140 лет со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского)
11 января 1867 года
115 лет со дня рождения Николая (Ярушевича), митрополита Киевского и Галицкого, сподвижника
патриарха Сергия 13 января 1892 года
Если бы после победы революции 1917-го Ленин узнал, что будет происходить в Кремле в ночь с 4 на 5
сентября 1943 года, он бы сошёл с ума от горя. А происходило в ту ночь событие чрезвычайной важности.
Вождь социалистического государства, считавшийся наследником безбожника Ленина, с почётом и уважением
принимал в Кремле трёх главных иерархов Русской Православной Церкви - Патриаршего Местоблюстителя, митрополита
Московского Сергия, митрополита Ленинградского Алексия и митрополита Киевского и Галицкого Николая. Он
пригласил их к себе не просто побеседовать. Итогом этой встречи было решение о восстановлении Патриаршего
управления Церковью. Второй раз в XX веке.
Патриарх Московский и всея Руси Сергий |
Когда кровавой осенью 1917 года Собор Православной Церкви постановил возродить Патриаршество, проходили
выборы из трёх кандидатов. Суровой осенью 1943-го Патриарх был, по сути, назначен. Иной кандидатуры, кроме
митрополита Сергия, не было.
Иван Николаевич Страгородский родился 140 лет назад в Арзамасе 11 января 1867 года в семье священника.
В 1890 году окончил Петербургскую Духовную академию и тогда же был пострижен в монахи, а затем рукоположен
в иеромонахи с именем Сергий. Был архимандритом и настоятелем русской посольской церкви в Афинах, начальником
православной миссии в Японии, ректором Петербургской Духовной академии. Войдя в состав Синода, с марта
1912 года он, уже будучи епископом Финляндским и Выборгским, возглавлял предсоборное совещание, которое
подготавливало Поместный Собор. Уже в это время он считался одним из наиболее видных деятелей Русской
Православной Церкви.
После революции 1917 года владыка Сергий качнулся к обновленцам, призывал Церковь к сотрудничеству
с большевиками. После покаяния Святейшему Патриарху Тихону, Сергий возвращается в лоно Церкви, а после
1925 года становится фактическим главой Русской Православной Церкви.
29 июня 1927 года митрополит Сергий, будучи заместителем арестованного Патриаршего Местоблюстителя
Петра, опубликовал Декларацию, в которой призвал верующих и священнослужителей к сотрудничеству с советской
властью "не только из страха, но и по совести". В Декларации отмечалось: "Утверждение Советской власти
многим представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайности
для христианина нет и что в совершающемся у нас, как везде и всегда, действует та же десница Божия, неуклонно
ведущая каждый народ к предназначенной ему цели...".
Это стало причиной тяжёлого противостояния РПЦ с Русской Зарубежной Церковью. Но настораживает, что
Патриарха Сергия проклинают и такие ретивые личности, как, например, печально известный Глеб Якунин, в
1993 году лишённый сана священника нынешним Патриархом Алексием II. Уж Якунин-то больше всех потоптался
на имени Сергия Страгородского! А Якунину, как хорошо известно, важна не истина, а изобретение способов
борьбы против ненавидимой им России.
Если мы не хотим идти в одном ряду с бесноватым Глебом Якуниным, то должны объективно судить о поступках
человека, ставшего в 1943 году нашим Патриархом. Да, ему пришлось, скрепя сердце, идти на сотрудничество
с безбожной советской властью ради спасения Церкви. Но он ведь не шёл на сотрудничество с ещё более безбожной
властью Гитлера, как многие деятели Русской Зарубежной Церкви!
Сейчас, когда мы стоим на пороге величайшего события - объединения двух Русских Церквей, нам необходимо
стать более сдержанными в эмоциях при оценке деятельности православных иерархов в чудовищные времена ХХ
столетия, когда враг рода человеческого пошёл на решительный приступ крепостей Христианства.
Накануне войны советская власть вновь провела чудовищные репрессии против Церкви. В программе Союза
воинствующих безбожников, который возглавлял Емельян Ярославский (Миней Израилевич Губельман), говорилось:
"...на третьем году "безбожной пятилетки", т. е. к 1935 году, должна быть разрушена последняя церковь,
а на её пятом году в стране вообще не будет произноситься слово "Бог"". На свободе оставались только четыре
епископа! Тысячи священников были расстреляны.
И, тем не менее, уже 22 июня 1941 года, в первый день войны, митрополит Сергий обратился к верующим
встать на защиту Родины. Произошло чудо: страшная война, ставшая небывалым бедствием для России, возродила
религиозные чувства русского человека. Война воскресила нашу Церковь! Под руководством Патриаршего Местоблюстителя
Сергия (Страгородского) Церковь включилась в борьбу всего народа против захватчиков. В ходе общецерковных
сборов было собрано и передано правительству более трёхсот миллионов рублей, большое количество драгоценностей.
На церковные средства были построены танковая колонна им. Димитрия Донского и авиаэскадрилья им. Александра
Невского. Священники Псковской Православной миссии на оккупированной территории выполняли задания советских
органов по борьбе с врагом в его тылу.
Интронизация Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Сергия (Страгородского) |
И вклад, который Церковь внесла в общее дело победы, не остался незамеченным. Это и привело к тому,
что в сентябре 1943 года Сталин разрешил возродить Патриаршество, что означало конец всех безбожных
пятилеток, конец погромной деятельности таких, как Губельман-Ярославский.
Став Патриархом всея Руси, Сергий деятельно взялся за восстановление приходов Русской Православной
Церкви, но, увы, Патриархом ему было суждено быть недолго. Всего восемь месяцев. В мае 1944 года владыки
Сергия (Страгородского) не стало.
Арзамасцы бережно хранят память о Патриархе, появившемся на свет в их городе. На стенах Арзамасского
педагогического университета установлена красивая памятная доска, на которой из цветной мозаики весьма
искусно выполнен лик Сергия (Страгородского). Пора и всем русским православным людям бережнее относиться
к его памяти.
Среди трёх, приглашённых Сталиным в сентябре 1943 года высших иерархов, был и митрополит Киевский Николай,
память которого мы также отмечаем в январе.
Передача Красной Армии
митрополитом Николаем (Ярушевичем)
танковой колонны имени Димитрия Донского |
Борис Дорофеевич Ярушевич родился 115 лет назад, 13 января 1892 года, в Ковно, в белорусской семье
потомственного священника. Мать будущего владыки Николая учила сына: "Добро, Боря, надо делать так, чтобы
всем было легко, а то и добрым поступком можно ранить человека. Добро надо делать так, как дышишь". Закончив
гимназию с золотой медалью, Борис поступил на физико-математический факультет Петербургского университета,
но уже на следующий год в течение летних каникул он прошёл весь курс Духовной семинарии и блестяще сдал
экзамены в Петербургскую Духовную академию. Одновременно для усовершенствования в знании церковного и
гражданского права он поступил на юридический факультет университета.
23 октября 1914 года ректор Петербургской Духовной академии епископ Анастасий в академическом храме
постриг двадцатидвухлетнего Бориса Ярушевича в монашество с именем Николай, а через два дня Николай был
хиротонисан в иеромонаха. Год он служил полковым священником в окопах на фронтах Первой мировой войны,
вместе с солдатами и офицерами испытал все тяготы боевой воинской службы. В 1921 году, ещё через три года,
являясь наместником Александро-Невской лавры, Николай стал епископом Петергофским.
Довелось испытать ему и горечь изгнания. Три года епископ Николай пребывал в ссылке в Зырянском крае,
испытал голод, холод, издевательства. Вернувшись, он вновь приступил к своей епископской деятельности,
а в 1939 году был назначен в земли, некогда отторгнутые Польшей, а ныне возвращённые в состав России.
Ему поручено было провести воссоединение западных украинских и белорусских епархий с Русской Православной
Церковью, и со своей задачей он справился довольно быстро. В марте 1941 года Патриарший Местоблюститель
митрополит Сергий (Страгородский) возвёл архиепископа Николая (Ярушевича) в сан митрополита Киевского.
В годы войны митрополит Николай работал в Москве. 2 ноября 1942 года он был назначен членом Чрезвычайной
государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Ездил
по территориям, на которых происходили зверства оккупантов. Нередко ему приходилось рисковать жизнью.
В марте 1944 года митрополит Николай выезжал на фронт для передачи войскам танковой колонны "Димитрий
Донской", построенной на средства Церкви. А в мае 1945 года, когда на Пасху русское воинство окончило
разгром врага, новый Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) возглавил паломничество иерархов
Русской Православной Церкви в Святую Землю. Небывалое событие! И в этом священном паломничестве принимал
участие митрополит Николай (Ярушевич).
Только представить себе: наши войска встречают Светлое Христово Воскресение в Берлине, а наше духовное
воинство - в Иерусалиме!.. Вот какова была Пасха 1945 года!
Трудным был жизненный путь двух замечательных иерархов. Митрополит Николай, стойко вынесший все гонения
на Церковь до войны и надеявшийся, что с возрождением Патриаршества гонения не повторятся, болезненно
переживал новый антихристианский всплеск при негодяе Хрущёве. Вот что он писал о Хрущёве и его соратниках:
"Жалкие безбожники! Они подбрасывают вверх свои спутники, которые вспыхивают и, погаснув, падают на
землю, как спички; и они бросают вызов Богу, зажегшему солнце и звёзды, которые вечно горят на горизонте".
Он боролся с закрытием храмов, смело выступал на собраниях высших иерархов, и в итоге вызвал на себя
гнев властей. Отовсюду смещённый, он доживал свои дни в бедной квартирке, входная дверь которой была столь
узка, что когда он скончался 14 декабря 1960 года, гроб с телом пришлось выносить в окно.