Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Октябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Евангелие в красках

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

 22 октября - Память Святых отцов VII Вселенского Собора

В октябре Церковь совершает память святых отцов Седьмого Вселенского Собора, которые утвердили иконопочитание. Этот праздник установлен в 787 году, после продолжительной борьбы с ересью иконоборцев. Догмат иконопочитания, говорят святые отцы, является печатью всех догматов нашей Церкви. Он утверждает, прежде всего, тайну Боговоплощения. Оттого, что Бог стал человеком, Неописанный даёт Себя описать, Свет неприступный, в котором пребывает Бог, становится видимым. Святой апостол Иоанн Богослов так говорит о тайне Богочеловека: "Которого мы видели и слышали, Которого осязали руки наши". Икона - это дар Божий. Представьте себе храм без икон. Без присутствия в нём Господа, Божией Матери и святых. Евангелие в красках изображается на стенах храмов. Икона - богомыслие в красках, доступное самому простому уму и сердцу. Так говорят святые отцы.

Подлинные иконы - особое духовное и художественное явление. Их можно сравнить с детскими рисунками. Детские рисунки отличаются тем, что в них нет того, чего не может достигнуть самый величайший художник. В них нет плотяности, тяжести, той земной неодолимой притяжённости, которая естественно присутствует в произведениях всякого взрослого человека. И пока взрослый человек подвигом святости не достигнет такой чистоты и простоты, которая есть у детей - так говорит Сам Христос ("если не будете как дети, то не войдёте в царство Божие"), - он не сможет избавиться от своего естественного недостатка, который с неизбежностью будет присутствовать в самом блестящем его шедевре.

Мы знаем имена многих знаменитых святых мастеров-иконописцев: апостол и евангелист Лука, преподобный Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Дионисий, преподобный Алипий Печерский. Но большинство иконописцев безымянны. И вы не найдёте нигде икону, которая была бы подписана именем того, кто создал это чудо. Икона принадлежит Церкви. Она - высшая духовность, а в ней сам человек, с его постоянной претензией на что-то, на свою личную славу, например, полностью исчезает. Преподобный Силуан Афонский говорит, что святые отличаются от всех прочих людей тем, что они не говорят ничего от себя. Бог говорит через них. И то же самое мы видим в богословии в красках, в иконах. Часто великие мастера работали в содружестве со множеством других художников-иконописцев, очень талантливых, которым даже и в голову не приходило сокрушаться о том, что их имя нигде не будет упомянуто. Они знали, что этот труд Господу посвящается, и Господь принимает их приношение. Когда иконы освящаются, они обретают живое присутствие Бога, Божией Матери и святых.

Нередко Господь дарует Свои милости через образы - не обязательно чудотворные. Я знаю одного молодого человека, который глубоко обратился к вере именно тогда, когда приложился в Великую Пятницу к Святой Плащанице. Евангелие, книги святых отцов, которые он открывал, казались ему мудростью, красотой, но достаточно отвлечёнными. Когда же он, не думая ни о чём, отстояв в очереди, приложился к Святой Плащанице, то будто прикоснулся не просто к иконе, а к той самой Плащанице, в которую был положен бездыханный Господь. Нетленная пасхальная радость коснулась его.

Одна женщина рассказывала, как на пороге веры, она придя в храм, купила маленькую бумажную иконочку Божией Матери. Это случилось в советские годы, качество изготовления икон было весьма скромным. Но когда дома она начала молиться перед этой иконочкой, ей вдруг открылось, что она молится перед Самой Божией Матерью, Которая лицом к лицу стоит перед ней. Такие обращения бывают, когда люди впервые берут в руки Евангелие, и Господь даёт им узнать, что Он присутствует Своей благодатью в этих словах. И через самые простые, безыскусные иконы Он порой являет Себя.

Вот почему такой ненавистью врагов Православия всегда были окружены его святыни. Никогда не было такой страшной войны - ни против католичества, ни против протестантизма - как против нашей Церкви. Ужас охватывает при одной мысли о том, что делали с иконами. Их сжигали, расстреливали, выкалывали глаза на ликах, плясали на них обезумевшие люди, на помойку бросали, чтобы только их осквернить. Всё богоборчество, всё человеконенавистничество присутствовало в этом, потому что икона - это тайна Богочеловечества Христова. Это была война против Бога и человека. В иконоборчестве были все ереси, какие только существовали, потому что догмат иконопочитания уничтожает все ереси, он - печать всех остальных догматов. Оплевание и заушение Христа во время Его Страстей обратилось теперь на Его лики, на изображение Божией Матери и святых. Все войны против человечества, все ГУЛАГи и освенцимы духовно в этом присутствовали. О диаволе, антихристе, апостол Иоанн Богослов говорит, что его первейшим признаком является отвержение тайны Боговоплощения и ненависть к Боговоплощению.

Мы сознаём, что без иконы, без предстояния нашей жизни перед лицом Божиим, перед Божией Матерью, всеми святыми, каждый из нас стал бы лёгкой добычей греха, диавола и вечной смерти. И это относится ко всему православному народу. Что было бы с Россией, если бы не было когда-то Нерукотворного образа Спасителя во всех её храмах и на боевых знамёнах! Если бы не было чудотворных икон Божией Матери Владимирской, Казанской и Тихвинской, если бы не было тысяч чудотворных икон, благоуханной чудотворной иконы Царя-мученика, - не было бы России. Она давно была бы уже кладбищем, мёртвой пустыней.

Праздник святых отцов Седьмого Вселенского Собора призывает нас молитвенно почтить исповедников веры и великих иконописцев, всех православных христиан, которые оказались верными святыням Церкви. Преподобный Иустин Попович, недавно прославленный сербский святой, говорит о святых иконописцах: "Они сражались с грехом, чтобы ум их становился оком, и душа имела бесчисленное количество очей, как у Херувимов. И всякая добродетель была у них оком. Пост - оком, молитва - оком, любовь - оком, милосердие - оком, целомудрие - оком, терпение - оком. Так что им дано было видеть невидимое и изобразить его для нас".

А великие исповедники, защитники иконопочитания, являли не меньший подвиг. Такие, как преподобномученики Феодор и Феофан Начертанные, когда хулители икон, желая оскорбить православную веру, на их лицах выжигали калёным железом гнусные слова, отвечали: "На Страшном Суде прочтёте то, что вы написали". Через эти страдания - их души, их лица, отражающие свет Пречистого Лика Христова, исполнялись небесной благодати.

Каждый из нас призывается хранить верность тайнам нашей Церкви. Пусть не будет никто из нас иконоборцем, - тем, кто, как говорят святые отцы, устами исповедует истинную веру, а жизнью даёт ложное её начертание, отвергая исповедание Церкви. Будем помнить о великой милости Божией, которая даётся нам каждый день в храме во время богослужения. Когда священнослужитель обходит храм, совершая каждение перед иконами, он кадит и всех предстоящих, ибо каждый из нас являет собой образ Божий, по-гречески - икону. Надо чтобы этот призыв к святости раскрывался во всей нашей жизни до самой смерти, и в вечности просиял Христовой красотой.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы