4 ноября - празднование Казанской иконы Божией Матери. День народного единства
"Может быть, время и сокрушит эту бронзу, но священные имена не исчезнут в океане вечности",
- так было написано о Минине, Пожарском и посвящённом им памятнике, что стоит на Красной площади. Слова
эти подтвердились в наши дни, когда для установки памятника в Нижнем Новгороде готовилась копия творения
скульптора Мартоса. Через специальный люк в постаменте специалисты проникли внутрь полого памятника, и
через бронзу, как сквозь решето, увидели небо. Московский памятник Минину и Пожарскому разрушается. Впрочем,
поскольку речь идёт о символе русского патриотизма, можно сказать, что дело не только в кислотных дождях.
Предательство угнездилось в Москве. Оно и разъедает монумент. А имена героев - они ещё прогремят на Руси.
"Грехов ради наших разлился превеликий Божий гнев", - отмечал безвестный летописец в "Плаче
о пленении и конечном разорении Московского государства", написанном в 1612 году. Дополняя картину всеобщей
безнравственности и греховности, автор пишет: "Правда в людях оскудела и воцарилась неправда, и всяческая
злоба, и ненависть, и безмерное пьянство, и блуд, и ненасытное стяжательство, и ненависть к братьям своим
умножилась, ибо оскудела доброта и обнажилась злоба, и покрылись мы ложью". Строки эти 400-летней давности
- написаны словно о сегодняшних бедах России, забывшей заповеди Божии и своё великое предназначение.
Скорбь и уныние царили вокруг... Изменился и сам народ - окаменели сердца, оскудели души, омрачились
умы. Клятвопреступление и измена, коварство и вероломство, грабежи и насилие, предательство национальных
интересов и своих ближних свирепствовали со страшной силой. На Русскую землю, терзаемую гладом, мором,
неурожаями и смутой, надвигалась католическая римская ересь.
В условиях интервенции, краха центральной власти, распада государства и национальной измены - единственная
надежда оставалась на великую милость Спасителя и чудесное заступничество Божией Матери. Множество чудесных
знамений происходило в годы Смутного лихолетья. Чудеса и знамения требовали от народа всеобщего покаяния
за тяжкие грехи, чистоты сердца и помыслов, сохранения верности православным святыням и решительных действий
по спасению гибнущей Отчизны. Многочисленные явления Богородицы, святых воинов и чудотворцев во времена
Смуты доказывали, что Господь не отступился от России, послав суровые испытания для того, чтобы "исправить"
её и возвратить на истинный путь для выполнения великого предназначения.
Хранил свою страну и преподобный Сергий Радонежский, о котором сказано: "Время общественных бедствий
- есть его время!" Трижды он являлся гражданину Нижнего Новгорода - Кузьме Минину - и звал к спасению
Родины. На городской площади Минин призвал к созданию народного ополчения и спасению страны. "Станем
все, как один, за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!", - с таким пламенным призывом обратился
он к русским людям, пожертвовав на ратное дело не только свои сбережения, но и серебряные и золотые оклады
с икон и украшения своей жены. Пример его воодушевил многих! Мужчины записывались в ряды ополчения, отцы
приводили своих сыновей, купцы жертвовали деньги, женщины отдавали драгоценности и последнее имущество.
Во главе нижегородского ополчения и "Совета Всея Земли" стали - князь-воевода Дмитрий Пожарский и гражданин
Кузьма Минин, поднявшие и сплотившие русский народ во имя великой цели - спасения и возрождения Державы
Российской. В первых рядах ополчения находились воинский стяг князя Пожарского с изображением Спаса-Вседержителя
и чудотворная Казанская икона - путеводительница и святая помощница в делах ратных. При звуках боевых
труб и звоне колоколов выступило из Нижегородского кремля народное ополчение, ядро которого составили
герои обороны Смоленска (1609-1611).
Благословил нижегородское ополчение преподобный Иринарх Затворник, молившийся о спасении Земли Русской.
Его благодатный медный крест одел на грудь поверх боевых доспехов князь Пожарский. Ополченцы победоносно
дошли до Москвы, выгнали поляков, избрали нового царя и установили тишину и покой в государстве.
Документы и сказания XVII веха свидетельствуют о множестве чудес, явленных святым Казанским образом.
С его помощью была взята одна из башен Китай-города, захват которой предопределил успех общего штурма
22 октября 1612 года. За ним последовали - капитуляция Кремля, сдача польского гарнизона и отступление
войск гетмана Ходкевича. "И Бог утоли гнев свой: Москву очисти 1612 октября 22-го. И сия подобно древнему
чюду...", - так говорит летопись.
Чудотворная Казанская икона - путеводительница нижегородского ополчения, помощница в делах ратных и
спасительница нашего Отечества - с 1612 года становится общерусской святыней. Сразу после освобождения
столицы русские воины - "уставиша праздник торжественный празновати о таковой дивной победе". Ратная икона
на волне народного почитания становится предметом особых забот князя-воеводы Дмитрия Пожарского. Первоначально
он помещает её в своей приходской церкви Введения Богородицы на Лубянке, украсив драгоценными камнями
и дорогим окладом, а позже святой образ переносится в Казанский собор на Красной площади, построенный
в 1636 году и сразу ставший храмом русской воинской славы. С этого времени Казанская икона - защитница
столицы и покровительница России и царской династии Романовых. В дореволюционной Москве было 30 храмов,
посвящённых чудотворному Казанскому образу.
В память освобождения столицы России от братоубийственной гражданской войны и бедствий Смутного времени
вновь избранный царь Михаил Романов установил ежегодное празднование Казанской иконы (8 июля - в день
её обретения и 22 октября - в день освобождения Москвы) и совершение крестных ходов во главе с царём и
Патриархом к чудотворной святыне из Кремля. При царе Алексее Михайловиче, в 1649 году, день 22 октября
(4 ноября) был объявлен Всероссийским праздником.
Чудотворным Казанским образом благословил на царство юного Петра I в 1682 году святитель Митрофаний
Воронежский, предсказав ему великие победы над врагом и основание славного града Святого Петра. Весной
1695 года, направляясь в Азовский поход, в Нижний Новгород прибыл 23-летний царь Пётр. Он сразу спросил:
"Где похоронен Кузьма Минин?". С большим трудом удалось разыскать заросшую бурьяном могилу народного героя,
похороненного в мае 1616 года в ограде Архангельской церкви. Государь приказал немедленно перенести прах
великого сына России в Нижегородский Кремль и похоронить в усыпальнице Спасо-Преображенского собора. Опустившись
перед гробницей на колени, Пётр тихо сказал: "Здесь лежит спаситель Отечества!". Главный престол Нижегородского
храма был посвящён Казанской иконе Богоматери, а два придела освящены во имя Димитрия Солунского и Космы
и Дамиана - небесных покровителей Пожарского и Минина.
Дмитрий Пожарский жил дольше своего боевого соратника и сподвижника. Мужественный, храбрый и прямодушный,
он участвовал в многочисленных сражениях и военных кампаниях, был воеводой и государственным деятелем.
По словам жалованной царской грамоты, князь Пожарский "стоял в твёрдости разума своего крепко и непоколебимо
безо всякия шаткости". На одре смерти он со слезами вспоминал своего друга "Минича", приняв постриг под
именем Космы. Из столицы прах героя и полководца провожали тысячи простых людей. Погребли его в Спасо-Евфимиевском
Суздальском монастыре, в родовой усыпальнице Пожарских, воздвигнув великолепную часовню с иконой Спасителя.
В 1886 году в Суздале на народные деньги был воздвигнут бюст-памятник с надписью: "Дмитрию Пожарскому
- благодарная Родина".
Ещё Михаил Ломоносов предлагал увековечить память о славном нижегородце Кузьме Минине. Но сама идея
о сооружении памятника национальным героям впервые возникла в русском обществе в 1803 году. По инициативе
нижегородцев в 1808 году был объявлен конкурс на лучший проект, победителем которого стал скульптор И.П.
Мартос. Памятник решено было установить в Москве, а для Нижнего Новгорода изготовить обелиск. Наполеоновское
нашествие приостановило начатые работы... В грозном 1812 году имена славных мужей с особой силой прозвучали
в манифесте Александра I, обращённом к народам России: "Да встретит враг в каждом дворянине - Пожарского...
в каждом гражданине - Минина. Соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках, - никакие силы
человеческие вас не одолеют".
Торжественное открытие памятника состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии Александра I, при ликовании
народа, музыке военных оркестров и параде российской гвардии. Освобождение Москвы и очищение России от
интервентов - были главными идеями монумента, создаваемого в годы борьбы с Наполеоном, когда в обществе
царил всеобщий патриотический подъём.
Переломные эпохи в истории любой страны всегда рождали великих вождей и героев, и многоликих и коварных
временщиков, злодеев и самозванцев. "Да будут благословлены те, которые идут для очищения Московского
государства, а вы, изменники, будьте прокляты!" - звучит сегодня с новой силой грозная проповедь несгибаемого
духом Патриарха Гермогена.
Сегодня Россия снова, как и столетия назад, переживает смутное лихолетье, "великое разорение".
Однако прошли те годы, когда на глазах у изумлённой публики "художники" нашего времени резали свинью
с надписью "Россия". Теперь православно-патриотической символики и риторики в оборот введено - только
отбавляй! В повязанной по рукам и ногам стране, которая вроде как празднует День независимости неизвестно
от кого, ничего уже не удивляет. Не удивляет ведь никого новое название дня 4 ноября. Оказывается, это
почему-то "день народного единства", а не празднование Казанской иконы Божией Матери.