680 лет со дня блаженной кончины святителя Петра † 3 января 1327 года
В середине XIII века, вскоре после смерти благоверного князя Александра Невского, Владимир фактически
перестал быть столицей северо-восточной Руси. Великие князья приезжали сюда только для того, чтобы традиционно
совершить обряд возведения на великокняжеский престол в кафедральном Успенском соборе, а затем возвращались
в свои наследственные уделы: Переславль-Залесский, Тверь, Москву...
В юго-западной Руси в это время Киев тоже оставался только формальной, исторической столицей. Фактически
даже просто жить здесь было невозможно. Город был стёрт с лица земли монголами, и они внимательно следили
за тем, чтобы он не возродился, огнём и мечом истребляя поселения, время от времени возникавшие на этом
месте, понятно почему. Нет объединяющего, имеющего исторические корни центра - нет и государства. Нет
ни Владимира, ни Киева, - значит нет ни Владимиро-Суздальской, ни Киевской Руси, а есть одна Золотая орда.
Очень даже не глупы были монголы, но не учли того, что есть у Древней Руси главный объединяющий и возрождающий
её стержень: Православная Церковь.
Русские князья, и на юге и на севере, тоже ни о каком объединяющем стержне и думать не думали. Каждого
из них заботили только личные амбиции. Юго-западные вельможи, оправившись после Батыева нашествия, заключили
союз с Литвой и потребовали от Константинопольского Патриархата, в юрисдикцию которого входила тогда Русская
Православная Церковь, чтобы он поставил им особенного, Киевского митрополита. А великий князь Тверской
и Владимирский Михаил послал в Константинополь своего ставленника на Владимирскую митрополичью кафедру.
И вот два русских благочестивых игумена строгой жизни, Петр из Волыни и Геронтий из Твери в 1299 году
предстали перед Патриархом, но Первосвятитель не захотел разделить Русскую Митрополию на две части. По
преданию, ему явилась Сама Царица Небесная и не велела этого делать. Она приказала поставить Петра Митрополитом
единой Русской Православной Церкви. Воли Божией не было и не будет до скончания века на разделение нашего
народа, главная миссия которого в том, чтобы хранить веру Православную. И потому мы должны быть едиными
и сильными. Когда уже разделимся совсем, ослабеем, - тогда и придёт антихрист.
Успенский Собор
Московского Кремля |
По воле Божией великий подвижник митрополит Петр, ставленник южно-русских князей, по происхождению
- знатный волынский боярин, едет из Константинополя не в Киев, а во Владимир. Как некое предательство
воспринимают это в юго-западных пределах некогда единой Древней Руси. Враждебно встречают святителя на
северо-востоке, но он этим не смущается. Важно Богу угодить, а не людям. Много претерпел он во Владимире
в первые годы своего служения: на него клеветали, посылали доносы Патриарху, угрожали. Его "дело" разбиралось
даже на церковном Соборе, где была доказана полная невиновность владыки во всех предъявленных ему обвинениях.
Наконец, кротость и смирение святителя победили всяческую вражду к нему. Приходы юга и севера подчинились
его власти. Административно не существовавшее государство продолжало существовать как единая православная
Русь.
Надо сказать, что кроткий владыка был очень строг в деле церковного управления. Он постоянно путешествовал
по своей епархии, зорко следил за порядком богослужения и приходской жизни в церквах и монастырях. Ездил
и в Орду, где расположил к себе самого сурового монгольского хана Узбека, добился освобождения духовенства
от дани. А своей постоянной резиденцией он вскоре сделал маленький тогда городок Москву. Там даже приличного
для митрополичьих служений собора в то время не было. Не было, конечно, и митрополичьих палат. Во Владимире-то
всё это было, но свт. Петр перебрался оттуда в Москву. По воле Божией, конечно. В сущности, это он предсказал,
что Москва будет Третьим Римом. Какое откровение об этом ему было, - он никому не сказал, но в 1325 году
решительно, властью данной ему от Бога, перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву, тем самым
сделав её столицей, и повелел князю Ивану Калите строить каменный собор в честь Успения Божией Материи.
И сказал: "Если послушаешься меня, сын мой, то и сам прославишься с родом своим, и город свой будет славнее
всех городов русских, и победит он всех врагов своих, и прославится Бог в нём". Князь Иван Калита был
послушным сыном. Он сделал всё так, как учил его духовный отец, митрополит Петр. И сбылось слово святителя
о Москве. А мощи его покоятся в Успенском соборе в Кремле.