С 28 ноября по 6 января - Рождественский пост
Четыре больших поста в году - это крест, который дан каждому христианину для спасения души. Они установлены
святыми отцами как некие столпы, держась за которые мы не отпадаем от жизни Православной Церкви, её Святых
Таинств и хоть какого-то доступного для нас подвижничества. Подвиг - движение вперёд, вверх, всю жизнь,
- иначе не приблизишься к Царству Небесному. Посты напоминают об этом. Особенно в наше время, когда мы
в суете мирской живём, как хотим. Точнее, кое-как живём. И только постом вдруг спохватываемся: а ведь
так нельзя, не должно… Ведь мы всё-таки христиане, православные. Именно ради нас Господь посылает Благодатный
огонь с небес в Великую Субботу.
"Не так живи, как хочется, а как Бог велит", - говорили наши предки, а они были умнее нас.
Рождественский пост установлен ещё древними христианами. Первые христиане постились семь дней перед
Рождеством Христовым. Со временем этот пост становился всё больше и больше, и наконец в XII веке постановление
Церковного Собора в Константинополе предписало всем православным хранить пост пред Рождеством Христовым
40 дней, чтобы достойно подготовиться к такому великому празднику. Этот пост в Церковном уставе даже именуется,
как и Великий пост, четыредесятницей. В народе его ещё называют Филиппов пост, потому что день заговения
на него, 27 ноября, приходится на день памяти апостола Филиппа.
Итак, Рождественский пост установлен для того, чтобы мы подготовились к Рождеству Христову. И слава
Богу, что у нас в России ещё постятся перед Рождеством. Вот на Западе этого поста уже нет, и там Рождество
- просто семейное застолье, часто скучная необходимость собираться за одним столом с давно чужими родственниками.
У нас же некоторые ещё чувствуют праздник во всей его полноте.
А как нужно поститься? В смысле пищи это так называемый "лёгкий пост", - можно вкушать рыбу; главный
его подвиг многие не знают: "Как Господь ущедрил нас плодами земли (ведь этот пост после сбора урожая),
так и мы... должны быть щедры к бедным", - писал святой Лев Великий. Он говорил о том, что этот пост -
жертва Богу за собранные на полях плоды.
Святой Симеон Фессалоникийский говорил о том, что Рождественский пост изображает собой пост Моисея,
который, постившись 40 дней и 40 ночей, получил Божественные слова, начертанные на камне, то есть десять
ветхозаветных заповедей. Мы же в Рождестве Христовом приемлем Живого Бога от Пресвятой Девы. Слово, а
не начертание на камнях.
Надо же подготовиться к такой встрече. Между тем именно в самые напряжённые в духовном плане последние
дни поста у нас в каждом доме празднуют Новый год. Сейчас ещё и с петардами, взрывами под окнами, бешеными
ритмами со всех сторон. Христианами быть всё труднее. Злая сила затягивает в свой смертоносный водоворот.
Мы оправдываем себя тем, что за праздничным новогодним столом едим только "постное", типа икры и сёмги.
И этим сами свидетельствуем против себя: пост-то наш только телесный… А он без духовного ничего не стоит,
даже вредит, так как развивает гордыню. Бесы вообще ничего не едят, а что толку? И, главное, какому богу
мы приносим всенощное бдение с полуночи до утра за новогодним столом с возлияниями и салютами? Да, ясно
- какому. А вот бодрствовать в Рождественскую ночь ради Христа очень трудно. Для многих ну просто невозможно.
Всё это я по себе знаю, потому и пишу. Помолимся, чтобы Господь даровал нам сил отступить от язычества
и стать христианами, наконец.
Оптинские старцы перед революцией, видя отступление от поста в тогдашней помутившейся разумом России,
говорили: "Не хотят поститься добровольно, - будут поститься невольно". Так вскоре и случилось: в богатейшей
стране мира наступили вдруг голод, разруха. И в наше время, если не постишься в юности, в пожилых летах
вынужден поститься по состоянию здоровья. Бывает часто, круглый год ничего есть нельзя, кроме овсянки.
Бог-то заботится о нашем спасении.