Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Октябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

 Нет сомнения, что человек может быть искренне верующим, занимая какое угодно высокое положение. Но чем объяснить, что столь многие представители нашей так называемой политической элиты, принимающие антинародные законы и покровительствующие пропаганде разврата в СМИ, - с фальшивой пафосностью посещают православные монастыри и напоказ ездят по святым местам? Публично окунаются в прорубь на Крещение, как это продемонстрировал Жириновский по телевидению? Может быть, таким образом они хотят вызвать доверие народа, совершая геноцид народа? Изображают себя борцами против давно уже не существующей угрозы коммунизма, а в презрении к русскому народу превзошли всех прежних коммунистических руководителей. Особенно возмутительно их лицемерное почитание святых новомучеников и исповедников Российских.

Евгений Сулимчук, г. Петрозаводск

Почему Христос говорит в Евангелии иудеям, что они свидетельствуют сами против себя тем, что чтут память ветхозаветных пророков? Что значат Его слова: "Дополняйте же меру отцов ваших"? Почему кроткий и милостивый Христос, давший заповедь: "Не судите, да не судимы будете", говорит: "Змии, порождения ехиднины"? Разве Бог может кого-то отвергнуть навсегда? Как понимать: "Се оставляется дом ваш пуст"?

Д. Молчанов, г. Златоуст

Эти два письма дополняют друг друга и одновременно содержат вопрос и ответ. В первом - вопрос, во втором - ответ на него. Но лучше всё-таки, как всегда, обратиться к Писанию, к тому, что происходило во время земной жизни Спасителя. Иудеи делают вид, что чтут память праведников, которые жили когда-то, а сами ненавидят и гонят тех праведников, которые сегодня - рядом с ними. Бог ревниво относится к посягательству на Его святые заповеди, и с такой же ревностью Он заступается за честь Своих угодников. Память праведника благословится, а имена их ненавистников и гонителей будут покрыты позором. "Кровь праведников стереть невозможно, - говорит святитель Николай Сербский, - и она горит на главах до колена сотого".

Книжники и фарисеи строят гробницы мученикам и украшают их памятники. Они изображают сегодня возмущение их убийством. "Если бы мы были во дни отцов наших, - говорят они, - то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков". Но именно это они бы делали тогда, и именно это они намереваются делать сейчас. Фарисеи замышляют убийство Христа, о Котором свидетельствовали все пророки. Точно также те, кто сегодня ни слова не скажет против нынешнего главного греха - сатанинской пропаганды разврата, ни за что не выступили бы против главного греха прежних дней - безбожного коммунизма. Мы думаем иногда, что если бы жили во времена земной жизни Спасителя, то неотступно следовали бы за Ним, никогда бы не отвергли, не предали Его. Но Христос - в Своем Духе, в Своем слове, в Своих заповедях - вчера, сегодня и во веки Тот же. А мы заповеди нарушаем. Значит предаём Его. "Таким образом, - говорит Христос, - вы сами против себя свидетельствуете". Те, кто осуждает грех в других, а себе позволяет то же самое или худшее, - наиболее неизвинителен (Рим. 1, 32 - 2, 1). "Вы сыновья тех, которые избили пророков", - говорит им Господь, потому что они идут вслед своих отцов, они - их духовные и физические наследники.

"Дополняйте же меру отцов ваших". Существует мера грехов, которая должна быть исполнена. Бог долготерпелив, но приходит время, когда Он не будет больше терпеть. Дети исполняют меру грехов своих отцов, если упорствуют в тех же самых грехах или новых, худших. Грех народа, приводящий к национальной катастрофе, составляется из грехов всех поколений. Бог праведный присоединяет нечестие отцов к нечестию детей, идущих их стопами. Гонение на Христа и Его Церковь исполняет меру вины народа больше, чем что-либо другое.

"Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в гиену?" Как странно, кажется, слышать это из уст Христа, изливающих благодать. Он называет их змиями и порождениями ехидниными, потому что знает, какой яд ненависти к Богу носят они в себе. Христос - Судия, держащий в Своей руке ключи ада и смерти. Как убежать им от осуждения в гиену? Есть одна только возможность - покаяние и вера. Мытари обратились к Врачу Небесному, и избегают осуждения ада явно скорее, чем те, кто был уверен в себе, что они - на пути к небесам. Господь утверждает, что вся история Израиля - история убийств людей Божиих. От начала до конца, от Авеля до Захария, это история отвержения и нередко - убийства праведников.

Слово Христово обращено не только к иудеям, но ко всем людям и ко всем народам. Мы знаем, что было в XX столетии в некогда православной России. И сегодня Господь напоминает всем, в том числе и тем, кто строит гробницы новым мученикам и украшает им памятники, что на Страшном Суде мы все должны будем ответить: содействовали или препятствовали мы Богу нашей жизнью? Каждый человек и каждый народ должен будет дать на это ответ.

Бог никогда никого не отвергает. Но Он уходит от того, кто отвергает Его. "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!", - говорит Господь. Он оплакивает этот город мира, ныне предназначенный к разрушительной войне, ибо грехи его вопиют к небу. "Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" Сколько раз Он приходил к ним, проповедуя и совершая чудеса. Всякий раз, когда мы слышим святое Евангелие и воздыхание Духа Святого касается нас, Христос хочет собрать нас. "Я хотел, а вы не захотели", - говорит Господь. Он хотел спасти их, а они не захотели быть спасёнными Им. И Он определяет участь Иерусалима: "Се оставляется дом ваш пуст". Этот дом - город и Храм, от которого скоро не останется камня на камне, их религия, в которой нет Бога, и человеческие души - незанятые, выметенные и убранные. Без Христа самое цветущее место станет пустыней. Когда Бог уходит, Его место заступают сразу все враги рода человеческого.

Я пришёл к вере совсем недавно, крестился, и сейчас пытаюсь вникнуть в учение Христа, чтобы применить его в своей жизни. Я согласен, что Христос учит высшему добру и высшей нравственности. Но некоторые места в Евангелии приводят меня в недоумение. Например, то, как Христос говорит про любовь. Что может быть выше в жизни, чем любовь? Любимый человек, дети, родители - мы любим их, это естественно для нас. И разве этого недостаточно? Но Христос как будто ставит выше ту любовь, которая кажется противоестественной - любовь к врагам. Это не вмещается в моё сознание - как можно любить тех, кто делает нам зло, так же как тех, кто любит нас?

Н.В. Амелин, г. Протвино

Невозможно жить по-евангельски, оставаясь только на естественном человеческом уровне. Господь требует от нас того, что превосходит естественные человеческие возможности. Если Христос говорит нам о любви к нашим врагам, то это потому, что Бог первым возлюбил нас. Когда мы предстоим перед трудной, по-человечески невозможной любовью, мы не можем уже оставаться только на плоскости психологии, социологии и даже морали. Мы должны поставить себя перед распятым Христом. Господь наш Иисус Христос, Сын Отца Небесного, восхотел высшего блага для тех, кто соделал Ему зло. Он пострадал и умер за всех людей - и за тех, кто предал Его страданиям и смерти. Любовь к врагам может исходить только от Бога! И это то, что Бог не перестаёт делать, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, - над полями безбожников и гонителей так же, как над монастырскими садами. Всякий раз, когда мы видим солнечный свет и дождь, будем вспоминать слово Христово, что это Божие благословение всему миру. И пусть дары Божией щедрости к людям, восстающим на Бога, учат нас делать добро ненавидящим нас. Вот ответ на вопрос о том, как любить тех, кто не любит нас. Для этого надо увидеть, как Бог нас любит. Прощая без конца. Эту невозможную любовь к врагам Господь не стал бы требовать от нас, если бы Он Сам не явил её, сказав: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23, 34).

Чтобы стать христианином - Божиим человеком - надо достичь не просто взаимной любви: "я люблю тебя, потому что ты любишь меня". Так поступают и язычники, говорит Христос. Он, Бог наш, перед абсолютным отвержением Его любви будет непоколебимо следовать абсолютной любви. Христианская любовь не может сводиться только к чувствам, влечениям, переживаниям. Господь не говорит ничего плохого об этой любви, в которой мы так нуждаемся. Кто может жить без неё? Господь только говорит, что на этом нельзя останавливаться, потому что христианство - это больше, чем человеческая доброта. Это очень серьёзный вопрос, и мы должны часто задавать его себе: делаем ли мы что-нибудь для людей больше, чем другие? Бог одарил нас несравненно больше, чем не знающих Его людей. Делаем ли мы большее, чем они, по отношению к другим? Любить тех, кто не любит нас, творить добро тем, кто делает нам зло, - значит уподобляться Богу.

Быть христианином не значит просто ждать, когда осуществится Божий замысел о мире и всё заполнит Христова любовь. Это значит пытаться каждый день устремляться к этой любви. Здесь речь не о добреньком морализаторстве для слабых, сентиментально настроенных людей. Мы - чада Отца Небесного, Который содержит в недрах Своей любви весь человеческий род, - и злых и добрых. Принося на Кресте молитву за всех, Христос воспринял от Отца власть дать нам эту заповедь о любви к врагам.

Как Вы относитесь к церковным наградам? Почему иногда награждают церковными орденами людей, далёких от Церкви, а тех, кто трудится для неё всю жизнь, не замечают?

Ю. Гончарова, г. Москва

Награждение церковными орденами людей, далёких от Церкви, - отдельная тема. И надо ли говорить, что для христианина церковная награда - награда, которую он принимает из рук матери Церкви, - не может не быть дорога. Но мы сейчас остановимся на другом. В книге Деяний святых апостолов есть рассказ о том, как родилась Церковь в Антиохии. И верующие во Христа впервые стали называться христианами. Произошло нечто потрясающее. Эпохальное событие. А мы даже не знаем имён людей, которые сделали это именование столь значительным для всего человечества. Всё, что мы знаем, это то, что они прибыли из Кипра и Киринеи. И вошли в историю как первые безвестные благовестники Христовы. Во все времена одно из искушений Церкви состоит в том, что люди желают быть замеченными и названными, когда они совершают что-то стоящее, в то время как Церковь, может быть, больше всего нуждается в тех, кто никогда не думает о награде, а только о деле, ими исполняемом. Имена этих людей могут быть не записаны в человеческих книгах истории Церкви, но они записаны навеки в Божественной Книге Жизни.

Я думаю, что эта истина должна быть понятна всякому человеку, на каком бы духовном уровне он ни находился. Знаменитый французский писатель Флобер выразил её в одной короткой фразе. После того как он получил письмо Бодлера, который просил его сделать что-нибудь, чтобы добиться избрания во Французскую Академию, он ответил: "Зачем желать быть чем-то, когда можно быть кем-то". Он выразил здесь суть освобождения от суеты, - в этом для него заключалось благородство искусства. И нам с очевидностью показано, в чём состоит достоинство личности и достоинство жизни.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы