Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Январь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Перспективы русского патриотического движения

Андрей Николаевич САВЕЛЬЕВ

  Если в 2009-2010 гг. власть не будет заменена, то примерно к 2015 году мы начнём вкушать плоды своего греха непротивления злу

Все последние полтора десятилетия проблемы русских связаны с отсутствием единства в русском движении. Это ясно всем, но от умозрительной ясности положение не исправляется. Русские распределены по своеобразным политическим сектам, сплачивающим своих адептов не столько критикой действующей власти (в последнее время обнаружились секты патриотов, весьма довольных этой властью), но и огульным обвинением всех, кто действует в том же пространстве патриотических идей и патриотического партстроительства. В недавнее время особенно популярны были поиски инородной крови среди лидеров конкурирующих организаций, теперь - всё больше стараются усмотреть вероисповедную ущербность: мол, конкуренты "недостаточно православны", либо тайно общаются с беглыми олигархами и ведут подспудную подготовку к "оранжевой революции".

Обращаясь к неуспешным для русских патриотов годам, надо отметить, что наиболее жёсткой критике патриотические организации подвергали тех, кто более успешно боролся за представительство русских в политике. Конгресс русских общин, дважды выходивший на выборы с хорошими шансами на победу (особенно в 1995), в чём только не обвиняли! Победивший на выборах блок "Родина" как только не оплёвывали! Ряд патриотических объединений стремились сделать себе имя, повторяя выдумки своих же идеологических противников. После разрушения "Родины" профессиональные пахари патриотических интернет-ресурсов даже стали открыто предлагать себя в заместители "кремлёвского проекта", которым они считали "Родину" и за что поносили её не раз. Не успели активисты "Родины" собраться в новых проектах русского движения - ДПНИ (Движение против нелегальной иммиграции) и обновлённом КРО, как уже получили ушат помоев - как раз со стороны тех, кто не просто причисляет себя к патриотам, но также претендует на истинное понимание роли православия, которое, якобы, недоступно тем, что много лет отстаивает православные ценности в политике.

Не только сектантство в патриотическом движении, но и состояние нашего народа было причиной того, что в политике сталкивались "левые" с "правыми", а не патриоты с космополитами. Целое десятилетие потребовалось, чтобы русский народ увидел бесплодность лево-правого противостояния. Но тут же впал в другую иллюзию, с новой силой обнаружив в себе веру во власть, которая будто бы решит все проблемы только потому, что народ её поддерживает. Всплеск этой веры, возникший в 1999-2002 годах, уже пошёл на спад, но пока русская идея не может конкурировать с идеей "сильной власти", которая, судя по убеждениям обывателей, очень много сделала и для прочности государства, и для народа. Наблюдения и выводы специалистов, опровергающие эти убеждения, мало интересуют большинство. Народ должен сам убедиться в том, что власть в целом действует вразрез с русским национальными интересами, и дело не поправить сменой того или иного министра (а их не особенно-то и меняют).

Русское патриотическое движение стоит перед серьёзными испытаниями, к которым оно пока не готово. Его разъедает подобострастное к нынешней власти эрзац-православие и экзальтированный эрзац-национализм, готовый "сбросить с парохода истории" все русские традиции и всех русских политиков. И те, и другие видят в истории свою высокую миссию, но, кроме своей, никакой миссии признать не готовы. Они готовы властвовать, но не служить. Если России и русским суждено спастись без их главенства, то такая перспектива их совершенно не устраивает.

Иллюзия чистоты собственной веры порой подводит к горделивой убеждённости в праве на лидерство в патриотическом движении. Именно отсюда следует лозунг: "Кто идёт за Россию без Христа , тот идёт против нее". Абсурд фактического обличения тех, кто ещё не укрепился во Христе или не прошёл путь исканий истинной веры, несложно рассмотреть, задавшись хотя бы вопросом: за Россию ли шли воины Великой Отечественной?

Разбирая проблему русского патриотического движения, надо понимать, что Россия православная - страна только по традиции, но далеко ещё не воцерковлённая так, как это было в Российской Империи, которая была к тому же и православным государством; русское и православное в ней не различались. Пройдя эпоху богоборчества, мы вышли из неё с пониманием своей русскости, но в большинстве - людьми, далёкими от православия. Русскость для нас - воспоминание о Традиции, а это воспоминание ведёт к вере, к православию. Так зачем же изгонять из русского патриотического движения русских, ещё не пришедших к вере? Ведь они на пути к ней! Объяснение может быть только одно: иным политиканам (вероисповедно-причисленным, как квалифицировал подобные персоны И.А. Ильин) важнее отстоять рамки своей секты, чем влиться в далеко ещё не просветлённый поток русского патриотического движения и вести там тяжёлую очистительную работу. Вероятно, русские в своей массе пойдут к православной вере и защитят своё Отечество от разорения без этих навязчивых лидеров - рабов своей гордыни. Пойдут Русским маршем, а когда будут готовы - остановятся для молитвы и двинутся дальше.

Пути Господни неисповедимы. Поэтому все наши прогнозы - лишь попытка исчислить наиболее вероятные сценарии ближайшего будущего, понимая высокую значимость невероятного.

Вероятное связано с выбором пути России теми, кто сегодня находится у власти. Эти люди намерены, собрав для проформы голоса явившихся на выборы в 2007 и 2008 годах, объявить о своей несомненной победе даже при условии, что получат не более 10-15 % голосов от всех имеющих право голоса. Для этого они серьёзно трансформировали избирательное законодательство (отменили барьер явки, необходимый, чтобы считать выборы состоявшимися) и создали систему подавления инакомыслия (законодательство об экстремизме и запрет на критику оппонентов в эфире, предоставленном теперь исключительно для саморекламы). Подготовлены условия, чтобы ельцинский курс был продолжен, а его гарантами стала всё та же олигархическая "партия власти", которая своим нигилизмом давно превзошла пресловутых либеральных реформаторов типа Гайдара и Чубайса. Продолжение тенденций, сложившихся в начале 90-х годов ХХ века и вновь восстановленных усердием правящих верхов в 2005-2006 гг., бесспорно, приведёт сначала к кризису доверия к власти (после Путина надежда на власть покинет наш народ), а если вместе с этим не произойдёт масштабной смены политических верхов, то Россия в полной мере ощутит не просто кризис, а крах - демографический, технологический, энергетический. Если в 2009-2010 гг. власть не будет заменена, то примерно к 2015 году мы начнём вкушать плоды своего греха непротивления злу.

Невероятное - это слом кажущихся незыблемыми закономерностей, их опровержение. В недавнем своём прошлом мы видели, как рухнула коммунистическая власть - исчезла и как государственный аппарат, и как носитель идеи, и как всесильная бюрократическая структура, контролирующая всех и вся, включая СМИ и спецслужбы. Такой же невероятный "сценарий" вполне возможен. Конечно же, если русские будут готовы к Чуду Божиему. Чудо, не идущее впрок человеческой душе, никогда не состоится. Поэтому мы и говорим о соработничестве Богу: без наших дел вера мертва. Дело спасения России как подножия Престола Божиего - задача богоугодная, но кто и как намерен спасать? Расхристанное в прямом и переносном смысле русское движение, ненавидящее своих лидеров, выдумывающее себе врагов среди своих, распределённое на секты, готовое поверить гнусным небылицам по поводу любого потенциального сторонника, в деле спасения бесполезно. Оно будет скорее напоминать чванливую и трусливую польскую шляхту накануне крушения польской государственности. Иным кажется, что задача спасения будет решена властью. Но не является ли эта власть столь же (если не больше) расхристанной и развращённой пороками? Чудо из порока не рождается; оно рождается из подвижничества!

У русского движения остаётся совсем немного времени, чтобы стать единым и предъявить свои претензии на власть. Власть на выборах никто не отдаст, это ясно. Но власть упадёт, и кто тогда её поднимет? Те, кто готовы будут разрушить нашу государственность ещё раз, переделив страну по административным границам? Кто, пусть даже с лозунгами Святой Руси, сдаст русские интересы с потрохами? Кто припадёт к стопам олигархов (доморощенных или зарубежных) с мольбами "прийти и владеть"?

Христианину ясно, что всякая власть - от Бога. Но многие забывают, что зло во власти имеет другой источник. Христиане должны бороться не с властью, а за власть. Любая власть лучше полного безвластия, анархии. Но, участвуя в политической борьбе, мы чаем власти сильной, наполненной духовной мощью и пониманием национальной традиции. Если мы понимаем, что нынешняя власть не отвечает нашим запросам, удаляется от идеала православного царства, а не приближается к нему, то это должно побуждать к действию, а не к умилению фактом одного только существования власти.

Перспектива русского патриотического движения есть только в одном - во взятии всей полноты власти (а не нескольких десятков мандатов на парламентских выборах) и установлении такого порядка, который утвердил бы русские интересы во всех областях общественной и государственной жизни. О мерах чрезвычайного управления достаточно написано Иваном Ильиным, чтобы не обсуждать эту тему в подробностях. Без власти русское патриотическое движение станет ненужным в самое ближайшее время - с крахом нации и государства, неизбежно приближающимися к нам. Проблема в том, чтобы власть досталась достойным. Либо как соработники Христа мы заслужим чудо спасения, либо судьба наша будет постыдной, и другие народы будут учиться на примере нашего позора и размышлять над концом русской истории, как мы размышляем над концом Рима и Византии.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы