"Люди, сидящие во тьме, увидели свет великий". Этому мы радуемся в день праздника Рождества Христова.
Ведь человечество со времён грехопадения Адама и Евы всё более и более погружалось во тьму.
Семя греха легко проникает в душу, от него быстро разрастается в ней терние, искажающее всю природу
человека и его потомков. Адам плакал о своём грехе, а для его детей грех стал уже делом обычным. Ослеплённые
тьмой люди поклонялись тысячам богов, неукоснительно следовали тысячам нелепых, придуманных ими же самими
правил, верили в приметы, ворожили, гадали...
Ну, совсем как в наше время. А ведь Христос уже родился более двух тысяч лет назад. И воскрес. "Свет
во тьме светит", - но не все хотят выйти на свет Божий. Это не так просто. И требует мужества. Но это
возможно после Рождества Христова. А до него было невозможно. Никакого света духовного на земле просто
не было. Волны греха залили всю землю, как во времена потопа. Стрелка нравственного барометра человечества
упала до ноля. Катастрофа гибели Земли и всех её обитателей была неизбежна. Никакое учение, даже Богом
данное через пророков, не могло спасти человечество.
И тогда на небе появилась дивная звезда, о которой тысячелетия знали и которую ждали мудрецы востока.
Может быть ещё со времён Адама, по воле Божией хранили они и передавали из поколения в поколение предание
о том, что такая звезда предвещает рождение Великого Царя, Спасителя мира. Да, это воистину были мудрецы:
они сохранили самое важное знание, и они пошли за звездой радоваться и благодарить. Кого? - С виду беспомощного
Младенца. Но мудрецы знали, Кого и за что благодарят, перед Кем преклоняют колени. А ведь, они по преданию,
были царями, пусть и небольших государств. Но явили небывалое в те времена благородное чувство благодарности
и смирения. Удивительно ещё и то, что дары Младенцу они принесли символические. Это свидетельствует о
том, что из древнего предания им был известен земной путь Спасителя мира: золото они принесли Ему как
Царю (и Его встречали как Царя, когда Он входил в Иерусалим через Золотые ворота после воскрешения Лазаря),
ладан - как Священнику (и Он проповедовал, служил людям как Священник), смирну - на погребение. То есть
они знали, что Царь, Спаситель мира, будет предан смертной казни. Как мудрецы они понимали, что по-другому
и быть не могло в этом грешном мире. - Тьма ненавидит Свет, и люди, служащие ей, не простят Того, Кто
пришёл спасти их. Они обуяны злобой, несчастные. Злобой и гордыней, этим страшным порождением тьмы. В
свете Христовом слишком хорошо видны их пороки, а гордый человек обличения своей скверны вынести не может.
Дары волхвов хранятся до сего времени в монастыре св. Павла на Святой Горе Афон. Мощи волхвов ныне
находятся в Кёльнском соборе.
Ангелы, пришедшие на Землю, чтобы возвестить миру о великом событии Рождества Христова, нашли на всей
планете только несколько простых пастухов, которые были способны восприять благую весть: "Слава
в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Беззлобные, чистые сердцем пастухи тут
же пошли в пещеру и поклонились Младенцу. Увидели исходящий от Него свет и не испугались, а возрадовались,
и уверовали. И потом, во время земного служения Иисуса Христа, с радостью слушали и любили Его, в основном,
только простые люди: рыбаки, мытари, блудницы. И это понятно. Ведь они сознавали полное своё ничтожество,
им гордиться было совершенно нечем, и потому их души были открыты для Истины. Никакой тайны здесь нет.
Просто "Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать".
Но почему же человечеству пришлось столько тысячелетий томиться в духовной жажде, блуждать во тьме,
ждать, когда появится Она, способная вместить Невместимого Бога, Творца всей Вселенной? Он же Всемогущий,
потому, кажется, мог бы смирить и очистить любую деву в мире в любое время. Почему же Он не сделал этого?
Ведь Бог, Любящий и Милосердный, всегда хотел и хочет всем спастись и в разум Истины прийти.
Хочет. Но насильно никого смирить и спасти не может. Он Сам ограничил Себя, дав человеку свободную
волю, создав его по образу и подобию Своему. Потому проходили столетия и тысячелетия, а Бог всё не мог
воплотиться, пока не родилась Она, Честнейшая Херувим, Которая добровольно и смиренно сказала: "Я Раба
Господня; да будет Мне по слову Твоему". И выносила Младенца и родила Его в тёмной пещерке, положила в
ясли, на сено для скотины.
Так встретили люди своего Спасителя. Ни в одном из домов Вифлеема места Ему не нашлось: "И земля вертеп
Неприступному приносит", - поём мы в день праздника Рождества. Только вертеп могла принести Христу Земля,
- ничего более. Но Божия Матерь, Дева из царского рода, беседовавшая с Ангелами, не сетовала. Она была
смиренна и мудра. Встретила пастухов, приняла дары волхвов, потом бежала с Младенцем на руках в Египет
(а это путь неблизкий), спасая Его от злобного Ирода, жила с Ним почти год в Египетской пустыне в палатке.
Это Царица-то Небесная!
А на следующий день после Рождества Христова Церковь установила праздник - Собор Пресвятой Богородицы.
То есть, мы и 8 января должны бы прийти в церковь, чтобы все вместе, соборно, славить и благодарить Матерь
Божию. Но обычно в храмах в этот день мало народу. Чувство праздника вспыхивает в наших душах и быстро
угасает. Бог гордым противится. Мы не вполне осознаём величие подвига Пресвятой Богородицы. Ни до Неё,
ни после Неё, - подобной Девы не рождалось. Она - главная участница Торжества Рождества Христова. Ведь
Христос - Единородный Сын Божий и в то же время Совершеннейший Человек, пребывающий на Небесах одесную
Отца в теле, которое Он получил от Своей Матери.
Пастухов, простых людей, среди нас почти уже нет. Если заговоришь с кем-нибудь просто - человек насторожится:
уже слишком это непривычно ныне. Люди становятся всё "сложнее" и глупее. Потому волхвов, то есть мудрецов
истинных, тоже днём с огнём не отыщешь. Но Господь ещё милует нас, потому что есть на Руси люди, старающиеся
смиряться и благодарить.
Дети у нас непослушные и больные. Придётся смириться, воспитывать их с любовью, вспоминая, какими сами-то
мы в молодости были, на ком женились, кто были наши родители и их родители? Увы, твоё дитя неизбежно несёт
бремя грехов и страстей своих предков.
Один старец в ответ на жалобы родителей на своих детей часто говорил: "От осинки не родятся апельсинки".
И русская пословица "яблочко от яблоньки недалече падает", - нам известна. Так чему же мы удивляемся,
глядя на своих детей? Это закон, установленный Богом. И Сам Бог подчинился ему. Но Своим Рождеством и
Воскресением Он дал каждому из нас возможность разорвать греховную цепочку поколений умерщвлением своих
страстей с помощью Божией.
"Бог крепок, властитель, начальник мира: яко с нами Бог" (из великого повечерия).