Мужество и героизм народа явились важнейшими слагаемыми Победы в Великой Отечественной
войне. Но ведь на всё воля Божия. Как узреть её на стороне русского оружия? Недавно рассекреченные архивные
документы наглядно свидетельствуют о Божием заступничестве за нашу землю. В битве под Москвой оно свершилось
через, казалось бы, вполне обычные и отнюдь не чудесные явления. Только пришлись те как нельзя кстати
Суровость зимы 1941-1942 гг. породила суждение, что под Москвой русские победили благодаря генералу
"Морозу". Превозносились преимущества советского строя и "человеческий фактор". Тон задали слова И.В.
Сталина, произнесённые 6 ноября 1941 года на торжественном заседании по случаю очередной годовщины революции:
"Моральное состояние нашей армии выше, чем немецкой". С другой стороны, оправдываясь перед соотечественниками
и историей, немецкая пропаганда муссировала погодный фактор. Впрочем, не отмечая в нём ничего сверхъестественного.
Немцам фатально перестало везти с третьей декады октября - после Можайска. Уже во время боёв у Ельни
и Бородино выпадает первый снег, начинаются дожди. Земля впитывает влагу, как губка. Через три-четыре
недели дороги становятся совершенно непроходимыми.
Командующий 4-й танковой группой генерал-полковник
Э. Гёпнер писал: "Машина за машиной останавливались в жидкой грязи, не в состоянии сдвинуться с места…
Каждый шаг - это напрасная трата энергии, каждый поворот колеса - напрасная попытка, каждое движение -
не вперёд, а только глубже в скользкую, клейкую слякоть грунта… Пушки ушли в грунт по самые ступицы колёс,
и даже танки и тягачи должны признать, что есть границы и для их проходимости… Всё завязло в клейком грунте".
Немцы обматывали колёса цепями, применяли настилы и домкраты, буксиры и лебёдки. Дорогу, можно сказать,
выкапывали из грязи. Но проходила колонна, и серо-коричневое месиво образовывалось вновь. Через пару часов
в нём бесследно тонули даже бревенчатые гати. Переход десяти километров занимал двое суток. Подвоз прекратился
совершенно. Боеприпасы, горючее и продовольствие стали на вес золота.
Похолодания враг ждал с нетерпением. Земля затвердеет - снова можно будет наступать: до Кремля каких-то
80 километров. И долгожданный мороз грянул - с ледяным ветром и снегом. Последние литры бензина шли на
прогрев двигателей танков и автомобилей. По окрепшим дорогам к войскам устремились колонны с боеприпасами
и горючим, другими материальными средствами. Немецкое наступление возобновилось.
Однако погода недолго потакала захватчикам. Стужа превзошла ожидания: средняя температура ноября минус
5°, декабря - минус 12° и января - минус 19° . Тот же январь оказался на 8° студёней обычного. В отдельные
дни морозы доходили до 40° . Толщина снежного покрова перевалила за полметра.
Климат, полагают многие, влиял на воюющие стороны одинаково. Разве что, русские к холодам привычнее,
а тёплое обмундирование немцам было завезено с опозданием. И наступление отнимало больше сил, нежели оборона.
Но 5-6 декабря 1941 года в 35-ти градусный мороз советские войска пошли вперёд. Те же жалобы: на глубокий
снег, стужу, метели. Но наступают! А противник не может эффективно обороняться. Почему?
В этой связи примечательна служебная записка от 10 июня 1942 года академика Сергея Семёновича Намёткина
- председателя комиссии по моторному топливу и смазочным маслам президиума Академии наук СССР, направленная
начальнику Управления снабжения горючим Красной армии бригадному инженеру М.И. Кормилицыну. В ней ход
битвы под Москвой рассматривается "со специальной точки зрения" - под углом снабжения германской армии
горючим и смазочными материалами. В предисловии автор провидчески пишет, что пройдёт немало времени, прежде
чем "задача подведения итогов зимней кампании 1941-1942 гг. получит своё разрешение на основе… документов,
которые, по понятным причинам, ещё не скоро поступят для всеобщего ознакомления".
Академик следил за событиями на Западном фронте и изучал состав и свойства моторного топлива и смазочных
масел, применяемых немецкой армией.
Следует отметить, что запасы нефти в самой Германии ничтожны. Ещё задолго до войны она наладила производство
горючего из угля и угольных смол, торфа и отходов деревообработки, водяного газа и т.п. В основном выпускался
так называемый синтетический бензин. Его непременные компоненты - ароматические углеводороды, прежде всего
бензол, застывающий при температуре плюс 5,4°С.
"В условиях рано наступивших зимних холодов, - пишет С.С. Намёткин, - вся техника германской армии
встала, так как в бензиновых баках машин в одно морозное утро вместо жидкого топлива оказалась каша -
смесь мельчайших кристаллов выпавшего бензола с жидкой, трудно застывающей частью моторного топлива".
Просчёты германского генштаба с горючим для него были бесспорны. Тоже - со смазочными материалами. Далеко
не сразу немцы подвезли на фронт высококачественные, работоспособные на морозе образцы.
По словам учёного, систематические исследования трофейных образцов топлива удалось наладить только
в 1942 году. Кстати, один из авторов этих строк, после выпуска из батальона ГСМ 1-го Саратовского Краснознамённого
бронетанкового училища в звании воентехника 2-го ранга, выполнял спецзадание. В январе-феврале 1942 года
на Южном фронте он отобрал из баков вражеской техники, оставшейся на поле боя, около десятка проб, которые
доставил в Москву в Управление снабжения горючим Красной армии.
Но зимними марками бензина вермахт всё же располагал. Вспомним о румынской нефти в руках фашистов.
А довоенные поставки из Советского Союза? А трофеи… Немецкие "морозоустойчивые" бензины с низкой температурой
замерзания, малым содержанием бензола и высоким октановым числом - не уступали советским. Шли они, в основном,
для авиации. На наземной технике использовались лишь в самую холодную зимнюю пору: предписывалась строжайшая
экономия.
Для справки: обычный, из нефти, бензин полноценно работает, как правило, до минус 45-55°. Именно таким
авиационным бензином снабжалась Красная армия. Основное количество немецкого горючего теряло дееспособность
уже при минус 10-15° С. Зачастую составлялись смеси зимних и летних сортов. Например, одна из проб применявшегося
немцами бензина, отобранная весной на Западном фронте, застывала при минус 36°. При минус 28° начиналось
выпадение отвердевших компонентов. Понятно - в разгар холодов с таким или более "зябким" горючим техника,
утратив подвижность, становилась "грудой металла". Температурная аномалия применительно к горючему, "противоборствовавшему"
под Москвой, обернулась победой одной стороны и поражением другой.
Свою записку академик С.С. Намёткин завершает выводом: "Анализ данных по составу и свойствам горючего
и смазочных масел, принятых на снабжение в германской армии, показывает, что ранняя зима 1941-1942 гг.
застала её с "летними" сортами горючего и масел; смена "летних" на "зимние" была подготовлена (в том числе
из-за ставки на молниеносную войну - авт.) недостаточно".
Пожалуй, свой вывод могут сделать и православные. Вернее, у нас нет и не было сомнений: спасение России
- дело Божиего Промысла. Просто на архивной полке найдено ещё одно свидетельство Его присутствия в человеческой
истории. Но мужество, самопожертвование, героизм, полководческий талант - неужели всё это не в счёт?..
По утверждению святых отцов, Бог спасает нас не без нас. На поле брани наш народ сделал своё дело.
Господь же сотворил Своё. Прикровенно…