21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
" Самое ужасное - когда мы грешим и не каемся"
святитель Василий Великий
В начале "перестройки" в одном подмосковном храме приходской священник публично выступил против главы администрации района, который был связан с местной мафией. Речь шла о запрещённом законом строительстве коттеджей на территории усадьбы, имеющей культурно-историческое значение для всей России, так называемой заповедной зоны. И новые русские, кровно заинтересованные в этом строительстве, пришли в ярость. Вечером к храму подъехало несколько иномарок, из них вывалились бритоголовые, и один из них, по прозвищу "Паша", помощник главы администрации, сказал вышедшим навстречу женщинам: "Передайте вашему попу, что я его убью". Прихожане пошли к священнику и сказали: "Мы сегодня будем провожать вас до дома, потому что Паша не зря сыплет угрозами. Мы знаем, что этот уголовник, недавно выпущенный из тюрьмы, способен на всё". Молодой священник решительно отказался от всякой защиты и отправился домой один через тёмный лес, и ничего с ним не случилось.
Несколько лет спустя Паша попал в тяжёлую автомобильную аварию. Будучи на смертном одре в больнице, он пожелал исповедоваться и послал позвать к себе того самого священника. "Батюшка, - сказал он, - а ведь в ту ночь я действительно намеревался вас убить. Я подстерегал вас у лесной тропы, когда вы проходили мимо меня". - "Почему же вы не исполнили своё намерение?" - спросил священник. - "Что значит "почему"? С Вами же были ещё двое". - Со мной не было никого, - ответил священник. Но эти люди были с Вами, - сказал Паша, - я видел их". Тогда священник понял из этой предсмертной исповеди, что Бог послал Своих ангелов, чтобы защитить его.
Господь показывает нам нечто важное. Прихожане этого храма из послушания священнику не пошли с ним,
но, очевидно, так молились за него, как будто действительно пошли. И потому Господь послал вместо них
Своих ангелов. Не так ли было в древней Церкви, о чём нам рассказывает книга "Деяний святых апостолов"?
Вся Церковь прилежно молилась об апостоле Петре, когда Ирод посадил его в темницу, чтобы убить его. "И
в ту ночь Пётр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И
вот, ангел Господень предстал, свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал:
встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит
ему: надень одежду и иди за мной. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое ангелом было действительно,
а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город,
которые сами собою отворились им. Они вышли и прошли одну улицу, и вдруг ангела не стало с ним. Тогда
Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал ангела Своего и избавил меня из
руки Ирода, и от всего, чего ждал народ иудейский" (Деян. 12, 6-11).
Как о каждом верном печётся Господь, так и о всех нас, о всей Церкви нашей, о всем Отечестве нашем.
В этот праздник мы должны ещё раз задуматься, от чего зависит судьба нашей Церкви, нашего Отечества, каждого
из нас. Как грандиозно духовное сражение, в котором Господь сподобляет нас участвовать! Начиная с падения
бывших ангелов, оно не кончается ни на одно мгновение. Битва в небе между Архангелом Михаилом и древним
змием, соблазнителем всего мира, продолжается на земле людей. Все наши искушения и испытания, все события
нашей истории, хотим мы этого или нет, сознаём мы это или нет, являются составной частью этой битвы между
Женой, облечённой в Солнце, и драконом. И пока не придёт конец, когда Господь предаст царство Богу и Отцу
и упразднит всякое начальство, и всякую власть и силу, как говорит апостол Павел, это сражение будет и
Его, и нашим всегда. Чем ближе конец, тем неистовее сражение. И мы слышим, как Господь обращается к нам
сегодня: "так говорит имеющий с обеих сторон меч, знаю твои дела, и что ты живёшь там,
где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрёкся от веры Моей даже в эти дни". Чем неистовее
сражение, тем более нуждаемся мы в помощи ангелов. Ангелы существуют, чтобы напомнить нам, что Бог постоянно
и таинственно вмешивается в нашу жизнь, направляя, утешая, укрепляя и защищая нас.
Люди сегодня более всего нуждаются в уверении, что не всё подконтрольно дьяволу. Их уже не надо убеждать, что дьявол существует. Они это знают, они видят его присутствие в жизни окружающего мира и иногда в своей собственной жизни. Им необходимо видеть, что это не всё. Что есть свет, есть силы, превосходящие зло. Есть ангелы Божии, служебные духи, посылаемые для служения всем, кто имеет наследовать спасение, как говорит Писание.
В праздник бесплотных Сил небесных и начало каждой недели - понедельник, посвящаемый Церковью святым ангелам, будем запечатлевать особенной памятью об этом. Все дни недели с этого дня начинаются. И все дни нашей жизни.
Тайна духовной жизни проста: видеть невоображательно среди мрака событий присутствие Сил Небесных.
"Самое ужасное, - говорит святитель Василий Великий, - когда мы грешим и не каемся". Тогда мы прогоняем
грехами своими наших ангелов-хранителей, которых Господь посылает, чтобы защитить нас от бед и опасностей.
Но больше радости бывает у ангелов на небесах об одном грешнике кающемся, чем о девяносто девяти праведниках,
как будто бы не имеющих нужды в покаянии. Вопрос заключается в одном: какой молитвой должна молиться Церковь,
чтобы небо касалось земли, и ангелы становились участниками нашей жизни?
Наша молитва неложна, если мы исполнены решимости делом осуществить то, о чём мы просим в нашей молитве, и осуществляем, если это от нас зависит. Если же это превосходит наши силы, Господь, глядя на нас, посылает к нам Своих ангелов. Где сражение за целомудрие и смирение, где пламенеющая ревность по истине и правде, там летят нам на помощь ангелы Божии.