600 лет со дня блаженной кончины преподобного Саввы Сторожевского † 16 декабря 1406 года
Царь Алексей Михайлович с толпой бояр и воевод, с искусными егерями затеял медвежью охоту в дремучей заповедной пуще близ славного Звенигорода. Сказывали, с недавних пор объявилось здесь чудище дивное, свирепый медведь. Озорует, людей стращает: мост-де через речку по брёвнышкам раскатал, да чью-то коровёнку в лес утащил.
Рассеялись царские ловчие по лесу, далеко разошлись, и как-то получилось, что остался Алексей Михайлович один в дремучей чащобе. И вдруг из бурелома с шумом и треском поднялся перед государем лесной хозяин - косматый, зловонный, злобно рыкающий. Не оробел Алексей Михайлович, рогатину наставил, крепко упершись ею в землю, да медведь рыкнул, словно рассмеялся, и незримым ударом отбил, переломил, как соломину, золочёное царево оружие. Смерть неминучая грозила царю, да в этот миг заслонил царя неведомый старец-монах. Поднял над головой большой медный крест, погрозил медведю, молвил сурово: "3апрещаю тебе, сатано, именем Господа нашего Иисуса Христа!". Медведь замотал головой, закрыл морду лапами, зарычал, как заплакал, и пустился наутёк. Хотел царь Алексей Михайлович спасителя своего отблагодарить, но старец-монах успел незаметно скрыться.
Каково же было удивление государя, когда вечером в Звенигородском монастыре увидел он своего избавителя. Словно живой, смотрел на него с иконы основатель обители Звенигородской преподобный Савва Сторожевский. Повелел государь отслужить благодарственный молебен святому, а мощи угодника, которые пролежали в земле 245 лет, освидетельствовать и открыть для всеобщего поклонения.
- Отец наш и покровитель Савва преподобный, - неторопливо перебирая лёстовку, говорил царю начальник обители, - был среди монахов человеком не последним. В Троицкой обители под началом Сергия Радонежского подвизался и так угодил Господу, что преподобный определил ему быть духовником в своей лавре. Вот какой человек, Савва наш Сторожевский! А когда злая сеча с Мамаем случилась и князь наш великий Димитрий Донской с победой вернулся, то повелел он, князь-то наш великий, в благодарность Господу Дубенский Успенский монастырь учредить. И вот тогда-то, государь мой, преподобный Сергий, Савву нашего игуменом того монастыря-то и поставил.
А князь Звенигородский Георгий, сын Димитрия Донского, давненько мечтал преподобного к себе заполучить. Вот и стал он наезжать в обитель, да Савву нашего уговаривать. Приедет и давай рассказывать об уединённости да тихой усладе пустынных звенигородских мест. Молит старца передохнуть от игуменских хлопот, неотступно зовёт к себе в гости...
Так докучливы были просьбы князя Георгия, что уступил преподобный, надеясь вскоре возвратиться в лавру. Однако благоверный князь вместе с супругой и детьми никак не соглашались отпускать святого, просили Савву не оставлять Звенигород без духовного окормления. Князь, чтобы удержать подвижника, повёз его на Сторожевую гору, что в двух верстах от города.
- Взгляни, отче, - озирая с вершины окрестные места, восхищённо воскликнул Георгий, - есть ли где-нибудь такое место на всей Руси?
Старец посмотрел с высокой горы и показались ему земли, распростёртые вокруг, раем небесным, совершенством, красою предивною.
- Дарю тебе эту гору, - вымолвил предовольный князь. - Владей, ставь храмы Божии, кельи, постройки монастырские. Освящай эту благословенную землю молитвами и трудами иноческими.
Поклонился Савва до самой земли, помолился перед иконой Богородицы, которую всегда носил с собой, и остался на Сторожевой горе. Построил небольшую деревянную церковку в честь Рождества Богородицы, соорудил келью и предался любимому житию постника. Однако недолго пришлось ему жить суровым отшельником: любил русский народ своих святых, любил черпать духовную силу в уединённых скитах и пустынях. Стали навещать старца люди православные, многие оставались на горе, принимали монашеский постриг. Собралось вокруг Саввы немало иноков и тогда, памятуя заветы Сергия Радонежского, устроил он для братии общежительный монастырь. В своих отношениях с иноками подражал старец своему великому учителю: распоряжения и поручения подкреплял собственным примером. Носил на своих старческих плечах воду на крутую гору, сам заготавливал дрова на зиму, работал на общих монастырских послушаниях.
В 1399 году князь Георгий с дружиной выступил против неприятеля. Перед боем, по примеру своего отца Димитрия Донского, князь навестил преподобного, попросил благословения на брань с волжскими болгарами. Старец, храня верность обычаям святым, благословил воинов на ратный подвиг, предрёк князю победу и возвращение домой живым и невредимым. Усмирив нечестивых язычников, которые набегами своими разоряли восточные пределы Руси, Георгий Димитриевич поспешил к Савве с великой благодарностью:
- Крепкий ты, отче, помощник был в бранех и схватках, - поклонился Георгий монаху. - Твоими молитвами победил я врага.
В ту пору Савва был уже в преклонных годах и земное почитание тяготило его. Подвижник облюбовал себе уединённое место в овраге неподалёку от монастыря, в густом лесу. Устроил себе тесную пещерку, выкопал колодец и пребывал в покое и тихом уединении до самой своей кончины...
...Царь Алексей Михайлович, чудесно спасённый святым от лютого зверя, проникся к Савве Сторожевскому большой любовью, и в 1652 году состоялось торжественное открытие мощей звенигородского чудотворца. В монастырь прибыли почётные гости: государь с царицей Марьей Ильиничной, патриарх Иосиф, князья и бояре. Со всех окрестных городов и деревень шёл на прославление любимого святого православный народ. Много чудес совершалось при гробе преподобного, а в 1812 году произошёл такой случай.
В то время отчизна наша подверглась жестокому разорению, учинённому войсками Наполеона. Один из наполеоновских военачальников, принц Евгений Богарне, вице-король итальянский, разорил Звенигород, а для своего становища избрал Сторожевский монастырь. Был поздний вечер. Утомлённый дневными трудами принц восседал в братской трапезной. Он устало и равнодушно взирал на отблески костров и пожаров, ухмыляясь, вслушивался в грубые выкрики мародёров, грабивших беззащитную обитель. Лениво потянулся он к пузатой бутыли с вином и вдруг с удивлением увидел перед собой благообразного старца в поношенной иноческой хламиде. Принц Евгений вскинул брови, привстал, изумлённый тем, что монах беспрепятственно миновал часовых. Он хотел вызвать стражу, учинить ей разнос, однако впал в какое-то странное оцепенение. Старец подошёл совсем близко. Лунный свет, отблески пожарищ и горящие на столе свечи хорошо освещали суровый лик таинственного пришельца. Бестрепетным, властным голосом чернец приказал:
- Запрети войску своему грабить обитель нашу святую, запрети выносить из храмов церковную утварь, разорять припасы монастырские. Если исполнишь моё повеление, то Бог помилует тебя. Ты вернёшься в свой дом целым и невредимым.
Потрясённый вице-король итальянский молча смотрел, как старец, не растворив дверей, прошёл сквозь комнату со стражей, миновал монастырский двор и скрылся в соборном храме. Немного оправившись от потрясения, Богарне кликнул солдат и поспешил вслед за монахом. В мерцающем свете дымных факелов увидел вице-король икону преподобного Саввы, тотчас признал в святом ночного гостя. Набожный принц немедля отдал приказ прекратить грабежи, покинуть обитель, оставив монахам награбленное добро.
Этот случай принц записал в свой походный дневник. Согласно предсказанию Саввы Сторожевского, принц Евгений Богарне нигде в сражениях не был ранен и дожил до глубокой старости в кругу своей семьи на голубых холмах милой Италии.
К празднику преподобного Саввы Сторожевского будет установлен бронзовый памятник святому; проект его уже получил благословение Святейшего Патриарха. Основатель монастыря будет встречать паломников прямо у входа в свою обитель…
Для тех кто, хочет помочь детскому приюту при Саввино-Сторожевском монастыре:
ИНН 501500687,
р/с 40703810240290107235 в ОСБ 8158/032 г. Звенигород,
к/с 30101810900000000323,
БИК 044552323 в "Среднерусском банке" СБЕРБАНКА РФ г. Москва.
Тел./ факс: (495) 592-94-41