Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Январь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Возможно ли восстановление Третьего Рима?

инок Свято-Троицкого монастыря
в Джорданвиле (США) Всеволод (Филиппьев)

  Интервью Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра

 1 ноября 2006 года свершилось событие, которого так долго ждали русские православные люди. На официальных сайтах Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей одновременно появился "Акт о каноническом общении", Приложение к Акту и "Итоговый документ церковных комиссий". Совместное подписание этих документов Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Митрополитом Лавром, первоиерархом Зарубежной Церкви, будет означать объединение российской и зарубежной частей Русской Православной Церкви. Ожидается, что подписание произойдёт в 2007 году. 15 ноября настоятель Богоявленской церкви в Бостоне Роман Лукьянов вручил наместнику московского Сретенского монастыря Тихону (Шевкунову) для передачи Русской Православной Церкви хранившиеся им много лет облачения и епископский жезл, которые принадлежали третьему первоиерарху РПЦЗ митрополиту Филарету. Келейник покойного митрополита передал отцу Роману завещание, в котором выражалась воля владыки Филарета: "Когда наступят благословенные времена, предсказанные преподобным Серафимом Саровским, чудотворцем, отвези это облачение на нашу Родину, передай Святейшему Всероссийскому Патриарху, а одно облачение - в Дивеевскую лавру".

Корр.: Ваше Высокопреосвященство, как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать отношения между Православной Церковью и государством в современной России? Как Русская Зарубежная Церковь оценивает происходящие в России политические, экономические и социальные процессы?

Митрополит Лавр: В XX веке отношения между Церковью и государством в России носили очень сложный, даже трагический характер. Пришедшие в результате переворота 1917 года к власти большевики поставили себе целью построение безбожного общества и воспитание "нового человека", которому предстояло жить в подобном обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическим мировоззрением, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны. Ситуация начала меняться в конце 1980-х - начале 90-х гг. Прекратились гонения на Церковь и верующих, стали открываться и реставрироваться возвращённые верующим храмы и монастыри. Начала издаваться религиозная литература. Появилась возможность давать детям религиозное воспитание. Государство не препятствует этому благому процессу. Церковно-государственная конфронтация отошла в прошлое. Государство не стремится уничтожить Православную Церковь или загнать её в гетто. Это уже очень важно. Однако далеко не все проблемы решены, и церковно-государственные отношения в России нуждаются в дальнейшей проработке и совершенствовании. Идеал таких отношений мы находим в предисловии к Шестой новелле византийского императора Юстиниана Великого. Там, в частности, сказано: "Если священство будет во всём безупречно и причастно дерзновением к Богу, а царство (государственная власть) будет правильно и подобающим образом упорядочивать вручённое ему общество, то будет некое благое согласие (симфония), дарующее человеческому роду всевозможную пользу". После долгих лет, когда церковно-государственные отношения носили исключительно негативный характер, опыт сотрудничества, совместного созидания приходит далеко не сразу, и здесь еще много надо работать...

Знакомить русских православных людей с наследием русского зарубежья. После революции в эмиграции оказались видные богословы, иерархи, цвет русской культуры...

Однако не только ознакомление россиян с прошлым эмиграции является задачей нашей Церкви в России. Русская Зарубежная Церковь всегда стремилась поддерживать в Русской Церкви и в русском обществе те силы, которые стоят на позициях неповреждённого святоотеческого Православия и русского патриотизма. Мы хотим видеть русскую Церковь сохраняющей всю чистоту и полноту православной веры, а русское государство - процветающим и сильным, как это было при благоверных царях.

- Владыка, известны пророчества русских святых о восстановлении православной монархии в России. Возможно ли, на Ваш взгляд, возрождение русской православной монархии? Является ли православная монархия политическим строем, наиболее предпочтительным для Церкви?

- Возможно ли возрождение православной монархии в России? Богу поспешествующу всё возможно. Возрождение русской православной монархии может состояться лишь в том случае, если русский народ осознает необходимость и спасительность для себя именно этой формы правления. Возвращение к монархии должно быть свободным актом волеизъявления самого русского народа. Думается, что канонизация Царской Семьи есть первый шаг на пути к этому. Если русский народ вернётся к своей традиционной вере, традиционному укладу, то, конечно, возродится и традиционная для России форма правления. Это долгий и нелёгкий процесс, и ожидать здесь каких-то результатов в ближайшем будущем не стоит. На наш взгляд, сегодня русский народ не готов к реставрации православной монархии. Но при условии возвращения русских людей к Православию это может произойти в будущем. Митрополит Антоний, первый первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, писал: "Высшая общественная сила есть сила внутреннего возрождения". Церковь должна делать своё дело - дело внутреннего возрождения, духовного окормления людей, и в первую очередь православно-церковного воспитания молодёжи, и терпеливо и молитвенно ждать, пока православное духовное влияние настолько оздоровит общество, что в России естественно, без насилия, восстановится православная монархия...

Безусловно, из всех политических режимов наиболее благоприятный для осу-ществления Церковью своей спасительной миссии - православная монархия. Царь, как помазанник Божий, является защитником и покровителем Церкви, как бы её первым мирянином... Многие из русских монархов являлись верными чадами Православной Церкви, и она, помня их заслуги, возглашает им в чине Торжества Православия "вечную память". Но самое главное - православная монархия есть единственное государственное устройство, в рамках которого православный монарх может удержать наступление Тайны Беззакония и остановить победу мирового зла.

- Что произвело на Вас наибольшее впечатление во время официального визита в Россию?

- Я бывал в России несколько раз, но неофициально, частным образом. Первый раз - в 1994 году. Тогда мне удалось посетить Центральную часть России, Москву и ближайшие города с их святынями, а также Северо-Запад России - Новгород, Псков и Санкт-Петербург. После я ещё не раз бывал в России, в частности на Севере - в Санкт-Петербурге, на Валааме, в Соловецком монастыре и на острове Анзер.

Во время моего последнего визита в Москву я был поражён благолепием Храма Христа Спасителя, в котором уже шли богослужения. Но особенно мне запомнилось посещение Екатеринбурга, мест, где были заточены и убиты Царственные узники: Государь Император Николай II, вся его семья и их слуги. На месте Ипатьевского дома построен величественный Храм на Крови в память Всех Святых, в земле Российской просиявших, и Царственной семьи. Это Русская Голгофа. Можно сказать, что вся земля здесь пропитана кровью Царственных Мучеников...

Побывали мы и в Дивеево, у мощей преподобного Серафима Саровского. Там мы с молитвой прошли по канавке, переночевали в Дивеево и на следующий день были в соборе на литургии. Приятно было видеть, как монастырь возродился, его украсили обновлённые храмы и новые постройки.

- Владыка, о каждом народе, каждой стране существует Промысл Божий. Каково историческое задание России и русского народа? Возможно ли восстановление Третьего Рима?

- За этим вопросом неизбежно следует другой - вопрос о "симфонии властей": власти государственной и духовной власти Православной Церкви. Но когда мы говорим о духовной власти Церкви, необходимо понять, что именно олицетворяет собой Церковь. Зарубежный богослов, протопресвитер Михаил Помазанский, говаривал: "Если люди крестятся, кланяются, целуют иконы, ставят свечи, берут благословение у священника, пьют святую воду, это ещё не значит, что эти люди христиане. Ведь и язычники, поклоняясь идолам, совершают ритуальные действия. Подлинный христианин тот, кто поставил Христа краеугольным камнем здания своей души, кто сделал Закон Евангельский главным законом своей жизни, кто стяжал благодать Святого Духа. В противном случае это не христиане". Так что Церковь правильнее назвать обществом святых. Действительно, и Господь в Евангелии, и апостолы в Посланиях называют христиан святыми: "Будьте святы, как и Я свят". Можно сказать, "симфония властей" - это симфония святости, и власти, склоняющейся перед святостью, и охраняющей её святой Церкви, и Царя, охраняющего её, преклоняющего Христу царскую багряницу...

Сретенский монастырь. Художник О. Молчанов

Неслучайно и старец Елеазарова монастыря Филофей, впервые изложивший теорию Третьего Рима, указывал, что идея "Москва - Третий Рим" может осуществиться только при условии, что правитель земли Русской будет "браздодержатель святых Божиих церквей... святой православной христианской веры содержатель", что он не преступит заповеди, которую положили его прадеды, блаженный святой Владимир и великий богоизбранный Ярослав.

Многие святые угодники, например Иосиф Волоцкий, предупреждали, что ежели царь, поддавшись страстям, превысит свою власть, то "таковый царь - не Божий слуга, но диавол, и не царь, но мучитель...". А Патриарх Никон, защищая Церковь от мирской власти, прямо утверждал: "Яко идеже Церковь под мирскую власть снидет, не есть Церковь, но дом человеческий и вертеп разбойников".

В заключение хотелось бы сказать вот о чём. Всем нам следует помнить, что святость нельзя изображать, к святости нужно стремиться: постоянно идти за Христом по Крестному Пути в самоотверженном служении Богу и людям. Изображение же святости приведёт только к "лицемерству", по выражению святителя Игнатия Брянчанинова, к лукавству. Очень важно хранить завет преподобного Серафима, данный им дивеевским сёстрам: "Берегите совесть. Совесть - наинужнейшая". Иначе в России может возникнуть очень опасная ситуация, также предсказанная российскими старцами: внешнее подражание святорусской "симфонии" властей чревато иллюзией, что почти уже достигли "симфонии", согласия и взаимопонимания. И даже взаимозаменяемости, так что если бы вдруг в силу каких-то обстоятельств поменяли местами церковное и государственное начальство, то никто и не заметил бы подмены, так как внутренне и внешне духовенство всё более будет сливаться с гражданскими властями. Такой путь - опасный и гибельный. Истинный путь - евангельский, а значит - узкий путь совести, искренности и честности.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы