Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Январь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Первый митрополит Московский

Надежда Александровна ИЛЬИНА

  680 лет со дня блаженной кончины святителя Петра † 3 января 1327 года

В середине XIII века, вскоре после смерти благоверного князя Александра Невского, Владимир фактически перестал быть столицей северо-восточной Руси. Великие князья приезжали сюда только для того, чтобы традиционно совершить обряд возведения на великокняжеский престол в кафедральном Успенском соборе, а затем возвращались в свои наследственные уделы: Переславль-Залесский, Тверь, Москву...

В юго-западной Руси в это время Киев тоже оставался только формальной, исторической столицей. Фактически даже просто жить здесь было невозможно. Город был стёрт с лица земли монголами, и они внимательно следили за тем, чтобы он не возродился, огнём и мечом истребляя поселения, время от времени возникавшие на этом месте, понятно почему. Нет объединяющего, имеющего исторические корни центра - нет и государства. Нет ни Владимира, ни Киева, - значит нет ни Владимиро-Суздальской, ни Киевской Руси, а есть одна Золотая орда. Очень даже не глупы были монголы, но не учли того, что есть у Древней Руси главный объединяющий и возрождающий её стержень: Православная Церковь.

Русские князья, и на юге и на севере, тоже ни о каком объединяющем стержне и думать не думали. Каждого из них заботили только личные амбиции. Юго-западные вельможи, оправившись после Батыева нашествия, заключили союз с Литвой и потребовали от Константинопольского Патриархата, в юрисдикцию которого входила тогда Русская Православная Церковь, чтобы он поставил им особенного, Киевского митрополита. А великий князь Тверской и Владимирский Михаил послал в Константинополь своего ставленника на Владимирскую митрополичью кафедру. И вот два русских благочестивых игумена строгой жизни, Петр из Волыни и Геронтий из Твери в 1299 году предстали перед Патриархом, но Первосвятитель не захотел разделить Русскую Митрополию на две части. По преданию, ему явилась Сама Царица Небесная и не велела этого делать. Она приказала поставить Петра Митрополитом единой Русской Православной Церкви. Воли Божией не было и не будет до скончания века на разделение нашего народа, главная миссия которого в том, чтобы хранить веру Православную. И потому мы должны быть едиными и сильными. Когда уже разделимся совсем, ослабеем, - тогда и придёт антихрист.

Успенский Собор
Московского Кремля

По воле Божией великий подвижник митрополит Петр, ставленник южно-русских князей, по происхождению - знатный волынский боярин, едет из Константинополя не в Киев, а во Владимир. Как некое предательство воспринимают это в юго-западных пределах некогда единой Древней Руси. Враждебно встречают святителя на северо-востоке, но он этим не смущается. Важно Богу угодить, а не людям. Много претерпел он во Владимире в первые годы своего служения: на него клеветали, посылали доносы Патриарху, угрожали. Его "дело" разбиралось даже на церковном Соборе, где была доказана полная невиновность владыки во всех предъявленных ему обвинениях. Наконец, кротость и смирение святителя победили всяческую вражду к нему. Приходы юга и севера подчинились его власти. Административно не существовавшее государство продолжало существовать как единая православная Русь.

Надо сказать, что кроткий владыка был очень строг в деле церковного управления. Он постоянно путешествовал по своей епархии, зорко следил за порядком богослужения и приходской жизни в церквах и монастырях. Ездил и в Орду, где расположил к себе самого сурового монгольского хана Узбека, добился освобождения духовенства от дани. А своей постоянной резиденцией он вскоре сделал маленький тогда городок Москву. Там даже приличного для митрополичьих служений собора в то время не было. Не было, конечно, и митрополичьих палат. Во Владимире-то всё это было, но свт. Петр перебрался оттуда в Москву. По воле Божией, конечно. В сущности, это он предсказал, что Москва будет Третьим Римом. Какое откровение об этом ему было, - он никому не сказал, но в 1325 году решительно, властью данной ему от Бога, перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву, тем самым сделав её столицей, и повелел князю Ивану Калите строить каменный собор в честь Успения Божией Материи. И сказал: "Если послушаешься меня, сын мой, то и сам прославишься с родом своим, и город свой будет славнее всех городов русских, и победит он всех врагов своих, и прославится Бог в нём". Князь Иван Калита был послушным сыном. Он сделал всё так, как учил его духовный отец, митрополит Петр. И сбылось слово святителя о Москве. А мощи его покоятся в Успенском соборе в Кремле.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы