Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Январь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

В обители батюшки Серафима

Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ
прп. Серафим Саровский

  15 января - преставление († 1833), второе обретение мощей (1991) прп. Серафима Саровского

Когда, в начале 90-х, люди стали стекаться сюда после восьмидесятилетнего перерыва, чуть ли не ежедневно к вечеру приходилось уносить оставленные за ненадобностью костыли - столько происходило исцелений. Сейчас их стало гораздо меньше.

Дивеево встретило разношёрстной толпой паломников - тут и интуристы в шортах, и бородатые пилигримы с котомками на плечах. Возле монастырской ограды - многочисленные палатки, в которых торгуют церковной утварью. Обращаю внимание на вывеску, прикреплённую к монастырской стене: "Всё, что продаётся за оградой монастыря - не имеет отношения к нашей святой обители".

Сама же территория обители в эти дни похожа на большой муравейник: идут подготовительные работы к празднику. В храме очередь к мощам преподобного: здесь как здоровые, так и явно больные - многие на костылях, в колясках. Приложившись к раке, пытаешься настроиться на службу после дороги, чему мешает ужасная теснота: в храме яблоку негде упасть. Неподалёку от мирян стоят монахини: приветливые, светящиеся радостью и доброжелательностью лица, от всего их облика веет какой-то аристократической утончённостью. Как тут не вспомнить преподобного Серафима, который встречал каждого приходящего к нему человека со словами: "Радость моя!". Несмотря на то, что до праздника 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского оставалась неделя, из дверей Паломнического центра монастыря уже выстроилась длинная вереница паломников, прибывших сюда со всей страны. Здесь их распределяют по частному сектору. Пока шёл к гостинице, разговорился с попутчиком, из местных.

- За последние годы столько гостиниц понастроили! И всё не хватает.

- Я смотрю, сюда приезжают со всей страны. А многие здесь остаются жить.

- Дома-то здесь покупают многие: дескать, Господь их позвал. Но, прожив год-другой, как правило, уезжают туда, откуда прибыли.

- Почему?

- Кто-то работы себе здесь не нашёл (большинство верующих - "антеллигенты"), а кто-то экологической обстановки испугался. Ведь недалеко Саров - ядерный центр.

- А как же люди сюда едут за исцелением и, говорят, получают?

В ответ мой попутчик лишь раздражённо машет рукой.

- Иди по этой дороге, прямиком до гостиницы дойдёшь...

На другой день я разговорился с одним из строителей, трудящимся над восстановлением монастыря. Дмитрий уже несколько лет как переехал сюда: продал квартиру в своём городе и купил дом в близлежащей к Дивеево деревне - кажется, Елизарьево. С моим вчерашним попутчиком он был в корне не согласен.

Источник преподобного Серафима Саровского

- По вере вашей да будет вам, - размышлял он. - У одних людей взгляд светел, и они видят только светлое, у других - сер, и они видят только серое. Те, кто по Божией воле сюда приехал - остаются, а кто по своеволию - конечно, уезжают. Сейчас здесь экологическая обстановка примерно такая же, как в других промышленных районах страны, ничем не лучше, но и не хуже. Что же касается паломников, то пусть местные не возводят на них напраслины. Благодаря им половина Дивеево кормится и имеет работу.

А сами паломники благодаря монастырю имеют возможность два раза в день подкрепить свои силы в монастырской паломнической трапезной. Хоть и скромно, но вкусно и совершенно бесплатно. Наедаешься - до отвала! Огромная масса народу ежедневно проходит через монастырь и получает здесь как духовный, так и насущный хлеб.

Вместе со всеми сажусь за деревянные столы трапезной. Рядом - и московский высоколобый очкарик-профессор, и нищий оборванец. Звучит общая молитва перед едой - и ощущаешь чувство братства, как в храме на Литургии.

- Только что приложилась к раке с мощами и увидела там, рядом, мотыжку, которой работал преподобный! - тараторит севшая напротив меня забавная девчушка лет 10-ти, от нахлынувших чувств еле переводя дыхание.

Любаша из Тобольска

 

- Откуда такая бойкая?

- Из Тобольска.

- Как зовут?

- Любовь.

- Где твои родители?

- Мама умерла, а папка (она сделала характерный жест) - пьёт.

- А где же ты живёшь?

- В Тобольской семинарии, временно - в медпункте. Скоро буду жить в семинарском общежитии и учиться в православной гимназии.

- А с кем ты здесь?

- С нашей паломнической группой из Тобольской епархии. Сегодня во время исповеди священник меня спросил, не хочу ли я остаться в Дивеево. Я ему ответила, что если меня оставят, то наш владыка потом всем головы поотрывает! А тут ещё, в монастыре, моду взяли меня матушкой называть. А я им отвечаю: "Какая я вам матушка?! Я не матушка, я - де-во-чка!" А вы за сухариками уже ходили?..

В монастыре не только бесплатно кормят, но и так же бесплатно, в Паломническом центре - раздают сухарики, освящённые в чугунке преподобного Серафима, в котором он варил себе нехитрую пищу в годы отшельничества. А днём, на паперти Троицкого собора, этот чугунок священник опускает на головы паломников. Здесь, в очереди к чугунку святого Серафима - страждущие стяжать благодать, и все они равны перед преподобным.

Рядом с монастырскими воротами люди с испитыми лицами пристают к прохожим.

Охотников поспекулировать на самых возвышенных человеческих чувствах хватало всегда. Впрочем, в этих святых местах они отпадают, как шелуха, скоро о них забываешь. А на источнике преподобного, что в нескольких километрах от Дивеево, забываешь, кажется, вообще обо всём на свете. Здесь даже дышится как-то по-особому легко. Сам источник появился по молитвам святого Серафима, жившего отшельником неподалёку от этого места в небольшом рубленом домике.

Чугунок Преподобного Серафима Саровского

По словам здешнего сторожа, родник - неиссякаемый кладезь чудес. Когда, в начале 90-х, люди стали стекаться сюда после восьмидесятилетнего перерыва, чуть ли не ежедневно к вечеру приходилось уносить оставленные за ненадобностью костыли -столько происходило исцелений. Сейчас их стало гораздо меньше. Видимо, действительно, даётся "по вере нашей". Раньше к источнику людей приводило религиозное воодушевление, а сейчас - всё чаще мода и любопытство.

Окунулся трижды и я. Дыхание спёрло, словно миллиарды иголок вошли под кожу. И неудивительно: здесь вода и летом, и зимой - 4 градуса. Вылез из воды, а тело - горит! И необычайная лёгкость, удивительное блаженство распространяется по всем суставам! В таком состоянии умиротворённости два часа до отъезда нашего автобуса пролетели как один миг. И всё было бы как на Небесах, если бы не стал свидетелем одной пренеприятнейшей сцены. Молодая мамаша скрутила отбивающегося и ревущего белугой малыша и насильно, словно собираясь топить, трижды окунула захлебывающегося отпрыска в воду. В это время бабка, стоя на берегу, рукой крестила своих чад. Когда женщина отпустила мальчика, его трясло в истерике. Потом он несколько минут бегал по берегу и кричал матери и бабке: "Не подходите ко мне! Я вас ненавижу!". Мамаша вылезла следом и театрально, в сознании исполненного долга, принялась креститься.

Прости, Господи... В своём рвении не по разуму мамаша не понимает, что насильно можно только покалечить, а не исцелить... Об этом мы беседовали на обратном пути с отцом Вячеславом, клириком Самарской епархии, договорившись по приезду в Дивеево вместе ступить на Канавку Богородицы.

Легендарная канавка, о которой много писал "Русский Дом", отходит от монастыря и возвращается к нему, огибая множество зданий, среди которых - и средняя школа, и РОВД. Для школы и милиции сейчас строятся здания в посёлке, а территория Канавки вся будет передана в монастырское владение.

"Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста "Богородиц" прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!". А ещё, по слову батюшки Серафима, через Канавку не сможет пройти антихрист: она встанет до небес, да и сам монастырь воспарит в небо.

Что и говорить, размеренный монастырский уклад контрастирует даже с окружающей его бесхитростной сельской жизнью. Не говоря уже о том, что и до этих святых мест дошли блага цивилизации. Через дорогу от монастыря гостеприимно открыл двери клуб компьютерных игр... Нет, не зря всё-таки монахи уходили в лесную глушь, подальше от глаз человеческих. Чтобы не было внешних раздражителей. Чтобы незамутнённым, в соединении с природой, славить Творца.

 

Дивеево

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы