победоносец Александр незримо явится на Русскую землю и вновь будет с нами в наших трудах, боях и молитвах. Так возрадуемся же и возвеселимся об этом!".

Удивительно то, что после этой речи о. Георгий не подвергся никаким репрессиям, вероятно потому, что сам был по происхождению из немцев.

Во время существования Псковской Православной миссии Павлом Судоплатовым был проведён в жизнь план спецоперации под кодовым названием "Послушники". В Псково-Печерскую обитель были внедрены два агента наших спецслужб. Они выдавали себя за членов тайного сообщества священников-подпольщиков, действующих против Советской власти. Якобы это антисоветское православное подполье столь сильно, что может действовать в Куйбышеве, который стал с конца 1941 года "запасной столицей". С этим "православным подпольем" была налажена связь по рации, двое мнимых послушников передавали оттуда немцам дезинформацию, которая сыграла свою роль ещё в 1942 году, но особенно помогла во время сражения на Курской дуге. Успех операции "Послушники" получил высокую оценку самого Сталина. О нём Сталин говорил со своими приближёнными накануне принятия судьбоносного решения о возрождении Патриаршества в 1943 году.

Важно подчеркнуть, что Псковская Православная миссия оставалась в лоне Русской Православной Церкви Московского Патриархата, а не Зарубежной, и все годы войны на службах священники Псковской Православной миссии возглашали здравицу Патриаршему Местоблюстителю Сергию (Страгородскому). Безусловно, Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) был осведомлён о том, как и на кого работает экзарх всея Прибалтики Сергий (Воскресенский). Между ними давно были дружеские отношения. Но при этом все годы войны и тот, и другой, скажем так, по условиям игры, вынуждены были явно высказываться негативно в адрес друг друга. Сергий (Страгородский) публично порицал Сергия (Воскресенского) за сотрудничество с Гитлером, а Сергий (Воскресенский), в свою очередь, публично порицал Сергия (Страгородского) за сотрудничество со Сталиным.

Но когда в Москве произошло избрание митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси, Гитлер потребовал, чтобы все русские священники на оккупированных территориях предали его анафеме и осудили решение Священного Синода Русской Православной Церкви. Что же произошло далее? Представители Русской Зарубежной Церкви собрались в Вене и исполнили волю Гитлера. А митрополит Сергий (Воскресенский) собрал всех представителей Псковской Православной миссии, которой тогда руководил о. Кирилл Зайц, обсудил с ними суть вопроса и далее единогласно было принято решение: никакой анафемы и никакого осуждения!

Тем самым Псковская Православная миссия сознательно избрала для себя путь мученичества. Немцы начали проводить репрессии против русских православных священников на территориях Прибалтики и Псковщины. Впрочем, в начале 1944 года Псковская земля была уже освобождена от захватчиков.

Мучеником оказался сам экзарх Прибалтики. Весной 1944 года немцы убили его по дороге из Каунаса в Вильнюс, изрешетив всю машину, в которой он ехал, пулями.

Смерть владыки Сергия роковым образом отразилась на положении священников миссии - и тех, кто вёл подпольную борьбу, и тех, кто не знал о ней. Вскоре после освобождения Псковских земель от оккупантов, органы НКВД стали без разбору арестовывать всех членов Псковской Православной миссии. Приговоры им были суровые: от десяти до двадцати лет лагерей. Многие не вернулись потом оттуда: начальник миссии протопресвитер о. Кирилл Зайц, начальник канцелярии Псковской миссии протоиерей Николай Жунда, Печерский епископ Пётр Пяхкель...

Но многим Бог дал и вернуться из мест заточения. Протоиерей Николай Шенрок, получив двадцать лет, через одиннадцать - был освобождён из того же казахстанского лагеря, в котором скончался о. Кирилл Зайц. Вернулся из того же лагеря протоиерей Сергий Ефимов. Священник Иаков Начис, получив десять лет лагерей и отбыв их от звонка до звонка, стал служить в единственном действующем православном храме в республике Коми, потом - в Мурманской области, в церкви, превращённой в храм из лагерного барака.

Среди членов Псковской Православной миссии был тогда ещё молодой священник Николай Гурьянов. Его лично рукополагал митрополит Сергий (Воскресенский). В дальнейшем, как хорошо известно читателям "Русского Дома", о. Николай служил на острове Залит на Псковском озере и прославился как духоносный старец.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы